Методика словарной работы в ДОО
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие словарной работы;
2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста;
3. Задачи и содержание словарной работы в ДОО.
4. Ведущие направления словарной работы в ДОО;
5. Методика развития словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах;
Рекомендуемая литература
Основная
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
Дополнительная
1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
2. Лурия А.Р. Развитие значения слов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
3. Богатырева А. Понимание слов детьми трех-пяти лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
4. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
6. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
7. Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
Задания, рекомендации:
1. Для проработки 2-го вопроса необходимо изучить литературу и подготовить доклады с обязательным иллюстрированием положений примерами детских высказываний. Доклады готовятся по всем источникам(основным и дополнительным);
2. В пособии С.Н. Цейтлин проработайте параграфы: «Детская этимология», «Расширение и сужение значений слов», «Иинтерпретация производных слов», «Усвоение переносных значений слов», «Овладение фразеологией».
3. 3-й вопрос раскрывается на основе пособия М.М. Алексеевой, В.И. Яшина и анализа программ «От рождения до школы» и «Детство». Охарактеризуйте задачи и содержание словарной работы во всех возрастных группах. Сравните задачи и содержание работы, представленные в программах «От рождения до школы» и «Детство».
4. Для ответа на 4 вопрос воспользуйтесь пособием Стародубовой Н.А.;
5. Для проработки 5-го вопроса воспользуйтесь пособием М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. Обязательно описание представленных в пособии методов и приемов, рекомендуемых для детей разного возраста;
6. В рамках 5-го вопроса необходимо изучить дополнительную литературу и подготовить доклады. Доклады готовятся по всем дополнительным источникам.
Семинар № 5
Методика формирования словообразовательных умений у дошкольников
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика формирования словообразовательных умений в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
2. Приемы формирования словообразовательных умений.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
Дополнительная
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981.
2. Ушакова О.С. Придумай слово. Книга для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Задания, рекомендации:
1. Для ответа на первый вопрос воспользуйтесь пособием М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.
2. Для проработки 2-го вопроса воспользуйтесь пособиями А.М. Бородич и О.С. Ушаковой, а также ресурсами сети Интернет. Обязательно описание представленных в пособиях приемов (упражнений, игр и т.п.), рекомендуемых для детей разного возраста.
Семинар № 6