Особенности усвоения детьми звуковой стороны речи
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие звуковой культуры речи, ее сущность;
2. Особенности усвоения детьми звуко- и словопроизношения, интонационной выразительности;
3. Обследование звуковой стороны речи детей;
4. Задачи и содержание работы по воспитанию у дошкольников звуковой культуры речи.
5. Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников на занятиях;
6. Средства и методические приемы воспитания звуковой культуры речи;
Рекомендуемая литература
Основная
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
4. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей детского садов. – 4-е изд. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1980.
5. Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1971.
Дополнительная
6. А.Н. Гвоздев. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
7. Н.Х. Швачкин. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
8. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
9. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.
Задания, рекомендации:
1. При подготовке к 1-му вопросу используйте пособие Стародубовой Н.А.;
2. Для проработки 2-го вопроса необходимо подготовить доклады с обязательным иллюстрированием положений примерами детских высказываний. Доклады готовятся по источникам: пособие Стародубовой Н.А – параграф «Особенности овладения детьми звуковой стороной языка»; пособие Цейтлин С.Н. – параграф «Овладение звуковой основой речи»; статьи А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина. При подготовке докладов можно объединиться в рабочие группы (2-3 человека);
3. Раскрывая содержание 3-го вопроса, опишите методики обследования детской речи, продемонстрируйте протоколы и способы их заполнения. При подготовке к 3-му вопросу используйте пособия: Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: 1) Пособие для студентов. – Раздел II. Занятие 2. Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников; 2) Пособие Генинг М.Г. (любое) – параграф «Обследование речи».
4. 4-й вопрос раскрывается на основе анализа программ «От рождения до школы» и «Детство». Охарактеризуйте задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников всех возрастных групп. Сравните задачи и содержание работы, представленные в программах «От рождения до школы» и «Детство».
1. При подготовке к 5-му вопросу используйте пособия Алексеевой М.М., Яшиной В.И. и Стародубовой Н.А. Опишите содержание и методические приемы воспитания звуковой культуры речи у детей различного возраста;
2. Подготовьте доклад на основе статьи Рождественской В.И., Радиной Е.И.
3. Содержание 6-го вопроса раскрывается в ходе демонстрации (презентации) средств и методических приемов. Используя пособие Генинг М.Г., подберите средства, методические приемы, которые используются на всех этапах обучения правильному звукопроизношению: 1) развитие моторики артикуляционного аппарата, речевого дыхания и развития речевого слуха; 2) становление звуков речи, или постановка звука; 3) закрепление и автоматизация звуков; 4) дифференциации смешиваемых звуков. Распределитесь для выполнения задания таким образом, чтобы продемонстрировать работу над разными звуками.
Семинар № 3