Особенности применения физических упражнений, как средств физического воспитания, в специальных медицинских группах

Физические упражнения, применяемые в физическом воспитании учащихся специальных медицинских группах, по признаку оздоровительного развивающего эффекта делят на общеоздоровительные, специально-оздоровительные (лечебные), общеразвивающие или стимулирующие и специально-развивающие.

Общеразвивающие упражнения оказывают общий неспецифический оздоровительный эффект и применяются при любом заболевании.

Специально-оздоровительные (лечебные) упражнения направлены непосредственно на звено болезненного процесса в организме.

Общеразвивающие или стимулирующие упражнения оказывают развивающий эффект на все функции организма, стимулируют физическое развитие, создают базу для развития основных физических качеств.

Специально-развивающие упражнения развивают отдельные физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость, координационные способности).

В свою очередь общеразвивающие упражнения делят на: динамические циклические; формирующие и исправляющие осанку; дыхательные.

К динамическим циклическим оздоровительным упражнениям относятся – ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, гимнастические упражнения с повторяющимся циклом движений и т.п. Эти упражнения легко дозируются по интенсивности, длительности применения и хорошо соизмеряются с возможностями организма. Они воздействуют на все системы организма и главным образом на крово- и лимфообразующие, дыхательную систему, стимулируют неспецифические, общие защитные силы организма. Для оздоровительного эффекта реакция организма на них должна быть малой или умеренной. Под малой реакцией принято понимать увеличение ЧСС до 120 ударов в минуту, а со стороны артериального давления – незначительное повышение или сохранение прежнего уровня. Под умеренной реакцией принято понимать ЧСС в диапазоне 120 – 150 ударов в минуту, при этом систолическое давление не должно превышать 150 мм рт.ст.

Упражнения, вызывающие малую реакцию, используются при значительном ослаблении здоровья или для ускорения восстановительных процессов в организме.

Следует учитывать, что применение упражнений, вызывающих малую и умеренную реакции организма, недостаточно для развития физических качеств до уровня, отвечающего оптимальным требованиям жизнедеятельности.

Дополнительно к урокам физической культуры рекомендовать учащимся использовать физические упражнения в быту: продолжительную ходьбу, передвижение на велосипеде и т.п.

Упражнения, формирующие и исправляющие осанку, направлены на ликвидацию искривлений позвоночника за счёт восстановления симметрии костей таза и нижних конечностей, физиологических изгибов позвоночника; нормализацию мышечного тонуса как глубоких мышц спины, непосредственно формирующих положение позвоночника, так и наружного “мышечного корсета”. Высокоэффективны в коррекции нарушений осанки элементы плавания, особенно стилем брасс, и комплексы упражнений в воде.

Дыхательные упражнения направлены на формирование рационального дыхания – умения дышать полно при любом типе дыхания (грудном, брюшном или диафрагмальном), ритмично, особенно при сочетании дыхательных движений с движениями тела. Применяются упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла, развивающие носовое, грудное, диафрагмальное и полное дыхание, улучшающие дренажную функцию дыхательных путей.

Дыхательные упражнения подразделяются на статические (не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища) и динамические (когда дыхание сочетается с различными движениями). И те, и другие могут выполняться из разных исходных положений (стоя, сидя, лёжа). Использование в дыхательных упражнениях акцента на выдохе, произношение звуков, наклонов, поворотов способствует большей вентиляции лёгких.

Общеразвивающие (общестимулирующие) упражнения оказывают разностороннее влияние на все функции организма. Используются при отсутствии в организме болезненных изменений, которые могут служить противопоказаниями к их выполнению. К ним относятся динамические циклические упражнения аэробного характера, при выполнении которых ЧСС достигает 150 – 180 ударов в минуту.

При выполнении упражнений с ограниченным числом задействованных мышц происходят изменения главным образом локального характера в определённых мышечных группах и соответствующих отделах нервной системы. Такие общеразвивающие упражнения различаются по направленности на различные группы мышц: головы, шеи, туловища, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей, брюшного пресса, таза и т.п.

Силовые упражнения вызывают выброс анаболических гормонов, способствующих усилению процесса белкового синтеза в организме, что стимулирует биологическое созревание, рост скелета, мышечной массы и других тканей организма. Их выполнение сопряжено с напряжённой работой сердечно-сосудистой и других систем и требует определённой готовности организма. Напряжение, создаваемое мышцей при выполнении анаболических упражнений, должно составлять 50 – 75 % максимально возможной. При меньшем усилии анаболический развивающий эффект может не наблюдаться, при долее высоком – возможно перенапряжение функциональных систем организма.

Подвижные игры и элементы спортивных игр являются приоритетным средством физического воспитания в работе с учащимися специальных медицинских групп, так как обладают высоким оздоровительным и воспитательным потенциалом. Игры включают многообразные жизненно важные двигательные действия (бег, прыжки, метания, удары и т.д.). Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя требования к концентрации внимания, быстрому его переключению, хорошей координации движений, тем самым совершенствуя подвижность нервных процессов. Игры развивают двигательный аппарат, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, активизируют обмен веществ. Воздействуя на эмоционально-волевую сферу, игры помогают формировать как двигательные, так и нравственные качества.

Используя подвижные и элементы спортивных игр в занятиях с учащимися специальных медицинских групп, учитель физической культуры обязан:

Ÿ учитывать и регулировать физические нагрузки в зависимости от функциональных возможностей учеников;

Ÿ контролировать адекватность эмоциональных переживаний;

Ÿ совершенствовать двигательные умения и физические качества, которые несколько отстают в развитии.

Средства физического воспитания в уроках физической культуры в специальных медицинских группах могут применяться в режимах малой, умеренной и большой интенсивности.

Наши рекомендации