Проверка эффективности методики
Эффективность методики совершенствования быстроты у футболистов 14-16 лет, изучалась путем сравнения результатов тестирования в ноябре 2016 года и в апреле 2016 года. В таблице 2, 3, 4 представлены результаты тестирования в ноябре и в апреле. В построенных нами гистограммах показано изменение результатов тестирования. Для проверки разработанной нами методики мы использовали тесты «Бег 30 метров», «Бег 60 метров», «Челночный бег 3х10».
Таблица 2
Результаты тестирования «Бег 30 метров»
Тест | Имя | Результаты (сек.) Ноябрь 2015 г. | Результаты (сек.) Апрель 2016 г. |
Бег 30 метров | Дмитрий | 5,8 | 5,6 |
Роман | 5,7 | 5,5 | |
Кирилл | 5,7 | 5,6 | |
Артем | 5,8 | 5,5 | |
Ринат | 5,7 | 5,4 | |
Артур | 5,9 | 5,7 | |
Андрей | 5,8 | 5,6 | |
Олег | 5,6 | 5,4 | |
Даниил | 5,8 | 5,5 | |
Илья | 5,9 | 5,6 |
Изменения результатов тестирования «Бег 30 метров» мы представили в виде гистограммы.
Таблица 3
Результаты тестирования «Бег 60 метров»
Тест | Имя | Результаты (сек.) Ноябрь 2015 г. | Результаты (сек.) Апрель 2016 г. |
Бег 60 метров | Дмитрий | 10,4 | 10,0 |
Роман | 10,2 | 9,9 | |
Кирилл | 10,5 | 10,0 | |
Артем | 10,3 | 9,8 | |
Ринат | 10,2 | 9,9 | |
Артур | 10,3 | 10,0 | |
Андрей | 10,5 | 10,1 | |
Олег | 10,4 | 10,1 | |
Даниил | 10,2 | 9,8 | |
Илья | 10,4 | 10,0 |
Изменения результатов тестирования «Бег 60 метров» мы представили в виде гистограммы.
Таблица 4
Результаты тестирования «Челночный бег 3х10»
Тест | Имя | Результаты (сек.) Ноябрь 2015 г. | Результаты (сек.) Апрель 2016 г. |
Челночный бег 3х10 | Дмитрий | 9,0 | 8,7 |
Роман | 9,1 | 8,9 | |
Кирилл | 9,0 | 8,6 | |
Артем | 9,2 | 8,9 | |
Ринат | 9,3 | 9,0 | |
Артур | 9,1 | 8,7 | |
Андрей | 9,2 | 8,7 | |
Олег | 9,1 | 8,8 | |
Даниил | 9,0 | 8,6 | |
Илья | 9,3 | 8,8 |
Изменения результатов тестирования «Челночный бег 3х10» мы представили в виде гистограммы.
Проверим нашу методику по критерию Стьюдента
Тест | Месяц, год | х | m | t | t гр. |
Бег 30 метров | Ноябрь, 2016 | 5,8 | 0,03 | 7,5 | 2,10 |
Апрель, 2017 | 5,5 | 0,03 | |||
Бег 60 метров | Ноябрь, 2016 | 10,3 | 0,04 | ||
Апрель,2017 | 10,0 | 0,03 | |||
Челночный бег 3х10 | Ноябрь, 2016 | 9,1 | 0,03 | ||
Апрель, 2017 | 8,8 | 0,04 |
Как видно из результатов таблицы 2, 3, 4 и построенной нами гистограммы, показатели в ноябре 2015 года чуть хуже, чем показатели в апреле 2016 года. Тем самым, проверяя нашу методику по критерию Стьюдента t>t гр., мы видим, что разработанная нами методика оказалась эффективной.
Выводы
1. При изучении контингента испытуемых мы можем сделать вывод, что самый важный фактор физического развития подростка - половое созревание, масса тела возрастает на 4-6 кг, а окружность грудной клетки увеличивается на 3-5 см, увеличение роста и массы тела в период от 12 до 16 лет составляет 25-30 см и 25-40 кг. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 14 до 16 лет является наиболее благоприятным для совершенствования быстроты и повышения скорости движений.
2. Мы изучили многодневную динамику результатов ,отражающих различные формы проявления быстроты, и некоторых физиологических показателей у футболистов в подготовительном периоде. Мы можем сделать выводы, что динамика и физическая приспособленность находится на среднем уровне в период с 14 по 16 лет, что не препятствует совершенствованию быстроты
3. Изучив и оценив стандартную тренировку футболистов, мы предложили свой комплекс упражнений, описали: педагогические приемы, психологические приемы, специальные методы физического воспитания, гигиенические и природные факторы. Целями методики является: совершенствование быстроты футболистов, достижение высоких результатов.
4. Для проверки нашей методики мы использовали тест «Бег 30 метров», «Бег 60 метров», «Челночный бег 3х10» результаты тестирования мы привели в таблице, а разницу результатов данных тестов мы представили в виде гистограмм. С помощью критерия Стьюдента мы проверили эффективность нашей методики, которая оказалась эффективна.
Практические рекомендации
На основании результатов исследования для повышения эффективности быстроты футболистов были разработаны следующие методические рекомендации:
1. Для повышения эффективности работы и надежности игровых действий использовать путь воспитания личностных качеств, требующих обязательного проявления определенных качеств, а также путем создания специфических игровых ситуаций, позволяющих развивать у юных спортсменов способность к ориентированию в сложных условиях, включающих быстрое, точное восприятие и анализ постоянно меняющихся ситуаций, что обеспечит выполнение адекватных действий.
2. Планируя занятия по общей развитию, тренеры-преподаватели должны соблюдать следующие методические требования:
· подбор упражнений следует осуществлять с учетом охвата всех мышечных групп;
· объем нагрузки в каждом занятии и в серии следует повышать постепенно с учетом возраста и подготовленности занимающихся;
· умеренную нагрузку необходимо чередовать с более высокой, а в занятиях с юными футболистами 13-14 лет с максимальной;
· в занятиях с юными футболистами 10-12 лет не рекомендуется в течение длительного времени применять повышенные нагрузки, т. к. из-за большой возбудимости и быстрой утомляемости нервной системы, занимающихся данного возраста такие нагрузки приводят к резкому снижению работоспособности.
Список использованной литературы
1. Арестов Ю.И., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М., ГЦОЛИФК,. 2000.-27 с.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 144с.
3. Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов». - М. Издательство «Физкультура и спорт», 2004.
4. Вихров К. Физическая подготовка юных футболистов. - Киев: Федерация футбола Украины, 2000.
5. Власов В.Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис.... канд. пед наук. -М, 2001.-21 с.
6. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой//Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 2. - С. 32-35.
7. Вопросы юношеского спорта. / Под общей ред. СмотроваИ.П. - М. Издательство «Физкультура и спорт», 2002.(7
8. Гендзегольскис Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2008 г.
9. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. - Волгоград, ВГАФК, 2002.
10. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки
11. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе.- Киев: Здоровья, 2006. -134с.
12. Качании Л., Горский Л. Тренировка футболистов - Братислава, 2005.
13. Марченко В.А. Развитие двигательных качеств футболистов. - Харьков, 2009.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.Издательство «Физкультура и спорт», 2009
15. Методические аспекты подготовки юных футболистов (обзор материалов доклада Р. Хюсси на конференции УЕФА по проблемам юношеского футбола), 2000.
16. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. Карасева А.В. - М.: Лептос, 2010.-368 с.
17. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. - М. Советский спорт, 2005
18. Платонов В.Н. Современная спортивная подготовка. Киев Издательство «Здоровье», 2003.
19. Подготовка молодых футболистов. /Под. ред. Палфая Я. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 102с.
20. Портных Ю.И. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 344с.
21. Сальникова Г.П. физическое развитие школьников.: Просвещение, - М., 2000 г.
22. Сапожниковежнов И.С «Футбол сегодня и завтра». - М. Издательство «Физкультура и спорт», 2000.
23. Сетченов И.М «Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов». - М. Издательство Физкультура и спорт, 2001.
24. Совершенствование методики тренировки футболистов Вестник КазНПУ им. Дербаев Г.К в материалах республиканской научно-практической конференции молодых ученых. — Алматы, 2007 №3(14), С. 108-109.
25. Сочетание физических нагрузок разной направленности у футболистов //Вестник серия Начальная школа и физическая культура. — 2008, №1(16).- С.64-66.
26. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под. ред. Зациорского В.М. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 250с.
27. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних спец. учебных заведений физ. культ.- Изд. Зе, перераб., доп. /Под. ред. Шурминой Е.В,2000.
28. Управление процессом подготовки футболистов с учетом объемов нагрузок / Под ред. Славина C.JI, 2008, №1-2.С.41-44.
29. Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. - М. Издательство Физкультура и спорт, 2002.
30. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М. Издательство Физкультура и спорт, 2003.
31. Футбол. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Казакова П.Н. - М.: ФиС, 2008.
32. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия» 2000.
33. Холодов Ж.К., Суслов Ф.П Теория методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва - М., 2004.
34. Чанади А. Футбол. Тренировка - М.: Физкультура и спорт, 2005.
35. Шамардин В.Н. Медико-биологические основы спортивной тренировки футболистов. - Днепропетровск: Пороги, 2002.
36. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров. М.: Физкультура и спорт Под ред. Лаптева А.П., Сучилина А.А. М.: ФиС, 2006.