Методика совершенствования быстроты.
Учитывая, что элементарные проявления быстроты как физического качества относительно независимы друг от друга, то развивать их следует отдельно. Поэтому нами будут рассматриваться отдельно методики совершенствования всех компонентов прыти как комплексной двигательной качества.
Методика совершенствования скорости двигательных реакций
Используя игры (подвижные и спортивные) на начальном этапе совершенствования всех видов реагированию, соблюдайте следующие правила:
продолжительность игры не должна вызывать значительной усталости (10-15 мин) *
создавайте условия дефицита пространства и времени (размеры площадки, количество участников, изменения в правилах и т.д.) *
между кратковременными таймами продолжительность комбинированного отдыха до полного восстановления работоспособности.
При совершенствовании реагированию руководствуются принципом аналитического подхода, т.е. сначала хорошо усваивают технику ответы на раздражитель. Параллельно или несколько позже развивают скорость реагированию в неспецифических облегченных условиях и с применением технических устройств. Когда техника движения матч прочно усвоена, наступает третий этап, который заключается в совершенствовании координационного взаимодействия латентного периода реагирования и моторного компонента. Предоставляемые совершенствования быстроты простой реакции осуществляют в вариативных условиях пространства, времени, величины и вида раздражителя.
Относительно режимов тренировочных нагрузок при совершенствовании простой реакции, то они должны быть такими: *
количество повторений в одной серии составляет от 4-6 до 15-20 реагированию. Она не должна приводить к снижению скорости реагированию *
количество серий - 3-6 *
интервал активного отдыха между сериями - 2-3 мин, ориентируясь на субъективные ощущения учеников, что они готовы к следующей серии *
реагировать стоит из разных исходных положений *
в повторных реагирования рекомендуется менять: длительность пауз между предварительной и исполнительной командами в пределах от 1 до 2-3 с (оптимальная продолжительность 1,5 с), характер сигнала (зрительный, слуховой, тактильный) и его силу *
после выполнения упражнения ученик должен получить информацию о времени реагирования, даст ему возможность сопоставлять ощущения более и менее удачных попыток. Это способствует развитию быстроты реакции *
упражнения по развитию скорости реакции следует выполнять после разминки, приведет организм в состояние оптимальной оперативной работоспособности.
Совершенствованию быстроты простой реакции способствует также способность человека различать микроинтервалы времени (доли секунды) и выполнять двигательные действия за оговоренное время. Эта закономерность легла в основу разработки трехэтапной методики совершенствования скорости стартовой реакции в спринте, ее суть заключается в том, что:
на первом этапе учащиеся повторно выполняют бег с ускорением на 20-30 м, учитель сообщает им время, затраченное на выполнение упражнения, а исполнители сопоставляют его с собственными ощущениями *
на втором этапе выполняются те же тренировочные задания, но ученик сам сначала определяет время, а затем получает объективную информацию от учителя и снова сопоставляет ее с собственными ощущениями *
на третьем этапе те же задачи ученики стараются выполнять за заданное время. Когда им это в большинстве попыток удается, необходимо применять другое упражнение.
Развитие быстроты сложных двигательных реакций обеспечивается путем обучения вариативных двигательных навыков, а средствами их усовершенствования являются упражнения в повторных реагирования с постепенным усложнением условий выполнения.[24]
На начальном этапе совершенствования РОР основное внимание сосредотачивают на умении держать движущийся в поле зрения, поскольку из общего времени реагирования более 80% приходится на зрительное восприятие и передачу импульсов в ЦНС, и только около 20% - на формирование обратного сигнала.
На втором этапе акцент переносится на совершенствование пространственных и временных ощущений относительно допустимых перемещений объекта. Для решения этих задач: *
увеличивают скорость перемещения объекта от умеренной до максимальной *
уменьшают расстояние от того, кто реагирует, к движущегося *
уменьшают величину объекта *
реагируют на появляющиеся неожиданно. На третьем этапе комплексно совершенствуют восприятие, оценку параметров перемещений объекта и реакцию на него. С этой целью: *
выполняют упражнения с партнерами в условиях изменения скорости и расстояния перемещения объекта *
выполняют групповые упражнения с большой скоростью, в высоком темпе и в условиях ограниченного пространства *
выполняют групповые упражнения с несколькими мячами.
Совершенствованию РОР способствует тренировки на специальных тренажерах и игровые компьютерные программы.
В методике совершенствования скорости РО наметились два взаимосвязанных направления.
Суть первого направления заключается в реализации дидактического правила обучения «от простого к сложному", постепенно увеличивая количество возможных изменений обстоятельств и дефицит времени на принятие решений и выполнение действий-ответов.
Второе направление заключается в формировании у учащихся способности к предвидению двигательных действий другого ученика за изменением позы и тонуса мышц в подготовительной фазе действия. В процессе тренировки сначала учат правильно реагировать на замедленные двигательные действия и в дальнейшем постепенно доводят скорость ее выполнения до уровня реальных условий двигательной деятельности.[33]
Упражнения на совершенствование скорости сложных реакций целесообразно выполнять в начале основной части каждого конкретного занятия.
Методика совершенствования скорости циклических движений
Основными средствами развития быстроты в конкретном виде циклической упражнения являются именно те упражнения, в которых необходимо повысить скорость, и вспомогательные физические упражнения, подобные основной по координации или по характеру энергообеспечения двигательной деятельности.
Тренировочные задания выполняют методами интервальной и комбинированной упражнения, игровым и соревновательным методами.
Интенсивность упражнения - 70-100% индивидуальной максимально возможной скорости в обычных условиях и - 110-120% в облегченных (бег с горы), на начальных этапах - 70-90%.
Мобилизации волевых усилий в передвижении с максимальной скоростью способствует применение звуко-и свитлолидерив. Однако, большинство тренировочных заданий нужно выполнять с оптимальной скоростью, то есть такой, которая не вызовет лишнего напряжения мышц. Следовательно, и в одном, и в смежных занятиях выполнять упражнения необходимо с вариативной скоростью.
Достаточно эффективно и поочередное выполнение скоростных упражнений в обремененных, облегченных и обычных условиях и с вариативной изменением амплитуды и частоты движений. Например: бег вверх - бег по горизонтальной дорожке - бег с горы (наклон 2-3 °) - бег по горизнтальний дорожке.
Расширить возможности в выполнении скоростных циклических упражнений можно и с помощью дополнительного отягощения 5-20% от максимальной силы в конкретном движении.
Продолжительность упражнений определяется возможностью учащихся выполнять их с заданной интенсивность. Начинающие могут поддерживать максимальную интенсивность 5-6 с, субмаксимальную - 15-17 с; хорошо тренированные соответственно - от 6-8 до 20-25 с.
Итак, определяя продолжительность, ориентируйтесь на интенсивность ее выполнения и уровень тренированности учеников.
Достигнутое максимальную скорость учащиеся могут удерживать в течение 2-3 с, а дальше наступает ее снижение. Если учесть, что максимальная скорость достигается через 2-5 с, то скоростные упражнения должны длиться