К Верховным Советам РСФСР и СССР
Сибирские татары, представляющие собой самостоятельный этнос, со всеми присущими этносу устойчивыми признаками, являются одним из древних обитателей Сибири.
Современными исследователями, историками, этнографами, сибириеведами доказано, что сибирские татары по своему происхождению, языку и некоторым другим признакам отличаются от волжских татар, их исконной Родиной является Сибирь.
Вследствие известных деформаций в национальной политике государства в прошедшие десятилетия развитию сибирских татар как самобытного этноса был нанесен существенный урон: в области языка, культуры, образования.
Последние годы дали толчок для пробуждения национального самосознания и возможность начать деятельность по возрождению родного народа. В связи с этим на базе нескольких общественных татарских формирований создана Ассоциация сибирских татар и татар из других регионов, проживающих в Тюменской области, цели и задачи которой - возрождение языка, культуры, традиций и обычаев народа.
Однако, для реализации поставленных задач мало одной культурно-просветительской деятельности, необходимы правовые и социально-экономические преобразования. Для обсуждения назревших проблем и поиска путей их решения Ассоциацией 14-15 декабря 1990 года созван I съезд татарского населения Тюменской области.
В ряде выдвинутых проблем есть такие, которые невозможно решить в масштабах города, и области необходимы соответствующие меры вышестоящих органов власти, поэтому съезд решил обратиться в Верховные Советы РСФСР и СССР со следующими просьбами:
1. В соответствии с Конвенцией МОТ 1989 г. “О коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах”, результатами проводимых научных исследований, учитывая, что Сибирь является единственным ареалом расселения сибирских татар, колыбелью его культуры и языка - законодательно закрепить за сибирскими татарами статус самостоятельного этноса - нации, и коренного народа Сибири.
2. В соответствии с Законом СССР “О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории Тюменской области, в местах компактного проживания татарского населения образовать национальные сельские, поселковые, районные Советы народных депутатов.
3. Оказать содействие:
а) научным силам Тюменской области в создании письменности сибирских татар;
б) в создании землячеств и культурных центров в местах компактного проживания сибирских татар из других регионов страны, проживающих в Тюменской области;
в) создании своей издательской базы;
г) в расширении сети школ с преподаванием татарского языка в местах компактного расселения татарского населения.
АКАДЕМИЯ НАУК
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
90 г. № 14405-01-1821
101056, Москва, Центр, Чистопрудный бульвар, 6 Министерство народного образования РСФСР Заместителю министра тов. Косоножкину И.М. |
Уважаемый Иван Михайлович!
По мнению основных специалистов по этнографии и истории сибирских татар профессоров Томилова Н.А. (Омский госуниверситет) и Валеева Ф.Т, (Казанский инженерно-строительный институт), сибирские татары исторически и фактически являют собой самостоятельный, отличный от казанских татар, бесписьменный этнос с присущей ему специфической материальной и духовной культурой. По мнению лингвистов-тюркологов чл.-корр. АН СССР Тенишева Э.Р. (Институт языкознания АН СССР), профессоров Закиева М.З. (ИЯЛИ Казанского филиала АН СССР) и Тумашевой Д.Г., (Казанский госуниверситет), казанские и сибирские татары не являются близкими и в языковом отношении, несмотря на то, что, как известно, последние длительное время более или менее удовлетворительно обслуживались казанско-татарским национальным литературным языком. В свете рекомендаций сентябрьского 1989 г. Пленума ЦК КПСС, по соображениям гуманитарного порядка, а также при условии желания большинства самих сибирских татар создание для них собственной письменности и грамматики можно считать целесообразным.
Директор Института
чл.- корр. АН СССР В.М.Солнцев
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
19.04.91 № 1/62 г. Москва
Верховный Совет СССР
Председателю Совета
национальностей
тов. НИШАНОВУ Р.Н.
Уважаемый Рафик Нишанович!
В Тюменской области проживает 240 тыс. татарского населения, из них более половины коренные жители данного региона или как они себя называют “Сапыры”.
По имеющимся сведениям сибирские татары как народ стали формироваться за тысячелетие до татаро-монгольского нашествия. Имя “татары” официально было закреплено за народом лишь в начале 20 века.
Политика унификации народов в последнее время привела к монокультуре, моноязыку. Обслуживающим языком для сибирских татар стал литературный казанско-татарский язык, хотя письменность у сибирских татар была своя за много столетий. Этому способствовал массированный наплыв казанско-татарской литературы, грампластинок, теле- и радиопередач.
Сибирские татары, как народ, вошли в официальную перепись в последний раз в 1926 году. В то время в нашей стране насчитывалось 190 народов. В переписи 1939 года сибирских татар уже не стало, а число народов сократилось в 3 раза.
Ведущие тюркологи, языковеды, этнографы, такие как профессора Н.А.Томилов, Ф.Т.Валеев, М.З.Закиев, Д.Г.Тумашева, З.П.Соколова считают сибирских татар самостоятельным этносом со своим происхождением, языком, культурой.
Процесс осознания самостоятельности сибирских татар ставит в повестку дня вопрос официального признания этого факта от государственных органов власти. Это необходимо для решения экономических, социально-политических задач.
В августе 1990 года Тюменский областной Совет народных депутатов уже обращался в Верховный Совет СССР с просьбой рассмотреть данный вопрос и принять соответствующее решение.
Облисполком просит Вас поручить Академии Наук СССР дать заключение об отнесении сибирских татар к самостоятельному этносу с последующим принятием решений Верховным Советом СССР по данному вопросу.
Заместитель председателя
Исполкома Ю.КОНЕВ
Академия наук СССР
Ордена Дружбы народов
ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ
им. Н.Н.Миклухо-Маклая
24.04.91 № 14110/5-2173-2
Президенту Ассоциации татар
Тюменской области “Сыбыр”
т. Рафикову И.К.
Уважаемый Ильяс Киреевич!
В ответ на Ваш запрос даем следующую справку.
По мнению большинства современных специалистов-этнографов, сибирские татары представляют самостоятельное этническое образование с выраженными признаками этничности (самобытная культура, язык, самосознание).
Являясь самостоятельным народом, сибирские татары имеют локальные этнографические и языковые подразделения: так по языковому принципу ученые выделяют тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, имеющих самостоятельные диалекты.
Этногенез сибирских татар имеет длительную историю и представляет сложный синтез тюркских, угорских и отчасти монгольских родов и племен. По археологическим данным, тюркоязычные предки сибирских татар населяли западносибирский регион еще в VI-VII вв. По письменным источникам, история сибирских татар прослеживается со времен Чингис-хана - известно, что земли Западной Сибири, населенные тюркоязычными племенами в 13 в. были захвачены монголами и вошли в состав Золотой орды. В процессе складывания сибирских татар в единый народ большую роль сыграли политические образования, созданные ими в XIV-XV вв. Так, в XIV в. в междуречье притоков Тобола, Тавды и Туры, на месте современной Тюмени, образовался центр ханства Туран, подчиненного Золотой орде лишь номинально. В конце XV в. образовалось Сибирское ханство с центром в Искере. Правители его вели широкую завоевательную политику, поддерживали связи со Средней Азией, Казанским ханством. В 1563 г. власть в Сибирском ханстве захватил Кучум. Территория Кучумова ханства охватывала весь регион расселения тоболо-иртышских татар, на востоке границы его терялись в степях Барабы.
После вхождения западносибирских земель в состав Российского государства и вплоть до настоящего времени большое этно-культурное влияние на сибирских татар оказали и оказывают татары поволжские. Длительные языковые, культурные, брачные контакты привели к тому, что эти два самостоятельных народа в значительной мере сблизились между собой. Но все же, как склонны считать многие исследователи, сибирские татары не слились с поволжскими, сохранив особенности своей культуры, языка, самосознания. Хотя самосознание их весьма противоречиво: часть населения (обычно потомки от смешанных браков сибирских татар с поволжскими) считают себя единым с поволжскими татарами народом, другая часть считает себя самостоятельным народом, у третьих эти представления противоречиво переплетаются.
То обстоятельство, что сибирские татары в лице своей интеллигенции сейчас активно выступают за свои национальные права - фактор самосознания, с которым необходимо считаться. Очевидно, что сибирские татары должны быть обеспечены гарантированными правами развития их национальной культуры, для чего им необходимо представить статус самостоятельного народа и включить в список народов СССР. Это расширит их возможности для решения многих проблем политического, экономического и культурного развития.
Директор Института
д.и.н. В.А.Тишков
Академия наук СССР
Ордена Дружбы народов
ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ
им. Н.Н.Миклухо-Маклая
24.04.91 № 14110/5-2173-1 В ЦСУ СССР
Институт этнологии и антропологии АН СССР рекомендует включить в список народов СССР сибирских татар (“Сибирские татары”), представляющих по мнению большинства специалистов-этнографов, самостоятельный этнос.
Директор Института
д.и.н. В.А.Тишков
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
государственного комитета СССР
по статистике
22.05.91 № 2-5-3/58
На № 1/1303П от 12.05.91
Председателю подкомиссии по сохранению и развитию малочисленных народов СССР Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Совета национальностей Верховного Совета СССР т. Гаер Е.А. |
Уважаемая Евдокия Александровна!
На Ваш запрос Госкомстат СССР сообщает следующее.
Всесоюзные переписи населения учитывают все без исключения национальности независимо от их численности. Это достигается сохранением единой и неизменной методологии получения ответов на вопрос о национальности по принципу самоопределения. То есть, национальная принадлежность каждого человека фиксируется на основе его национального самосознания, без требования ее подтверждения предъявлением какого-либо документа. Причем названная населением национальность может и не совпадать с указанной в паспорте. Национальность детей определяется их родителями. При таком методе в переписных листах может быть записано весьма большое число наименований (общепринятые названия национальностей, названия этнографических групп, самоназвания, местные или другие какие-либо названия).
Задачей всех послевоенных переписей ставилось изучение национального состава населения. Для того, чтобы при подведении итогов переписи все многообразие названий в переписных листах правильно распределить по национальностям, заблаговременно до начала переписи составляется совместно с Институтом этнологии и антропологии АН СССР, Институтом языкознания АН СССР, а также соответствующими научными организациями каждой союзной республики специальный словарь, в котором указывается к какой конкретно национальности относятся соответствующие названия этнографических групп, самоназвания и местные названия.
Словарь содержит перечень национальностей (в настоящее время его часто называют “Списком народов СССР”), по которым на основе разработки материалов переписи дается распределение численности населения по различным социально-демографическим признакам. Перечень национальностей 1989 г. включает 128 наименований. Относительно небольшая группа населения (0,01% численности населения страны) учитывается под объединяющим названием “Другие национальности”. Данные о национальном составе этой группы разрабатываются отдельно в более поздние сроки.
Мнения ученых о количестве народов СССР расходятся (см. еженедельник “Союз”, № 16 (68), апрель 1991 г., стр. 14, беседа с профессором С.И.Бруком).
Для подготовки перечня национальностей к следующей переписи населения Институту этнологии и антропологии АН СССР представляются материалы переписи населения 1989 г.: данные о численности национальностей, включенных в группу “Другие национальности”, итоги дополнительной работы по подсчету численности отдельных народов и этнографических групп, среди которых представлены телеуты и западносибирские татары.
При подготовке последней переписи, согласно предложениям Института этнологии и антропологии АН СССР (письма № 14110/2115,3 от 02.02.87 и № 14110/2173 от 23.04.87), Госкомстатом СССР были внесены в словарь ороки с самоназванием ульта, проживающие, в основном, в Сахалинской области. Госкомстат РСФСР в январе т.г. провел специальную проверку всех переписных листов г. Поронайска, Поронайского и Ногинского районов, закодированных кодом “ороки” и “орочи”. Проверкой не обнаружено переписных листов с записью “ульта”, из чего следует, что ни один житель при переписи, отвечая счетчику на соответствующий опрос не отнес себя к этой национальности.
В.И.Гурьев
АССОЦИАЦИЯ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
“СЫБЫР”
№ 50 9 июля 1991 г.
Председателю Совета
национальностей Верховного
Совета СССР
т. Нишанову Р.Н.
Уважаемый Рафик Нишанович!
В Западной Сибири по оценочным данным ученых проживает от 250 до 400 тыс. сибирских татар. Значительная часть сибирских татар проживает в Тюменской области.
На протяжении веков сибирские татары имели свое этническое самосознание и в соответствии с этим определялась политика царского самодержавия.
Но по переписи 1939 года сибирских татар записали под общим названием “татары”, ошибочно отождествляя нас с поволжскими татарами. Это ведет к утрате самобытности народа, ведет к нивелировке языка, культуры и других самостоятельных качеств, определяющих лицо народа.
Опираясь на научные работы ученых историков, тюркологов, этнографов, антропологов, языковедов, а так же на мнение большинства сибирских татар, Ассоциация просит Вас рассмотреть нашу просьбу о включении сибирских татар отдельной строкой в список народов нашей страны в необходимые нормативные документы как самостоятельного, коренного народа Сибири.
Президент Ассоциации И.К.Рафиков
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАТИСТИКЕ
(ГОСКОМСТАТ СССР)
управление статистики населения
10.07.91 № 5-1-16/127
На № 2-1-4/91 Институт языкознания АН СССР
Члену Совета Ассоциации “Сыбыр”
т. Валееву Б.Ф.
103009, Москва, К-9
Семашко, 1/12
Уважаемый товарищ Валеев!
При переписях населения национальность указывалась опрашиваемыми на основе их самосознания. Национальность детей определялась родителями.
После основной разработки материалов переписи населения 1989 г. была проведена дополнительная работа по подсчету численности отдельных народов и этнографических групп, среди которых представлены и западносибирские татары (название определено Институтом этнологии и антропологии АН СССР).
В ходе данной работы в переписных листах, заполненных в Тюменской области, записей “западносибирский татарин” не встречалось.
Начальник Управления А.А.Исупов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР
ПО СТАТИСТИКЕ
(ГОСКОМСТАТ РСФСР)
08. 91 № 17-1-7/69
Президенту Ассоциации татар
Тюменской области “Сыбыр”
товарищу Рафикову И.К.
В связи с обращением Ассоциации “Сыбыр” к Президенту РСФСР и Председателю Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР о включении сибирских татар отдельной строкой в список народов нашей страны и другие необходимые нормативные документы как самостоятельного коренного народа Сибири сообщаем, что при проведении последующих переписей и обследований населения эта просьба будет учтена.
Председатель Госкомстата РСФСР П.Ф.Гужвин
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР
ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ Президенту Ассоциации
“Сыбыр”
(ГОСКОМНАЦ РСФСР) т. Рафикову И.К.
16.09.91 г. № 05-498
На № 66 от 05.08.91 г.
Госкомнац РСФСР сообщает, что так как в СССР не существует юридической процедуры “официального признания” статуса народа, мы обратились (письмо № 02-450 от 29.08.91 г.) в Институт этнологии и антропологии АН СССР - эксперту и составителю списка народов СССР, с просьбой о включении в него сибирских татар как самостоятельного народа, с последующим внесением Госкомстатом СССР в указанный список.
Заместитель Председателя
Комитета В.Серяков