Темы практических занятий №№ 1-24
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 1-4
Тема:Понятие филологии. Основные смыслы рассказа К.Булычева "Поделись со мной…" и стихотворения Б. Окуджавы "Мой конь притомился…"
I. Беседа по статье С.С. Аверинцева "Похвала филологии": что такое филология.
II. Вопросы к обдумыванию смысла рассказа Кира Булычева "Поделись со мной"
А).
1. Почему встреча с коллегой заставляет героя недоумевать?
2. Выскажите собственные впечатления о поведении встречающего.
3. Какие впечатления вызывает у земного гостя открывшаяся его глазам картина окружающего мира?
4. Встреча героя с Линой: какие эмоции сопутствуют ей?
5. Свидетелем каких еще необычных ситуаций становится герой рассказа?
6. Докажите, что события в больнице составляют кульминационный момент рассказа.
7. Когда окончательно герой ощутил себя чужим среди, как ему казалось, близких людей?
8. Почему автор посчитал возможным в описании переживаемой героем напряженной духовной ситуации присутствие образа кошки?
9. Почему герой считает необходимым поехать в больницу?
Б).
Помогите герою рассказа ответить на некоторые вставшие перед ним вопросы
1. Почему заплакал самый маленький мальчик из оказавшихся рядом с героем в ту минуту, когда он "ушибся коленом о камень"?
2. Почему врач спросил у героя, не гость ли он в их мире?
3.Только ли боль могут разделить с тобой люди из Лининого мира?
4. Почему герой обрезает себе пути возможного возвращения в дом-сад, к его обитателям, ставшим ему близкими, родными, любимыми, как Лина, людьми?
5. С какой целью Кир Булычев дважды повторил – в начале и в конце рассказа – слова героя о том, что ему "так хочется туда вернуться", – в мир, в котором фраза "Поделись со мной…" является своеобразным паролем для каждого входящего в него человека, – но он "никогда не сможет этого сделать"?
III. Обдумывание смысла стихотворения Б. Окуджавы "Мой конь притомился…"
IV. Понятие текста, его основные признаки и текстообразующие факторы.
Литература
1. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ-ХХ вв.). М., 2006.
2. Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава, 1991.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 5-7
Тема: Текст как семантическое поле "постоянного напряжения сил"
1. Р.Барт, В.Н.Топоров о понятии текста. Позиция Р.Арнхейма: «пруд-текст», «круги-смыслы».
2. Проект «науки о воде» Леонардо да Винчи как иллюстрация содержащегося в тексте "поля постоянного напряжения сил".
3. М.Бахтин о «факторах художественного впечатления» как условии эстетической значимости текста.
4. Текст "Тайной вечери" М. Павича как семантическое поле "постоянного напряжения сил".
ü Почему в конце начальной фразы рассказа автор поставил многоточие?
ü Почему для брата Одолы Лешак "места среди образов ("Свадьбы в Кане") никак не находилось"?
ü По каким двум причинам Исайло представляет себе брата жены Иудой?
5. Творческое задание. Нафантазируйте "видеоряд" текста рассказа М. Павича.
В помощь при подготовке видеоряда к "Тайной вечере" Милорада Павича
1. Вначале найдите в интернете "Тайную вечерю" Леонарда да Винчи. Внимательно рассмотрите эту фреску – все фигуры, изображенные художником. Почитайте о ней, чтобы можно было вам составить представление о смысле содержания "Тайной вечери" Леонардо да Винчи.
Сделайте выписки в тетрадь.
2. Теперь обратитесь к рассказу Милорада Павича "Тайная вечеря". Как вы думаете, почему у него такое название? В чем его смысл?
3. Постарайтесь выявить образы, ситуации, описанные в рассказе, детали, слова и т.д., с помощью которых текст Милорада Павича становится "полем постоянного напряжения сил". Запишите свои наблюдения в тетрадь.
4. Приступайте к составлению видеоряда рассказа [(лат. video смотрю + ряд) изображение на телеэкране, сопровождающее какой- либо текст, "картинка"; Видеоряд - последовательность кадров, поочередно заменяющих друг друга с высокой скоростью].
Вы можете выбрать, на ваш взгляд, самый важный или несколько самых важных эпизодов рассказа и создайте его зрительную картинку (или несколько зрительных картинок); Какими бы вы представили эти эпизоды на экране? Это и будет видеоряд эпизода (или эпизодов) "Тайной вечери" М. Павича. Опишите их словесно (подготовленные зрительные "картинки" подробно опишите в тетрадях; этими записями вы можете воспользоваться, когда будете представлять свой видеоряд).
Литература
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974 (гл. 5, 6).
- Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
- Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. СПб., 2006.
- Тюпа В. И. Аналитика художественного. М., 2001.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 8-9
Тема: Понятие парадигматического мирового сюжета. Архесюжет рассказа "Пиротехника, или Памятная дата" М.Турнье
1. Разведение понятий «сюжет» / «фабула».
2. В. Я. Пропп об исходной форме сюжетной организации текста.
3. Фазы протосюжетной схемы обряда инициации как основание археосюжета, их характеристика.
4. Жизненные "сюжеты" маленького и большого Анжа. Как архесюжет помогает раскрыть авторский замысел?
5. Творческое письменное задание: Архесюжет в "зеркале" двусоставного названия рассказа (связь названия рассказа М. Турнье с идеей архесюжета).
Памятка к выполнению задания
по рассказу М. Турнье "Пиротехника, или Памятная дата"
1. Выстройте, письменно, – шаг за шагом, эпизод за эпизодом, – историю маленького Анже и историю взрослого Анже.
2. Затем в этих двух историях вы должны обнаружить фазы архесюжета (протосюжета). В результате вами будут реконструированы два архесюжета: Анже-ребенка и взрослого Анже. Например:
Фазы протосюжета "Анже-ребенок" | Текст рассказа М. Турнье |
1. фаза ухода в себя, обособление | Привести текстовый материал, подтверждающий эту фазу |
2. | |
3. | |
4. |
3. Поделитесь своими мыслями относительно того, как архесюжет героя помогает углубить читательское восприятие жизненной судьбы Анже Креве. Что бы, например, могло остаться не замеченным в истории Анже, не будь архесюжета?
4. Прочитав рассказ, составьте впечатление о городке Монтё и его жителях. Каким это впечатление станет после того, как вы узнаете историю Анже Креве?
5. Составьте собственное впечатление о рассказчике: каким он вам показался?
Литература
1. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ-ХХ вв.). М., 2006.
2. Тюпа В. И. Аналитика художественного. М., 2001.