Методы и принципы спортивных тренировок

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.

Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства (соревновательные и специально подготовительные упражнения), с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений на тренировке и особенно на ее ранних этапах.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных двигательных способностей и двигательных навыков.

Методы, применяемые в спортивной тренировке можно разделить на три группы:

1. Направленные на овладение знаниями.

2. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

3. Направленные преимущественно на развитие двигательных способ- ностей. Д

анные группы включают следующие методы

Первая группа:

- Методы устной передачи и усвоения информации в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

- Методы передачи и усвоения печатной информации включают методы работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями.

- Методы обеспечения наглядности: методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

- Методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

- Методы направленного прочувствования двигательного действия; методы срочной информации.

Вторая группа:

- метод расчлененного упражнения;

- метод целостного упражнения.

Третья группа:

- Равномерный метод

- Переменный метод

- Повторный метод

- Интервальный метод

- Круговой метод

- Игровой метод

- Соревновательный метод

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, непредельная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования.

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает, так или иначе, все отличительные черты спортивной тренировки — повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации — установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы.

Узкая специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности. Единство общей и специальной подготовки.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования. Непрерывность тренировочного процесса.

Этот принцип характеризуется следующими основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Заключение

Физическая культура оказывает профилактический и оздоровительный эффект, что является на сегодняшний день чрезвычайно важным, так как постоянно растёт число людей с различными заболеваниями.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости, при этом момент выбора степени нагрузок на организм является очень важным. Нужен индивидуальный подход, потому что чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, первостепенной задачей физической культуры является укрепление и сохранение здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

В настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи, на каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта.

Более конкретно провести черту между массовым спортом и спортом высших достижений позволяет единая всероссийская спортивная классификация, которая регламентирует нормы для присвоения спортивных разрядов.

Важнейшими условиями активной самостоятельной физкультурной деятельности является экономическое благополучие людей, их удовлетворенность предметами первой необходимости.

Экономика обеспечивает нужный для человека уровень благосостояния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения.

Список использованной литературы

1. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Р. Голощапов. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 312 с.

2. Дормидонтова, Л.С. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта- Омск: СибГАФК, 2001.-128с.

3. Смирнов, В.Н., Дубровский, В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений . — М.: Владос-пресс, 2002.-608с.

4. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. — М.: Тера-спорт, 2005.-528с.

5. Столбов, В.В., Финогенова, Л.А., Мельникова, Н.Ю. История физической культуры и спорта /Под ред. В.В. Столбова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физическая культура и спорт, 2000. – 423 с.

6. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры и спорта . Под ред. Т.Ю. Круцевича. Киев: Издательство «Олимпийская литература», 2003.- 412 с.

7. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 2001. —208 с.

8. Физическая культура : практическое пособие/ Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа. 2002.– 383с.

9. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. – 480с.

10. Хоменков Л.С. Актуальные проблемы в современном спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. — М., 2003. № 8.-С. 20-21.

Наши рекомендации