Тема 2. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТА
I. Дайте определение следующим терминам:
а) этикет – __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) манеры – _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) этика – ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) эстетика – ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Дополните определение видов этикета:
а) свод общепринятых в армии правил и норм поведения, без которых порядок был бы невозможен, – ________________________________________________
б) правила поведения дипломатических работников и официальных лиц во время различных визитов, встреч, переговоров – _____________________________
в) правила, традиции и условности, соблюдаемые гражданами при общении друг с другом, – ______________________________________________________
г) свод правил поведения в деловых, служебных отношениях – ______________
____________________________________________________________________
III. Дайте определение принципам делового этикета:
1. Здравый смысл – это ________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Свобода – это ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Этичность – это ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Удобство – это _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Целесообразность – это _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Консерватизм – это _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Непринужденность – это ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Универсальность – это ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Эффективность – это _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых используются:
а) принцип гуманизма и человечности – _________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) принцип целесообразности действий – ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) принцип эстетической привлекательности поведения – __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) принцип народных традиций – _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Напишите короткое сообщение на тему:
а) этикет и культура общения: что в них общего и в чем различие?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) чего я жду от изучения делового этикета?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
I. Дополните характеристики свойств имиджа.
1. Имидж – сознательное явление; объект должен быть известен какой-либо группе людей (партнеров, потребителей, клиентов)
2. Благоприятный имидж должен _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Имидж активен, способен воздействовать на сознание, эмоции отдельных людей и целых групп
4. Имидж динамичен __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Имидж должен быть пластичным, то есть ______________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Имидж должен быть правдоподобным, то есть __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Черты, характерные для оптимальной модели поведения. Дополните перечень:
1) нравственная безупречность;
2) __________________________________________________________________
3) самокритичная оценка;
4) __________________________________________________________________
III. Заполните таблицу. Рекомендации имиджмейкеров для элегантного имиджа женщины.
Костюм: фасон, цвет | Обувь | Прическа, макияж | Сумка | Украшения |
IV. Заполните таблицу. Рекомендации имиджмейкеров для элегантного имиджа мужчины.
Тон костюма | Сорочка | Галстук | Обувь | Носки |
серый | ||||
темно-серый | ||||
темно-синий | ||||
песочный | ||||
темно-коричневый | ||||
черный костюм – выходной вариант | ||||
черный костюм – ежедневный вариант |
V.1 Испанский писатель М. де Сервантес утверждал: «Платье и обличает, и разоблачает человека». Как вы понимаете смысл этого выражения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V.2 Как вы понимаете следующую фразу: «Одежда – это язык намерений и целей её обладателей»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Тест для самоконтроля
1. Подбирая себе гардероб, человек:
а) создаёт свой образ, выражает своё мировоззрение, влияя на мнение окружающих о себе;
б) руководствуется единственным принципом: «удобство для самого себя»;
в) должен стремиться выглядеть лучше, чем окружающие его люди.
2. Если женщина приглашена на неофициальный, неторжественный завтрак, обед, ужин или любое другое мероприятие, то ей следует надеть:
а) что-нибудь шикарное; главное – чтобы все её запомнили;
б) повседневную одежду, в том числе и спортивный костюм;
в) повседневную одежду.
3. На официальном, торжественном приёме, проходящем в дневное время, хозяйка дома встречает гостей:
а) в платье строгой элегантной модели, в шляпе и перчатках;
б) в платье строгой элегантной модели, но без шляпы и перчаток;
в) в вечернем платье, без обилия драгоценностей.
4. На официальные, торжественные приёмы, проходящие в дневное время, женщинам можно надеть:
а) что-нибудь незамысловатое, в то же время следует подчеркнуть свою индивидуальность, сделав акцент на каком-либо предмете гардероба или аксессуаре;
б) строгое платье-костюм, по желанию образ можно дополнить шляпкой, перчатками (кружевными, шёлковыми, лайковыми);
в) вечернее платье, шляпу, перчатки.
5. Чем позднее начинается официальный приём, чем более торжественный характер он носит, тем:
а) наряднее вам следует выглядеть;
б) проще должен быть ваш гардероб;
в) ярче должен быть ваш гардероб.
6. На неофициальных, неторжественных приёмах мужчина должен присутствовать:
а) в повседневной одежде;
б) обязательно в костюме;
в) не принципиально в чём, обычно это важно для женщин.
7. На официальных приёмах тёмный костюм и белая рубашка являются классическим вариантом для мужчин:
а) да, это верно;
б) нет, на официальных приёмах нужно быть во фраке или смокинге;
в) нет, всё зависит от модных тенденций.
8. Фрак обычно надевают:
а) на праздник;
б) официальные, торжественные вечерние приёмы, а также на балы, исключением являются дневные приёмы;
в) официальные, торжественные вечерние приёмы, а также на балы. В особо торжественных случаях – на дневные приёмы, проходящие в закрытом помещении.
9. Смокинг предназначен:
а) для вечерних неофициальных мероприятий;
б) дневных и вечерних неофициальных мероприятий;
в) официальных вечерних мероприятий.
10. Костюм нужно одевать:
а) обязательно на официальные, деловые приёмы;
б) на любое мероприятие, если вам в нём удобно;
в) на официальные, деловые приёмы, торжества, конференции, презентации, при чтении докладов, посещении театров.
11. Мода – это:
а) господство определённых форм и образцов одежды, аксессуаров, характерное только для одного государства;
б) непродолжительное господство определённых форм и образцов одежды, аксессуаров;
в) индивидуальная форма выражения человека, которая проявляется в определённых формах и образцах одежды, аксессуарах.
12. Если в приглашении есть указание на дресс-код, правила этикета рекомендуют следовать ему:
а) всегда;
б) на мероприятиях, важных для вас;
в) только на официальных мероприятиях.
13. Среди мужских деловых костюмов самым консервативным считается:
а) смокинг; к нему белая рубашка с мягким воротничком; галстук-бабочка в цвет смокинга;
б) однобортный костюм синего цвета; к нему белая или светло-голубая рубашка, тёмно-бордовый галстук;
в) однобортный костюм синего цвета; к нему белая или светло-голубая рубашка, однотонный галстук в мелкий горошек или косую полоску.
14. Среди женских деловых костюмов для встреч на высоком официальном уровне самым консервативным считается:
а) костюм строгого кроя, любого цвета и фасона, блузка приближена к мужской рубашке;
б) костюм тёмно-бордового или синего цвета: пиджак однобортный, приталенный, юбка прямая, чуть ниже колена, блузка приближена к мужской рубашке;
в) костюм любого кроя, главное, чтобы он был к лицу.
15. На формальные встречи женщина может надевать:
а) деловые костюмы любого цвета и различных фасонов. Блузка может быть с элементами романтичности, но глубокие декольте и прозрачные ткани не допустимы;
б) костюмы любого цвета и различных фасонов, платья
из тонких, воздушных тканей;
в) деловые костюмы любого цвета и различных фасонов. Блузка может быть с элементами романтичности, допустимы глубокие декольте и прозрачные ткани.
16. Согласно правилам делового стиля женские туфли должны быть:
а) закрытыми, на маленьком каблуке.
б) любого фасона, на каблуке;
в) закрытыми, чёрного цвета, на маленьком каблуке.
II. Рукопожатия
а) между мужчинами рукопожатия ______________________________________
____________________________________________________________________
б) между женщинами _________________________________________________
____________________________________________________________________
в) между мужчинами и женщинами _____________________________________
____________________________________________________________________
г) первым подаёт руку человек, которому ________________________________
____________________________________________________________________
III. Представление группами
1. Если люди знакомы между собой, то:
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
2. Если между собой знакомы только мужчины, то:
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________
д) __________________________________________________________________
3. Если между собой знакомы только женщины, то:
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________
4. Если в группах между собой знакомы мужчина и женщина, то:
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________
д) __________________________________________________________________
е) __________________________________________________________________
5. Если вы опоздали на групповую встречу, то:
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________
IV. Тест для самоконтроля
1. Если вам предстоит познакомить двух людей:
а) обязательно представить хотя бы одного человека и можно уйти, таким образом давая возможность людям наладить контакт;
б) можно просто сказать: «Познакомьтесь»;
в) обязательно их представить: соблюсти порядок при представлении, назвать имя либо имя, отчество, либо имя, отчество, фамилию, желательно упомянуть вид деятельности или род занятий.
2. Согласно правилам этикета всегда представляют первыми:
а) старших, начальство, более авторитетных людей, равных по положению, возрасту и полу, родителей, женщин, менее близкого знакомого – более близкому;
б) младших по возрасту, сотрудников, менее авторитетных, близких родственников, мужчин (независимо от их возраста и положения), одного – группе;
в) тех, кто больше нравится представляющему.
3. Когда не следует представлять людей:
а) при посадке за стол и во время трапезы;
б) представление уместно в любой ситуации;
в) в начале мероприятия, конце встречи, во время трапезы, на улице?
4. При знакомстве следует держаться:
а) уверенно, с достоинством;
б) скромно и робко;
в) самоуверенно, нагло.
5. Когда представляют мужчину:
а) он должен встать;
б) он может встать или оставаться сидеть – по своему усмотрению;
в) он может оставаться сидеть, за исключением случаев, когда его представляют высокопоставленной особе.
6. При представлении люди обычно обмениваются рукопожатиями. Первым подаёт руку:
а) тот, кого представляли;
б) мужчина – женщине, младший – старшему;
в) тот, кому представляли.
7. Первыми приветствуют:
а) младшие по возрасту, рангу – старших; мужчина – женщину;
б) те, кто первыми заметили человека;
в) все присутствующие – входящую в помещение женщину, собравшиеся – входящего.
8. Встретившиеся на улице пары приветствуют друг друга следующим образом:
а) в свободном порядке;
б) сначала женщины приветствуют женщин, затем мужчины женщин, только потом мужчины мужчин;
в) сначала мужчины приветствуют женщин, затем женщины друг друга, а потом мужчины мужчин.
9. Подойдя к столу, вы должны:
а) приветствовать всех гостей сразу, а садясь – ещё раз рядом сидящих;
б) отложить приветствие до конца трапезы;
в) сесть за стол, а затем поприветствовать рядом сидящих.
10. Хозяин и хозяйка приветствуют всех гостей:
а) одновременно, поднимая при этом руку вверх;
б) персонально и только старших по возрасту и рангу;
в) персонально, с обязательным рукопожатием.
11. Находясь со спутником (спутницей) на улице или в общественном месте, вы случайно встречаете знакомого только вам человека. Как вы должны поступить:
а) если знакомый старше, необходимо поприветствовать его и познакомить со спутником (спутницей);
б) если вы приостановились лишь поприветствовать друг друга, знакомить его со своим спутником (спутницей) нет необходимости;
в) обязательно следует провести процедуру знакомства?
12. Нарушают норму речевого этикета по отношению к незнакомым людям:
а) слова «женщина», «мужчина»;
б) этикетные формулы типа: «Будьте добры», «Скажите, пожалуйста»;
в) обращения типа: «дяденька», «тётенька», «милочка», «дорогой друг».
13. Обращение «ты» допустимо:
а) в официальной обстановке по отношению к хорошо знакомому человеку;
б) в неофициальной обстановке при обращении к хорошо знакомому, коллеге, другу, детям;
в) во всех случаях при условии, что вы заранее предложите перейти на ты.
14. В отношениях между мужчиной и женщиной предложение о переходе на ты должно исходить:
а) от женщины;
б) мужчины;
в) любого.
Тема 4. ВИДЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ И НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ПРИЁМОВ
Для официальных мероприятий обязательны повод и наличие приглашения.
I. Приглашение на официальные мероприятия.
1. Что означает символ RSVP? _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Если RSVP зачеркнут – это означает _________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Если RSVP отсутствует – это означает ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Виды приемов. Дополните.
с 900 – до 1700 – время для _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
с 1700 – 2000 – время для _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
после 2000 – время для ________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Дайте характеристику следующим приёмам.
1. «Бокал шампанского» ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. «Официальный завтрак» ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. «Кофе-брейк» _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. «Чай» ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. «Журфикс» _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. «Фуршет» _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. «Обед-буфет» _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. «Официальный обед» _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. «Официальный ужин» ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
время ______________________________________________________________
повод ______________________________________________________________
форма одежды _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Тест для самоконтроля
Вид приёма, который вам необходимо организовать, зависит:
а) от повода, по которому приглашаете гостей;
б) количества гостей;
в) места проведения мероприятия.
Шведский стол организуется следующим образом:
а) накрывается общий стол с самыми разнообразными блюдами и напитками. Гости сами обслуживают себя, могут выходить из-за стола, затем возвращаются на своё место;
б) накрывается отдельный стол с различными блюдами, напитками. Гости сами подходят и обслуживают себя, затем возвращаются за свой отдельно стоящий столик;
в) подаются различные закуски, приём проводится стоя.
Чем «а-ля фуршет» отличается от фуршета:
а) по своей форме напоминает фуршет, но богаче по ассортименту блюд (на столе есть блюда, которые нужно разрезать ножом). Повод для организации — более значимые мероприятия;
б) по своей форме напоминает фуршет, но бочаге по ассортименту блюд (на столе нет ни одного блюда, которое нужно было бы разрезать ножом). Повод для организации – более значимые мероприятия. В особо торжественных случаях может быть продолжением обеда или ужина;
в) различие только в продолжительности приёмов?
Поводом для организации презентации может быть:
а) приезд высокопоставленных гостей, делегаций и т. п.;
б) встреча друзей, знакомых в неформальной обстановке;
в) открытие какой-либо организации, выставки; выход новой книги, музыкального альбома; запуск нового оборудования, проекта и т. д.
Для презентации допустимо:
а) определять тип приёма, исходя из состава гостей и их количества;
б) организовать фуршет, коктейль или шведский стол;
в) устроить ленчь, «жур фикс» или коктейль.
Когда деловой приём смешанный, т. е. на нём присутствуют и мужчины, и женщины, то их принято рассаживать следующим образом:
а) мужчин отдельно, женщин отдельно;
б) мужчин с женщинами вперемежку;
в) в произвольном порядке.
Какие места считаются малопочётными при рассадке за столом:
а) торцевые;
б) место напротив входной двери; если же дверь сбоку, то на той стороне стола, которая обращена к окнам, выходящим на улицу;
в) все места одинаковы?
Каждое место за столом в соответствии с планом рассадки обозначают:
а) пригласительным;
б) куверентной карточкой;
в) кувертной карточкой.
Форма приглашения зависит:
а) от гостей;
б) повода;
в) организатора мероприятия.
Приглашение отправляется в письменном виде:
а) на официальный приём, презентацию, также крупное торжество;
б) на любой праздник;
в) только мало знакомым людям вне зависимости от повода мероприятия; друзей и родственников следует приглашать лично.
На неофициальное мероприятие (вечер, чаепитие, коктейль, фуршет и т. д. крайне бестактно приглашать:
а) по телефону;
б) за 1 – 2 дня до мероприятия;
в) только одного из членов семьи.
Получив приглашение в письменном или устном виде, вы обязаны:
а) на него ответить;
б) посетить мероприятие;
в) посоветоваться с друзьями, стоит ли принимать приглашение.
Получив устное приглашение, согласно правилам этикета следует:
а) выразить свою благодарность и сразу же дать ответ: просить время на обдумывание решения бестактно;
б) поинтересоваться, кто уже приглашён, и дать ответ;
в) сразу же выразить свою благодарность. Дать ответ допустимо в устной форме на следующий день, если вы заранее попросили на это время.
Тема 5. ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.
ОБЩЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ
I. Дополните требования служебного этикета к деловому посланию.
1) Деловые послания следует отправлять только на бумаге хорошего качества.
2) _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Дополните 10 требований делового этикета к визитной карточке.
1. В рабочей визитке указывают должность, звание, юридический адрес и рабочие телефоны.
2. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Напишите образец приглашения на приём по случаю открытия Вашего офиса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Напишите образец делового письма по поводу прохождения Вашей стажировки в другом Вузе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Создайте макет Вашей визитной карточки
VI. Во время телефонного общения
Плохо | Хорошо |
Спрашивать «А кто это?» | |
Чем я могу помочь | |
Отвечать «Я не знаю» | |
Отвечать «Мы не можем» | |
Отвечать «Сейчас нет никого» | |
Говорить «Вы должны…» или «Лучше всего для Вас…» | |
Говорить в начале предложения «Нет» | |
Шутить с незнакомыми людьми |
Тема 6. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ
II. Посуда для напитков
1 – _________________________________________________________________
2 – _________________________________________________________________
3 – _________________________________________________________________
4 – _________________________________________________________________
5 – _________________________________________________________________
6 – _________________________________________________________________
7 – _________________________________________________________________
8 – _________________________________________________________________
9 – _________________________________________________________________
10 – ________________________________________________________________
11 – ________________________________________________________________
12 – ________________________________________________________________
13 – ________________________________________________________________
14 – ________________________________________________________________
III. Примеры рассадки гостей за столом
Рассадка 1. __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассадка 2. __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассадка 3. __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассадка 4. __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассадка 5. __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассадка 6. __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Тест для самоконтроля
1. В качестве украшения для стола хороши живые цветы. Букеты должны быть:
а) большими и красивыми, вазы – низкими;
б) маленькими, вазы – низкими;
в) маленькими, вазы – большими.
2. Обслуживание «в стол» – это когда:
а) закуски, блюда стоят на столе, а все напитки разносят;
б) обслуживание ведётся официантами;
в) все напитки, закуски, блюда стоят на столе.
3. Существует ли разница между сервисом по-английски и сервисом по-американски:
а) разница только в названии;
б) да, сервис по-английски – это обслуживание с приставного столика; сервис по-американски – пища раскладывается порционно непосредственно на кухне, а затем разносится гостям;
в) понятие «сервис по-американски» отсутствует?
4. Сервис по-французски предполагает, что:
а) блюдо подаётся всем гостям по кругу;
б) холодные закуски стоят на столе, а горячие блюда подаются всем гостям по кругу;
в) пища раскладывается порционно непосредственно за столом, затем передаётся в порядке очерёдности.
5. При сервировке стола кладут единовременно:
а) до двух ножей и вилок; дополнительные столовые приборы подают по необходимости при смене блюд;
б) ровно столько приборов, сколько разновидностей блюд;
в) до трёх ножей и вилок; дополнительные столовые приборы подают по необходимости при смене блюд.
6. Пользоваться одновременно можно тол