Основные стороны спортивной тренировки по футболу

Основы техники и тактики

Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели. Технические приемы - это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных тактических задач в изменяющихся условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой - неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.

К основным средствам решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные упражнения. В процессе соревновательной деятельности (официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры) совершенствуется вся совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения и совершенствоваться в отдельных элементах техники, в выполнении их Вариантов, различных связок и т.д. Быстрому и правильному освоению изучаемого приема способствуют подводящие упражнения.

Эффективность средств технической подготовки футболистов во многом зависит от методов обучения. В процессе подготовки используют общепринятые методы физического воспитания: практические, словесные, наглядные.

К критериям технического мастерства футболистов можно отнести следующие количественные и качественные показатели:

1. Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их широкое сочетание.

2. Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач.

3. Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью эффективности.

При анализе техники раскрываются общие требования к различным характеристикам, рассматривается стандарт, на который нужно ориентироваться при построении системы движений. Однако техника у большинства футболистов имеет индивидуальный характер, на который влияют две особенности: телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела относятся рост, длина и пропорции звеньев тела, величина масс тела и их распределение (моменты инерции). Сила, ловкость быстрота, выносливость и другие качества, характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на двигательную структуру.

Индивидуальная техника только в деталях отличается от стандартной техники, но в целом соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при их реализации в тренировочных и игровых условиях. Следует отметить, что соотношение меры стандартизации и индивидуализации подвижно. С ростом спортивного мастерства все больше сказывается влияние индивидуальных особенностей и возможностей, которые часто носят устойчивый характер и называются стилем. Стилевые особенности в футболе свойственны не только отдельным игрокам, но и командам, странам, регионам.

Техника влияет на все разделы подготовки футболистов. Между техникой, с одной стороны, и развитием двигательных качеств, морфофункциональными и психологическими особенностями футболистов, с другой, существует органическая взаимосвязь. Чем выше уровень развития физических качеств в оптимальном их соотношении, тем больше возможностей для совершенного овладения техникой и ее реализации, и, наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше реализуются физические и другие качества.

В процессе соревновательной деятельности футболисту необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями соответственно тактической обстановке. Поэтому техника тесно связана с тактикой, зависит от последней и влияет на ее развитие.

Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником. Умение правильно решать задачи нейтрализации соперника и успешно использовать свои возможности в атаке и в обороне характеризует тактическую зрелость команды в целом.

Тактическая подготовка включает теоретическую подготовку, т.е. усвоение специальных знаний по тактике, и практическую, т.е. овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.

Обучение тактике и совершенствование в ней происходят с использованием следующих основных методов:

1. Метод упражнения: многократное повторение разучиваемых и знакомых упражнений. При этом у обучающихся формируются двигательные динамические стереотипы, что и является физиологической сущностью тренировки в тактике.

2. Метод демонстрации и показа.

3. Словесный метод.

4. Целостный и расчлененный методы: прежде чем перейти к тактическим действиям в целом, осваивают их основные части. К целостному методу прибегают обычно для закрепления и совершенствования тактических действий.

5. Анализ видеоматериалов по тактике: оказывает неоценимую помощь при оценке игры команды соперника. Ценность киносъемки заключается в возможности многократного просмотра игры, кроме того, это один из эффективнейших способов анализа собственных тактических действий.

6. Анализ своих действий и действий соперника: обычно тренеры

предпочитают вести наблюдения самостоятельно и давать советы своим игрокам, что лишает футболистов инициативы и самостоятельности. Поэтому важно привлекать к наблюдению за соревнованиями самих футболистов.

Какие бы тактические установки на матч ни делал тренер, осуществляются они действиями отдельных футболистов. Вот почему без индивидуального тактического мастерства немыслимо проведение четких групповых и командных тактических действий, которые придают игре стройность и слаженность.

В футбольной игре тактика и техника тесно взаимосвязаны. Решая, кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперника или использовать партнера, когда целесообразно взять на себя инициативу игры, игрок использует свое тактическое мышление. Техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока, инструментом тактики и подчиняется ей.

Тактика игры непрерывно совершенствуется в результате постоянной борьбы, нападения и защиты. Именно эта борьба - главная движущая сила развития тактики футбола.

Изучение и совершенствование техники и тактики игры

Техника игры

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногами: серединой подъема, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы по неподвижному и катящемуся мячу. Удары по неподвижному и катящемуся мячу носком. Выполнение ударов после остановки, ведение и рывков, посылая мяч низом и верхом на короткие и средние расстояния.

Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и внутренней частью подъема.

Удары на точность: в ноги партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающемуся партнеру.

Удары по МЯЧУ головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу.

Удары на точность: партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающему партнеру.

Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад. Подготавливая мяч для последующих действий.

Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего навстречу мяча - на месте, в движении назад и вперед опуская мяч для последующих действий в ноги и закрывая его туловищем от соперника.

Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом.

Ложные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или неожиданной остановки - рывок с мячом в другом направлении иди внезапная передача мяча назад, откатывая мяч подошвой партнеру, находящемуся сзади; ложный замах ногой для удара по мячу; умение показать туловищем движение в одну сторону - уйти в другую с мячом; имитируя удар по мячу, перенести ногу через мяч и наклонить туловище в одну сторону - уйти с мячом в другую.

Отбор мяча. Перехват мяча - быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте или движущемуся навстречу игроку или сбоку, применяя выбивание мяча, толчки.

Вбрасывание мяча; из-за боковой линии с места - из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги и на ход партнеру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.

Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и разбега). Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.

Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и разбега).

Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.

Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу), с рук, с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу (на точность).

Тактика игры

Упражнения для развития ориентировки. Передвигаясь шагом, бегом, без мяча, с мячом или выполняя технический прием, занимающийся должен наблюдать за действиями (зрительными сигналами) тренера или партнера и соответствующим образом реагировать на них.

Выполнение заданий во время передвижения шагом или бегом; изменить способ ходьбы или бега, подпрыгнуть, имитировать удар по мячу ногой и пр.

Выполняя ведение мяча, остановить мяч подошвой или сделать рывок вперед на 5-6 м или повернуться кругом и снова продолжать ведение. Несколько игроков на ограниченной площадке произвольно водят свои мячи и наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.

Обучающиеся следят за катящимся или летящим к нему мячом и одновременно за действиями партнера. В зависимости от сигнала возвращает мяч партнеру в одно касание или после остановки.

На ограниченной площадке (20x20м) находятся две группы игроков (по 56 чел.) в различной по цвету форме. Игроки одной группы передвигаются по площадке в произвольном направлении. Игроки второй группы передают друг другу мяч, который не должен задевать игроков первой группы.

Тактические действия полевых игроков. Обучение занимающихся правильному расположению на футбольном поле и умению выполнять основным тактические действия в нападении и защите.

В нападении: уметь своевременно и точно передать мяч открывшемуся партнеру, выбрать место для получения мяча, взаимодействовать с партнером во время атаки при численном преимуществе над защитниками, выбрать место вблизи ворот противника не нарушая правила "вне игры" для завершения атаки ударом по воротам выполнять простейшие комбинации (по одной) - при начале игры, при подаче углового, при вбрасывании дача из-за боковой линии, при свободном и штрафном ударах.

В защите: уметь действовать в защите по принципу "зоны",

перехватывать мяч, бороться за мяч и отбирать его у соперника, правильно действовать при введении мяча в игру из стандартных положений.

Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от "угла удара", разыгрывать свободный удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Участие в соревнования

Систематическое участие в соревнованиях - важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования физической, технико-тактической, морально-волевой подготовленности юных футболистов.

Значимость соревнований состоит в том, что они приучают футболистов к спортивной борьбе, к проявлению волевых усилий в стрессовых ситуация, а так же способствуют воспитанию у игроков дисциплинированности, организованности, чувства ответственности и коллективизма. Только соревнования помогают футболистам развивать способность оптимально побеждать соперника, полностью мобилизовать свои силы и целесообразно использовать их, справляться со своими эмоциями.

Соревнования являются продолжением тренировочной и воспитательной работы. Важными условиями планирования соревновательной деятельности является последовательность, преемственность и оптимальное количество календарных игр для каждой возрастной группы, а также единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки (таблица4).

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта футбол

Таблица 4

Виды соревнований (игр) Этапы спортивной подготовки   подготовки    
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
до года свыше года до 2 лет свыше 2 лет
Контрольные
Отборочные - -
Основные -
Всего игр

Психологическая подготовка футболистов

Неотъемлемой частью процесса многолетней спортивной подготовки футболистов является психологическая подготовка.

Психологическая подготовка направлена на совершенствование механизмов нервно-психической регуляции организма и поведения футболистов.

Выделяют несколько основных направлений в психологической подготовке:

1) воспитание личностных (любовь к спорту и футболу, патриотизм) и волевых качеств (смелость, решительность, умение играть с любым соперником и в трудных условиях, выдержка и т.п.). Так постепенно формируется характер игрока, который в значительной степени будет определять результативность его соревновательной деятельности;

2) развитие психофизиологических процессов, определяющих внимание, восприятие игровых ситуаций, быстроту реагирования и т.д.;

3) формирование из группы игроков сплоченной команды, способной решать поставленные перед ней задачи.

Важными моментами психологической подготовки является воспитание способности управлять эмоциями и умений готовиться к соревновательной игре.

Основные средства психологической подготовки делятся на вербальные (словесные) и комплексные. К вербальным средствам относятся лекции, беседы, доклады, а также идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка. Комплексные средства психологической подготовки - спортивные и психолого-педагогические упражнения.

Методы психологической подготовки:

1. Сопряженный метод - включает психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.

2. Специальные методы - стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.

Наиболее важным в футболе является совершенствование психических качеств, от которых зависит тактическое мастерство футболистов. К ним относятся: наблюдательность и внимательность, мышление и воображение, долговременная и оперативная память.

Необходимо отметить, что основные психические качества, необходимые футболисту, формируются и совершенствуются в процессе ежедневных тренировочных занятий, в активной соревновательной деятельности.

Планирование тренировочного процесса

Под планированием тренировочного процесса понимается определение

рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала.

В МКУ ДО «Богучарская ДЮСШ» на отделении футбола планирование тренировочного процесса осуществляется на весь период обучения на определенном этапе (перспективное планирование), на учебный год (годовой план с учетом периодизации тренировки) и на месяц (рабочий план).

Перспективный план должен включать следующие основные разделы:

1. Краткая характеристика учебной группы.

2. Цель и основные задачи на планируемый период.

3. Этапы подготовки, их продолжительность, основная направленность процесса тренировки на этапах.

4. Основные соревнования.

5. Спортивно-технические показатели и модельные характеристики по годам.

6. Комплектования учебной группы.

7. Педагогический и врачебный контроль.

Перспективный план предусматривает постепенное повышение сложности решаемых задач и волнообразное увеличение объема и интенсивности нагрузки, дифференцированное для различных возрастных групп. При этом возрастание спортивных нагрузок планируется с таким расчетом, чтобы каждый период следующего годичного цикла начинался и заканчивался на более высоком уровне, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла.

Годовой план тренировки составляется для каждой учебной группы, исходя из круглогодичности подготовки и в соответствии с утвержденным режимом тренировочной работы. В годовом плане детально излагается содержание тренировочного процесса с учетом поставленных задач, возраста занимающихся, их подготовленности, календаря соревнований, материальных условий, итогов реализации прошлогоднего плана. При планировании особенно важно учитывать режим учебы в общеобразовательной школе (динамику учебной нагрузки, экзамены, каникулы).

Текущее годовое планирование тесно связано с вопросами периодизации тренировки, в основе которой лежат закономерности развития спортивной формы. Периодизация тренировки преследует цель — подготовить юных футболистов к достижению наивысших для них в данном годовом цикле спортивных результатов. В работе с юными футболистами периодизация более ярко выражена в старшем возрасте, для младших основная направленность подготовки — обучающая.

Реализация годовой схемы распределения спортивных нагрузок осуществляется в рамках тренировочных и межигровых микроциклов.

К тренировочному циклу относится короткий промежуток времени, который преимущественно применяется в подготовительном периоде. Основная цель — обеспечить повышение тренированности и развитие спортивной формы.

В межигровых (соревновательных) микроциклах занятия варьируются между двумя состязаниями. Основной задачей цикла является повышение (или поддержание) достаточного уровня тренированности, совершенствование технико-тактического мастерства и обеспечение наилучшей подготовки к следующей игре.

Структура построения микроциклов зависит от многих факторов:

— конкретных задач на данный период тренировки;

— особенности этапов и периодов подготовки;

— состояния спортивной формы игроков;

— технико-тактической подготовленности футболистов;

— необходимости повторно применять разнонаправленные упражнения при оптимальной связи между ними;

— общего режима деятельности (особенно учебной);

— климатических условий и некоторых других.

Наиболее существенным и объективным фактором является взаимодействие процессов утомления и восстановления, которые развертываются в организме футболистов и обуславливают чередование нагрузки и отдыха, а также изменение величины и характера нагрузок в микроцикле.

Несмотря на множество условий, влияющих на структуру при распределении нагрузки в отдельном занятии, в микроциклах и макроцикле необходимо учитывать следующие общие принципы:

— повторность применения нагрузок;

— постепенность повышения нагрузки;

— волнообразность распределения нагрузки.

С физиологической точки зрения принцип повторности основывается на необходимости повторных воздействий для соответствующих изменений и перестроений в органах, системах и их функциях под влиянием определенной нагрузки. С педагогической точки зрения только повторностью обеспечивается становление и совершенствование необходимых умений и навыков.

Так как воздействие каждого последующего тренировочного занятия «наслаивается» на «следы» предыдущего, то повторность должна быть оптимальной и гарантировать восстановление и рост работоспособности. Однако не все тренировки проводятся в условиях полного восстановления и «сверхвосстановления». Периодически допускается проведение занятий в группах старших возрастов на фоне частичного недовосстановления. Во время последующего и обязательного отдыха возможно получить мощный подъем работоспособности или фазу суперкомпенсации.

Величина повторения не должна быть постоянной, так как организм спортсменов быстро адаптируется к одинаковым нагрузкам и ее тренировочный эффект уменьшается. Поэтому необходимо постепенно (без резких скачков) увеличивать тренировочные нагрузки. Так же постепенно возрастают требования ко всем видам подготовки. Однако рост тренировочных нагрузок не носит прямолинейный характер. Как микроциклам, так и более длительным периодам свойственна волнообразная динамика.

Тренировочные нагрузки

Достижение высоких спортивных результатов зависит от правильного долговременного планирования тренировочного процесса. На всех этапах подготовки футболистов тренировочные и соревновательные нагрузки следует строго дозировать в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, от состояния их здоровья и от уровня накопленных умений. Осуществлять подготовку обучающихся необходимо с учетом неравномерного нарастания физических способностей в процессе развития, принимая во внимание сенситивные периоды развития физических качеств (таблица 5).

Таблица 5

Примерные сенситивные периоды развития физических качеств

Морфофункциональные показатели и физические качества Мальчики, возраст (лет)
Рост         + + + +    
Мышечная масса         + + + +    
Быстрота   + + +       + + +
Скоростно-силовые качества     + + + + + +    
Сила           + +   + +
Выносливость (аэробные возможности) + + +         + + +
Анаэробные возможности               + + +
Г ибкость + + +   + +        
Координационные способности   + + + +          
Равновесие   + + + + + +      

Под нагрузкой понимают работу, которую спортсмен выполняет на тренировках, соревнованиях и величину воздействия этой работы на организм спортсмена.

Основными характеристиками нагрузки являются:

- направленность (воздействие нагрузки на совершенствование отдельных сторон подготовленности спортсмена);

- специализированность (распределение тренировочных упражнений по степени схожести соревновательному упражнению);

- величина (степень воздействия нагрузки на организм спортсмена);

- интенсивность (продолжительность, интенсивность упражнения, продолжительность и характер интервалов отдыха, число упражнений).

Для нарастания тренированности футболиста от тренировки к тренировке используются нагрузки разной величины и направленности. Важное значение имеет чередование нагрузок (больших, малых и средних) с активным отдыхом.

Оценка величины нагрузки возможна по физиологическим сдвигам, которые происходят в организме футболистов. Наиболее приемлемым определением величины нагрузки является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Десятисекундный пульс, измеренный сразу по окончании работы, соответствует среднему уровню пульса на протяжении всей работы (таблица 6).

Таблица 6

Наши рекомендации