Социализированность: феномен мобильности

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, может делать неэффективной сформировавшуюся социализирован­ность у детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и профессиональной структур, что влечет за собой изменение статуса больших групп населения, превращают социализированность входя­щих в эти группы людей в неэффективную для новых условий.

Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность про­блематичной.

В этих и в других случаях происходит то, о чем писал амери­канский антрополог Ф. Бок: «Культура в самом широком смысле слова — это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда поки­даешь свой дом.

Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, ко­торые высказывают и демонстрируют люди... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и по­ступки, ибо все вы — и ты, и они — видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать куль­турным шоком».

Суть культурного шока — конфликт старых и новых культур­ных норм и ориентации общества, которое человек покинул, и общества, в которое он попал. Культурный шок — это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

В связи с этим особое значение получило понятие ресоциализация— изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отно­шений человека в соответствии с новыми социальными условиями и предписаниями.

Ресоциализация — перестройка личности, изменение, восста­новление социальных связей, ценностных ориентации, норм.

Таким образом, принимая во внимание мобильный характер социализации, по мнению А. С. Волович, в рамках понятия соци­ализированность необходимо выделять два компонента.

Первый из них описывает соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе развития, т.е. сформированность у него соответствующих качеств, установок и пр.

Второй — готовность человека к ситуации изменения этих тре­бований, т.е. сформированность черт, которые необходимы для следующего этапа (включая и готовность к изменениям в широ­ком спектре).

Готовность к переходу на следующую ступень развития пред­полагает:

- сформированность предпосылок для успешного выполнения основных социальных ролей, необходимых на следующем этапе социализации;

- способность человека адекватно воспринимать новые соци­альные требования и в необходимой мере изменяться в соответ­ствии с ними;

- способность к активному, самостоятельному определению направления своей социализации, избирательному отношению к социальным воздействиям.

Наибольшее значение для успешности социализации имеет степень выраженности качеств, которые можно объединить об­щим понятием активная гибкость— неригидное отношение к усво­енному опыту, вариативность и самостоятельность создания жиз­ненного плана, наличие внутренне мотивированной активности, на­правленной на достижение своих целей.

Недостаток активности или ее подавление в процессе «жест­кой» социализации (чрезмерное подчеркивание предписаний и запретов как ядро ролевого научения; отсутствие обоснования за­претов и порицание активности, направленной на выявление их причин; однонаправленность воздействий, требующих конформ­ности, недостаток самостоятельности и гиперопека) обусловли­вают формирование «сверхсоциализированности» по отношению к требованиям, предъявляемым в настоящий момент, их некри­тичное усвоение, препятствующее созданию предпосылок для успешного функционирования и развития в изменяющихся усло­виях.

Способность к адекватному восприятию и учету в своем пове­дении новых, непривычных социальных требований зависит от степени социальной ригидностиличности.

Под социальной ригидностью понимается наличие жестких установок, обусловливающих полярность оценок и восприятия действительности в черно-белых тонах; нетерпимость к двойствен­ности и неопределенности; ограниченность правил, ведущая к рассмотрению себя в качестве исполнителя строго определенного набора ролей, и тенденция упорствовать в определенных видах ролевого поведения; некритическое усвоение и принятие специ­фических норм, ценностей и представлений о реальности, харак­терных для конкретных групп (групповая ригидность).

Высокая социальная ригидность является существенным пре­пятствием для социализации в изменяющихся условиях. В то же время в относительно стабильном социальном окружении неко­торые качества ригидной личности (например, конвенционализм или приверженность групповым интересам) могут служить осно­вой для успешной социализации.

Именно степень активности (понимаемой, с одной стороны, как избирательность в освоении социального опыта, а сдругой — как соотношение приспособления и обособления) и определяет то, что в одних случаях люди, успешно социализированные в данных условиях, оказываются готовыми к их изменению, а в других — при любом изменении условий процесс социализации нарушается.

В заключение приведем слова писателя Андрея Битова, кото­рые, только на первый взгляд, односторонне трактуют рассмат­риваемую проблему социализированное™: «... в высшем понима­нии аристократизм и является высшей формой приспособленно­сти и самой жизненной формой. Потому что именно тот, кто все имел, способен, не теряя духа, все потерять: именно тот, кто владел, может знать, что не в том, чтобы иметь, дело. Тот, кто не имел, не может не иметь, потому что хочет иметь. Истинный ари­стократизм не хочет иметь, а имеет как данность... подлинный аристократизм — это способность обойтись без всего и до конца сохранить себя».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В связи с чем человека можно считать объектом социализации?

2. Благодаря чему человек является субъектом социализации?

3. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может пре­вратить человека в жертву?

4. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации?

5. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

6. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации

человека?

7. В чем сущность коррекционного воспитания и каковы его возмож­ности (на примере конкретного типа жертв)?

8. Раскройте задачи и основные направления исследований в рамках социально-педагогической виктимологии.

9. Чем отличается понимание социализированности в субъект-объ­ектном подходе к социализации от субъект-субъектного подхода?

10. В чем сущность мобильного характера социализированности?

Вопросы и задания для обсуждения

1. Как может проявиться активность человека в процессах приспособ­ления и обособления?

2. Какова социальная сущность и личностный смысл культурного шока?

3. Что может способствовать сохранению человека в неблагоприятных условиях социализации?

4. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблаго­приятных условий социализации?

5. Покажите виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем го­роде и в конкретном микросоциуме.

Наши рекомендации