Социально – педагогическая виктимология
В первом приближении социально-педаготическую виктимологию (victime — жертва, logos— слово, понятие, учение) можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарной основе изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, социально-правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет неравенство или дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации в процессе социализации; б) разрабатываются общие и специальные цели, принципы, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, компенсации и коррекции названных обстоятельств.
Социально-педагогическая виктимология сможет стать относительно самостоятельной отраслью знания в том случае, если будет осуществлен цикл исследований:историко-культурологических,этнографических,социологических, социально-психологических, психологических, этнопсихологических, криминологических, психиатрических, социально-педагогических, правоведческих.
Как программу-минимум можно обозначить ряд очевидных уже сегодня проблем социально-педагогической виктимологии, разработка которых должна идти как в русле отдельных из названных выше отраслей знания, так и междисциплинарно.
Объяснение и прогнозирование явлений виктимности требует серьезной исторической проработки проблемы. Исторические исследования позволят выявить, по крайней мере, следующее:
-когда появляются те или иные типы жертв вообще и в конкретных культурах в частности и с чем связано их появление, т.е. какие тенденции социально-экономического и социально-культурного развития общества ведут к их появлению;
- какова динамика роста числа жертв, какие тенденции ей свойственны, как они зависят от тех или иных конкретно-исторических обстоятельств;
-когда те или иные типы жертв осознаются таковыми и оим денном и общественном сознаниях, каким образом это мроигчо дит и с чем связано;
- когда тот или иной тип жертвы начинает отражаться и гмш стике, юридических и других документах, есть ли для этою о» и.г к тивные причины;
- когда и каким образом общество и государство приступаю! к созданию специальных условий для существования людей, они-сенных к тому или иному типу жертв, какие тенденции сноп ственны этому процессу;
- когда и каким образом проблемы виктимологии и какие' именно становятся предметом научного исследования;
- можно ли обнаружить, когда, где и кто начал осознавать себя жертвой неблагоприятных условий социализации?
Описание, объяснение и прогнозирование виктимности требует поведения цикла кросс-культурных исследований в различных этнокультурных регионах, которое позволяет выявить, как минимум, следующее:
- обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах грозит человеку стать жертвой неблагоприятных условий социализации;
- существующие типы жертв и их количество в разных социокультурных условиях;
- правовое, идеологическое и обыденное сознание, конститу-ирование тех иных типов жертв, их соотношение в рамках одного региона, общее и специфическое для различных регионов;
- социальные установки и стереотипы различных этноконфес-сиональных, половозрастных и социально-культурных групп населения в регионах, определяющие восприятие и отношение к тем или иным типам жертв;
- в какой мере осознают себя жертвами сами люди — представители тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, с чем связаны региональные и другие различия в распространенности и характере осознания, как оно влияет на «образы Я», самоуважение, самопринятие личности, на ее отношение к миру и с миром.
Для реализации прогностической и конструктивной функций социально-педагогической виктимологии необходимы также исследования:
- сравнительно-правоведческие, выявляющие правовой статус различных типов жертв неблагоприятных условий социализации в тех или иных странах;
- сравнительно-педагогические: существующие в разных странах системы, институты, формы и методы профилактики, воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспитания различных типов жертв;
- психолого-педагогические: для отбора и разработки методов диагностики личности, группы, социума, позволяющих выявить реальные жертвы, а также характеристики и обстоятельства, несущие в себе потенциальную угрозу;
- теоретически обосновывающие оптимальную систему профилактики, воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспитания жертв социализации;
-разрабатывающие стратегию и тактику общества и государства, различных социальных институтов и конкретных учреждений по отношению к рассматриваемой категории людей;
- обосновывающие и разрабатывающие общие и специфические преференции для различных типов жертв.
Обозначенные выше, а также ряд других исследований позволят проверить следующие предположения и сформулировать новые:
- в процессе исторического развития объективно растет многообразие типов жертв неблагоприятных условий социализации;
- осознание и конституирование тех или иных типов жертв связаны с культурой, уровнем социально-экономического развития и мерой гуманизации общества;
- отношение к жертвам определяется социокультурными установками и стереотипами данного общества, связано с мерой его секуляризации, а также с догматами представленных в нем конфессий;
- осознание человека себя жертвой связано не столько с объективной реальностью, сколько с установками ближайшего окружения, а также с определенными личностными особенностями, которые неидентичны в различных культурах и в различных возрастах;
-динамика числа жертв вообще и различных типов в частности не имеет линейного характера, а зависит от особенностей культуры, уровня социально-экономического развития общества, а также от его исторического развития и современного состояния;
- объективное количество жертв и их типов в различных обществах в различные исторические периоды не совпадают с количеством конституированных типов и людей, субъективно считающих себя жертвами.
***
Можно надеяться, что развитие социально-педагогической виктимологии позволит дать хотя бы частичный ответ на вопрос о том, как человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации, выяснить, как писал немецкий просветитель XVIII в. Георг Лихтенберг, «Что происходит от причин, а что от случая?»
Человек социализированный
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. Взаимодействие с ними, влияние их на человека не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу.
От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом — его социализирован-ность.
Единой точки зрения на то, что представляет собой социали-зированность человека, не существует. Трактовки социализированное™ весьма многообразны и в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они предлагаются.