Социально контролируемой социализации
В общем виде развитие и формированиекоммуникативной культуры человека предполагают:
- развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации;
- помощь в овладении средствами коммуникации;
- формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения;
- развитие и формирование коммуникативных умений.
В первую очередь речь идет о развитии психологических свойств, которые необходимы человеку для эффективного и приносящего субъективное удовлетворение участия в коммуникативном процессе.
Это, прежде всего, потребность в общении, которая в норме присуща каждому, но мера ее развитости различна в связи с половыми, социокультурными, этноконфессиональными, возрастными, характерологическими особенностями человека. Учитывая влияние на степень ее развитости всех этих детерминант, необходимо, как правило, вести специальную работу и создавать условия для развития общительности, т.е. добиваться того, чтобы человек стремился не только просто удовлетворять свою потребность в контактах с людьми, но и испытывал нужду в глубоком эмоциональном, содержательном общении, общении — обмене духовными и эмоциональными ценностями.
Однако даже высокоразвитая потребность в общении может удовлетворяться лишь тогда, когда человек обладает эмпатией, которую также необходимо развивать уже у школьников. Эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — проявляется в сопереживании и/или сочувствии. В идеале важны оба проявления, но, как минимум, необходимо наличие хотя бы сочувствия (а к нему способны дети, начиная с весьма раннего возраста).
Относительно развитая эмпатия позволяет человеку правильно воспринимать окружающих людей: хотя бы в общем виде определять характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия и, исходя из этого, искать адекватный стиль и тон общения в каждом конкретном случае. Ведь совершенно ясно, что одни и те же жесты, слова не вполне уместны в разговоре с человеком возбужденным и спокойным, настроенным доброжелательно или враждебно и т.д.
Развитие и общительности, и эмпатии, и любых других свойств субъекта коммуникации становится реальным и эффективным лишь втом случае, если человек обладает развитой рефлексией, т.е. готовностью к самоанализу и его навыками.
Развивая рефлексию как компонент коммуникативной культуры, важно особое внимание уделять, с одной стороны, умению человека критично относиться к себе, а с другой — принимать себя как личность, которую он может сам совершенствовать (в определенных пределах и в необходимых направлениях).
Рефлексия — предпосылка способности к саморегуляции, которая совершенно необходима в повседневном взаимодействии с людьми и поэтому может рассматриваться как составляющая коммуникативной культуры человека.
Коммуникативная культура включает в себя наряду с рядом развитых психологических свойств развитость определенных особенностей мышления. В процессе развития мышления, согласно взглядам современных психологов, за стадией решения проблем (которой заканчивается модель развития интеллекта, разработанная Ж.Пиаже) следует стадия, характеризующаяся способностью человека находить и ставить проблемы. Свойства этой стадии — нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в общие и др. Эти свойства тесно связаны с развитостью у человека таких особенностей мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность ассоциативного ряда и развитость внутреннего плана действий. Как показывают исследования, умение видеть и ставить проблемы крайне важно для развития творческого подхода человека к процессу коммуникации.
Коммуникативная культура предполагает сформированность у человека определенных социальных установок: отношения к партнерам по общению как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия; интереса к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату; понимания сотрудничества, общения как диалога, требующего умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость к идеям и к недостаткам партнера.
Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации в первую очередь относится речь. Свобода владения речью зависит от обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнеров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; корректной постановки вопросов; краткости и точности формулировок ответов на вопросы партнеров; логичности построения и изложения высказывания.
Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у человека не вырабатываются та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, в дружеских компаниях. Более того, уже в младших классах плохое владение речью ведет к неуспеваемости и вслед за ней к школьной и социальной дезадаптации. В более старших возрастах оно резко ограничивает использование потенциальных возможностей общения с людьми более высокого уровня общей культуры.
К средствам коммуникации, как уже говорилось выше, относятся как дополняющие речь паралингвистические элементы, так и кинесический язык. Использование и первых, и второго определяется не только этноконфессиональными, половозрастными, индивидуальными особенностями человека, но и тем уровнем коммуникативной культуры, которого он достиг в процессе стихийной социализации, самоизменения и, безусловно, воспитания (относительно социально контролируемой социализации).
В последнее десятилетие все большее значение приобретает компьютер как средство коммуникации. Владение компьютером хотя бы на уровне пользователя все в большей мере становится одним из условий эффективного участия в социальной жизни. О нем речь пойдет в дальнейшем.
Важнейшим компонентом коммуникативной культуры можно считать развитость или сформированность у человека коммуникативных умений. К ним в первую очередь можно отнести следующие: умение устанавливать контакты в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с точки зрения дела партнерами; умение создать ситуацию сотрудничества или общения с конкретными людьми; умение найти темы для разговора в различных случаях; умение выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.
В целом человек с достаточно развитой коммуникативной культурой оказывается в состоянии творчески относиться к тем разнообразным ситуациям делового и эмоционального общения, с которыми он встречается. Творческое отношение в данном случае реализуется в том, что человек может: использовать известные ему знания, умения, варианты решения, приемы общения в новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии с ее спецификой; находить решение коммуникативной задачи в той или иной ситуации, комбинируя уже известные идеи, знания, приемы и т.д.; создавать новые для него способы и приемы, необходимые для общения в каждом конкретном случае.
Важно, чтобы человек владел умением общаться в различных ситуациях (серьезная беседа предполагает одни требования, «треп» во время отдыха в компании — другие, в гостях, на празднике — третьи), с людьми разного возраста и различной меры близости (родители, учителя, знакомые, приятели, сослуживцы, друзья, любимый, -ая).
Не менее важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с группой одноклассников, коллег по работе, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время различных собраний, конференций и пр. Для этого надо уметь сотрудничать, сосредоточиваться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество в конкретном случае, выслушивать, понимать и воспринимать различные точки зрения, принимать их или тактично и аргументированно дополнять или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения и т.д.
Все, о чем шла речь выше, относится к тому, что включает в себя коммуникативная культура человека. Отдельный вопрос — как эту культуру формировать и развивать. За последние 15 лет наработано довольно много методик, которые доступны практически любому, нуждающемуся в них (хотя и белых пятен предостаточно). Но все методики ничего не дадут, если не будет реализован принцип биологичности воспитания.
Принцип диалогичное™ предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека, а также в большой мере его развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных и иных организаций.
Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эффективными, способствуя позитивной социализации человека, если:
- воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;
- в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;
- содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа.
Диалогичность не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемым, ибо у них в силу возрастных и статусных различий неодинаков жизненный опыт, а также асимметричны их социальные позиции.
Но диалогичность требует искренности, толерантности, взаимного уважения и принятия.
Диалогичность — основа эффективной межличностной коммуникации. Это связано в том числе и с тем обстоятельством, которое кратко обозначил актер, режиссер и драматург Б.Брехт: «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа».