Коммуникативная культура как проблема социализации
Человек может эффективно сотрудничать с другими людьми в различных областяхдеятельности, достичь жизненного успеха, быть счастливым тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой, иначе говоря, обладая системой знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, в котором он живет, органично, естественно и непринужденно реализуемых им в деловом (функциональном) и межличностном (эмоциональном) общении. Это — важнейшее условие удовлетворенности отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективности позитивной социализации, один из залогов психического, эмоционального, интеллектуального, социального и даже физического развития человека.
Традиционно коммуникативная культура формировалась в процессе овладения человеком сложившимися нормами, правилами, умениями в сфере общения в тех группах, коллективах, социальных институтах, где он реализовывал свои социальные и половозрастные роли.
В настоящее время эти традиционные способы не срабатывают в достаточной мере в связи с тем, что весьма существенно изменились требования к человеку как субъекту общения и социальная и социально-психологическая ситуация в целом.
Во-первых, экспоненциально возрастает информация, необходимая специалистам в большом количестве сфер деятельности (и веер этих сфер увеличивается). Во-вторых, все большее количество людей в течение жизни не только должны постоянно повышать свою квалификацию, но и менять профессии, причем нередко два-три и более раз. Эффективность и первого, и второго в определенной (и немалой) степени связана с мерой развитости коммуникативной культуры человека, поскольку общение, как уже говорилось, самое портативное средство трансляции информации. В общении поиск и передача информации занимают минимально необходимое время, она наиболее полно и легко усваивается, избыточность ее сведена к минимуму. То есть от коммуникативной культуры человека сегодня зависит во многом успешность его трудовой деятельности.
Нынешняя социально-психологическая ситуация такова, что существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Это связано в первую очередь с изменениями в семье: практическое исчезновение большой семьи, большое количество од-нодетных и неполных семей, изменение функций семьи и рост требований к ее психологическим характеристикам, изменение ролевых стандартов мужа, жены, отца, матери, детей и т.д.
Урбанизация и миграция привели к потере или ослаблению соседских связей, рассредоточению мест работы, проживания и мест проведения досуга, к увеличению социально-психологической напряженности в отношениях между социально-профессиональными и половозрастными группами населения. Следствием этих процессов стало растущее отчуждение между различными группами и появление стремления к приватности у многих членов общества, что ведет к росту одиноких и субъективного одиночества. В результате все большее число людей ощущают неблагополучие в своих эмоциональных отношениях с окружающими, объясняя это, как правило, исключительно внешними признаками (отдельные квартиры, телесмотрение как поглотитель времени для общения и т.д.), а также общим «ухудшением нравов» (люди ста ли злее, черствее и пр.). В определенной мере подобные объяснения правомерны. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что в развивающемся и дифференцирующемся обществе возрастают требования, которые люди сознательно или неосознанно предъявляют к реальным и потенциальным партнерам, удовлетворять которые тем труднее, чем меньше развита коммуникативная культура в обществе в целом и коммуникативная культура каждого человека. Естественно, что формирование этой культуры не в состоянии отменить действия объективных социально-психологических тенденций, о которых шла речь. Но в зависимости от уровня коммуникативной культуры находится во многом способность человека частично нивелировать и компенсировать влияние объективных процессов на свое реальное эмоциональное общение с окружающими людьми — в семье, в дружеской компании, с другими значимыми лицами.
Наконец, проблема коммуникативной культуры человека связана с проблемой досуга и детей, и взрослых, которая сегодня стоит очень остро. Рост свободного времени (нередко вследствие неполной трудовой занятости или безработицы) и изменения в быте людей привели к тому, что практически все категории населения в большей или меньшей степени оказались в ситуации, когда им нечем заняться, что ведет ко многим отрицательным и антисоциальным последствиям. Уже называвшиеся социальные и социально-психологические процессы привели к вытеснению (во многом объективно неизбежному) форм досуговой культуры, традиционно присущих различным социально-профессиональным, этнокультурным и половозрастным группам. Образующийся вакуум в большой мере становится пространством стагнации и даже деградации личности, и это несмотря на развитие СМК и рост потребления массовой культуры, ибо они ведут, как правило, лишь к «дурной» унификации досуговой культуры. В то же время досуг со времени Аристотеля рассматривался как возможность возвышения личности, ее интересов и потребностей. Однако последнее непосредственно зависит не только от наличия инфраструктуры досуга, индустрии досуга, но и в значительной степени от развитости коммуникативной культуры человека, ибо досуг в первую очередь — поле развертывания сущностных сил человека в общении, если он способен участвовать в нем как в «соприкосновении душ, не преследующем никаких выгод» (М.Монтень).
В целом развитие коммуникативной культуры становится существенным критерием социализированности человека, о чем свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования. Это связано с тем, что эффективность участия человека в общении с различными категориями окружающих его людей, удовлетворенность его своим положением в системе общения оказывают существенное влияние на становление самосознания личности (формирование адекватных образа Я, самооценок, уровня самоуважения и меры самопринятия). Кроме того, от этих обстоятельств зависит успешность самоопределения личности как в актуальной жизнедеятельности, так и на перспективу. И наконец, все это определяет во многом сферы, направленность и формы самореализации личности и степень ее самоутверждения.
Таким образом, совершенно очевидно, что в современных условиях социализации коммуникативную культуру человека необходимо последовательно развивать и формировать.