Социализирующие функции религиозных организаций
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), уважение и благоговение к святыням, позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитва и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.
Сакрально-мистическая функция (Т.В.Склярова) характеризует те виды деятельности религиозных организаций, которые объясняются мистическими, т.е. сверхъестественными причинами (участие в таинствах, молитвах). Религиозные организации претендуют на формирование у своих членов системы ценностей, ориентированных на цели, не объяснимые окончательно в рациональных категориях. Речь идет о формировании сакрально-мистического отношения к некоторым вещам и событиям как к ценностям, имеющим священное значение, признаваемого божественным, наделенным божественной благодатью, силой; а также признание того, что некоторые явления, обладая мистической (иррациональной) природой, имеют небожественный источник своего происхождения (сатаническое начало).
Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других — менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.
В православной церкви регулятивная функция связана прежде всего с установлением особого уклада жизни, подчинения ее строя и ритма церковному распорядку и календарю. Специфические условия соблюдения постов, чередование постов и праздников, суточный круг богослужения призваны регулировать не только психологический настрой, но и физиологию человека. Участие в церковном служении вырабатывает чувство сопричастности к церковным обрядам и реального соучастия в таинстве. Регулятивная функция делает возможной и требует от верующих ритуализации их жизни, что заключается в соподчинении всего жизненного распорядка конфессиональным нормам и обрядовому освящению значимых событий в жизни верующего (Т.В.Склярова).
Коммуникативная функция религиозных организаций реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих догматам и вероучительным принципам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.
Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
И наконец, воспитательная функция — религиозное воспитание человека (о ней подробнее ниже).
Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны.
Так, в приходах русской православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций — институциональный и стилизованный, а в организациях ряда восточных конфессий — институциональный.
Относительно социально контролируемая социализация в религиозных организациях происходит в процессе религиозного воспитания.
Религиозное воспитание
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).
Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран — преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций.
ыыыыыВ основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. засгит — священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.
Можно выделить два уровня религиозного воспитания — рациональный и мистический (Т.В.Склярова).
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение вос-питуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужении, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях.
Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты — подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.
Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются:
- церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом;
- проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой;
- исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки);
- пост, помогающий обуздывать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость;
- епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.
Добровольные организации