Социализирующие функции группы сверстников
В группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть и традиционный, рефлексивный и механизм экзистенциального нажима.
Функции группы сверстников в процессе социализации, имея определенную возрастную специфику, в общем виде могут быть определены следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение полороле-вому поведению (через предъявление образцов поведения, приличествующего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждения неодобряемого поведения); научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт; создание условий своим членам для развития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения.
Эти функции реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; от направленности группы и других ее характеристик, о которых шла речь выше; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа.
В последние десятилетия группы сверстников стали одним из важнейших микрофакторов социализации подрастающих поколений. Их роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.
Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей и девушек живут в городах, Где имеют возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для младших ее членов искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства массовой коммуникации — привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков, юношей и девушек в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.
Дети, подростки, юноши и девушки одновременно входят в несколько групп, общение в которых может иметь существенные различия.
Неформальные группы влияют на социализацию детей, подростков, юношей и девушек в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное — от меры значимости для того или иного их члена.
Кратко раскроем ряд основных и несколько специфических социализирующих функций группы сверстников в детском, подростковом и юношеском возрастах.
В о-п е р в ы х, группа сверстников помогает своим членам обособиться в социуме, создавая условия для автономизации от взрослых и родительской семьи, с одной стороны, и от общества сверстников и возрастной субкультуры — с другой.
Автономизация от взрослых и от родительской семьи в группах сверстников начинается уже в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется стремление играть со сверстниками, обмениваться с ними «секретами» и т.д. С возрастом роль группы сверстников в автономизации от взрослых и семьи увеличивается, достигая пика в юности.
Автономизация в составе приятельской и/или дружеской группы от общества сверстников и возрастной субкультуры проявляется по-разному.
Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к их группам другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения и т.д.).
В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка, юноши и девушки складываются определенные взгляды, или усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.
Если группа подвергает сомнению важность или достоверность каких-либо сведений, полученных одним из ее членов даже из компетентного источника, то очень часто этот человек может согласиться с мнением группы. В результате даже сведения, источником которых является учебно-воспитательный процесс и средства массовой коммуникации, воспринимаются и усваиваются ребятами не в «чистом», а в той или иной степени трансформированном виде.
Группа сверстников представляет собой специфическую (неофициальную, неформальную) социальную организацию, которая воспринимается ее членами как экологическая ниша.
Во-вторых, важнейшей функцией группы сверстников является научение детей, подростков, юношей, девушек полоролево-му поведению.
В группе сверстников познается, осваивается и проигрывается:
- как принято вести себя со сверстниками своего пола;
- как принято вести себя со сверстниками противоположного пола;
- как следует вести себя со старшими, младшими и взрослыми в зависимости от своей и их половой принадлежности.
Наконец, именно в группе сверстников в подростковом и юношеском возрастах, как правило, происходит сексуальный дебют и приобретается первоначальный сексуальный опыт.
В группе сверстников научение полоролевому поведению происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.
Это тем более существенно, что сверстники учат сверстников многим нормам жизни и общения, скрываемым от них взрослыми, компенсируя тем самым пробелы в познании жизни. Так, повторим, что, по зарубежным данным, независимо от социального происхождения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса полового воспитания, 90 % школьников наиболее достоверной информацией о различиях полов и сексуальности считают ту, которая получена ими от друзей (И. С. Кон).
В детстве, отрочестве, юности идет интенсивный процесс становления мужественности и женственности как характеристик личности и поведения человека. И становление это во многом зависит от реального общения со сверстниками своего и противоположного пола, от того опыта, который ребята из него выносят. Быть увлеченным, интересоваться лицами другого пола — с одной стороны, в этом раскрывается предвкушение еще не наступившей взрослости. А с другой стороны — к этому побуждают товарищи. Нормы, господствующие в среде старших подростков и старшеклассников, например, предписывают необходимость общения с лицами другого пола, считают его высокопрестижным. Поэтому даже когда семиклассники или десятиклассники и не стремятся к такому общению субъективно или боятся его, они вынуждены его искать, нередко просто выдумывать его, чтобы «соответствовать». Причем эта тенденция захватывает все более младшие возрастные группы. (Дописывая незаконченное предложение «Когда я вижу мальчика и девочку моего возраста, гуляющих вместе...», уже довольно давно около 7% третьеклассников отвечали «завидую им», а 4 % — «наводит на воспоминания». К девятому классу процент «завистников» возрастал до 25 % у девушек и 33 % — у юношей, а «обуреваемых воспоминаниями» — до 20 % среди юношей.)
Общение со сверстниками своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще, в частности — эмоционального восприятия сферы сексуальных отношений. Разговоры с приятелями и друзьями (часто довольно грубые) помогают ребенку, подростку, юноше, девушке адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в их организме и физическом облике, освоить и изжить в определенной мере те волнующие переживания, которые связаны с пробуждающейся сексуальностью. Невозможность выразить свои эмоциональные переживания, связанные с психосексуальным развитием, нередко приводит к тяжелым душевным переживаниям и травмам, особенно в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.
С подобной ситуацией столкнулся герой американского писателя Т. Уайлдера Теофил Норт. Родители его подопечного шестнадцатилетнего Чарльза Фенвика были весьма травмированы холодностью, снобизмом, эгоцентризмом своего сына, не понимая их истоков и не зная, как себя вести с ним. Норт довольно быстро обнаружил, что причина — отсутствие субъективно значимых сверстников-друзей. Это лишило Чарльза источника важнейших аспектов социального опыта, исказило его эмоциональное восприятие окружающей жизни вследствие фиксированности на неизжитых переживаниях, связанных с той сферой, которую другие мальчики познают и изживают, именно общаясь друг с другом. Проявилось это даже в неадекватной для его возраста реакции на весьма безобидные слова, которые вызывали у него ассоциации сексуального характера. Так, когда Теофил Норт случайно употребил в беседе название музыкального инструмента — пикколо, Чарльз совершенно неожиданно отреагировал крайним смущением. Это и позволило Норту обнаружить причину трудностей и найти способ их преодоления: «... Для маленького мальчика слово «пикколо», благодаря простому созвучию, полно волнующе жутких и восхитительных ассоциаций с "запретным" —- с тем, о чем не говорят вслух; а всякое "запретное" слово стоит в ряду слов, гораздо более разрушительных, чем "пикколо". Чарльз Фенвик в шестнадцать лет переживал фазу, из которой он должен был вырасти к двенадцати. Ну, конечно! Всю жизнь он занимался с преподавателями; он не общался с мальчиками своего возраста, которые "вентилируют" эти запретные вопросы при помощи смешков, грубых шуток и выкриков. В данной области его развитие было замедленным».
Начиная, очевидно, со старшего дошкольного возраста, группа сверстников дополняет влияние семьи на полоролевую социализацию детей. А в подростковом и юношеском возрастах — периоде половой идентификации — группа сверстников во многом заменяет семью (хотя роль последней остается значительной).
В-третьих, группа сверстников, с одной стороны, среда самоопределения в актуальной жизни детей, подростков, юношей, девушек, а с другой — источник влияния на выбор аспектов и способов их самоопределения «здесь и теперь».
В группе сверстников самоопределение в актуальной жизни ее членов происходит, как минимум, благодаря:
- освоению социальных реалий конкретного микросоциума, поселения, этноконфессионального ареала, региона проживания;
- научению способам приспособления к социуму и избегания его некоторых реалий;
- овладению и использованию определенных форм рекреативного поведения.
Влияние группы на самоопределение в актуальной жизни может проявиться по-разному. Так, член группы может проявлять свои интересы и, встречая понимание со стороны приятелей, друзей, укрепляться в своих склонностях. Обогащая друг друга различными сведениями, члены группы могут дать толчок возникновению у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внимания. Но в то же время общение в группе может разрушать, гасить уже имеющиеся у ребят интересы, склонности.
В группе сверстников могут формироваться и социально неприемлемые, даже социально опасные интересы. Наиболее часто это может происходить в VIII и IX классах. Именно у восьмиклассников и девятиклассников, по имеющимся данным, происходит особенно частая смена интересов. И именно среди них наиболее велико число ребят, у которых появляются интересы с антисоциальной направленностью. Общение в группе может придавать полезному познавательному интересу отрицательную направленность или уродливую форму: когда, например, интерес к маркам трансформируется в стяжательство или увлечение техническим творчеством сопровождается противоправными действиями с целью добыть деньги и пр.
Опыт рекреативного поведения, приобретаемый и реализуемый в группе сверстников, тоже весьма противоречив.
С одной стороны, в позитивно ориентированных группах рекреативное общение может быть не только содержательным, но и весьма поучительным. Общаясь в таких группах, ребята могут стремиться разрешить свои сомнения, утвердиться в правоте своих умозаключений. Как остроумно заметил Жан Пиаже, сами себе мы охотно верим на слово, и только в процессе общения возникает необходимость в проверке и подтверждении мысли.
С другой стороны, в очень многих группах ситуация совершенно иная. Так, в группе все настроены друг к другу доброжелательно и с удовольствием проводят вместе много времени. Но в процессе этого времяпрепровождения время убивается на совместное ничегонеделание, смакование анекдотов и т.д. И тем не менее даже этот опыт оказывается нередко весьма полезным.
В-четвертых, взаимодействие в группе сверстников играет немалую роль в развитии самосознания человека. Естественно, что эта роль различна в связи с половозрастными, социокультурными и индивидуальными характеристиками человека.
Весьма существенно взаимодействие в группе сверстников влияет на формирование образа Я ребенка, подростка, юноши, девушки, ибо группа для них своеобразное зеркало, которое с той или иной мерой адекватности или искажения отражает их свойства, проявляющиеся в процессе взаимодействия или ощущаемые членами группы. Таким образом, растущий человек получает определенную информацию о самом себе (она складывается из результатов его действий, из реального и предполагаемого им отношения к нему других людей). На основе этой информации у ребенка, подростка, юноши или девушки формируется определенный образ самого себя. Попадая в самые различные ситуации общения в группе, пользуясь нормами и характеристиками, воспринятыми от ее членов и из практики жизни группы, дети, подростки, юноши и девушки познают те или иные стороны своей личности. Общаясь в группе, они нередко получают о себе информацию в оценочных терминах.
Роль группы сверстников в становлении образа Я ее членов имеет некоторые возрастные особенности.
Если младший школьник, соотнося себя со сверстниками, отчасти еще ориентируется на те оценки, которые дает ему и его товарищам учитель, то подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках. Старшеклассники же познают себя, главным образом, исходя из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприятными им) или с признанными «эталонами» в группе (эрудитами, спортсменами и др.).
На основании представления о себе, сложившемся под влиянием группы, ребята нередко конструируют собственную линию поведения, строят отношения не только с группой, но и с окружающими. Искаженность сложившегося образа Сможет привести к тому, что растущий человек оказывается лишенным более или менее определенного представления о себе или это представление резко расходится с его реальным образом.
В-п я т ы х, группа сверстников — арена самореализации человека, особенно в подростковом и юношеском возрасте.
В группе растущий человек получает действительную или иллюзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.
Сущностно — потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».
В то же время в группах сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: «Такой ли я, как все?» Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие компании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем подростковом возрасте параллельно возникает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?»)
Группа сверстников создает разнообразные условия для самореализации своим членам уже потому, что их общение нередко отличается психологической и содержательной многопланностью. В нем зачастую сочетаются такие казалось бы несовместимые компоненты, как философский диалог, высокая символика, авантюрная фантастика и трущобный натурализм (этот ряд определений заимствован у М.Бахтина, который применял его, естественно, по отношению к другим предметам). Каждый из этих компонентов может иметь разный уровень содержательности, как раз подходящий для уровня развития членов группы.
В-шестых, группа сверстников играет ведущую роль в самоутверждении человека, особенно до наступления молодости.
Самое наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах. Группа — источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя — неудачником, свои возможности — нереализованными.
Позитивную роль в самоутверждении группа играет в том случае, если взаимодействие в ней не только интенсивно, но и содержательно, когда подросток, юноша или девушка не только чувствуют себя в ней принятыми на равных, но и имеют приятелей и друзей, когда их внегрупповые связи не воспринимаются товарищами и ими самими как нечто чуждое этой группе.
И наконец, еще одна социализирующая функция группы сверстников: взаимодействие в ней может стать стимулом самоизменения человека. Причем как позитивного — самосовершенствования и самостроительства, так и негативного — саморазрушительного поведения. Последнее особенно часто встречается в подростковых и юношеских группах.
Стимулом к самоизменению могут стать как характер занятий в группе, так и стремление походить на ее лидера.
Самоизменение в группе сверстников может иметь глубинный характер, а может быть сугубо приспособительного свойства.
Можно назвать огромное количество ролей и масок, которые исполняют и носят в группе ее члены. Это «шуты» (печальный, язвительный, беспечный, подобострастный), «Чайльд-Гарольды», «Печорины», «Татьяны», «Дон-Жуаны» (в различных ипостасях, от вульгарных до изысканнейших). Подросток может находиться в группе в позиции «паршивой овцы», «мальчика для битья» и во многих других, к чему вынуждает его обстановка, сложившаяся в группе.
Все эти роли и маски предполагают определенный стиль контактов с членами группы. В результате реализации подобного стиля происходит деформация личности, последствия которой могут сказаться на всей дальнейшей жизни человека. У некоторых ребят может и не происходить глубинных деформаций, а лишь развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. У кого-то эти обстоятельства вызовут рано или поздно протест, бунт, в результате чего будут сломаны сложившиеся стереотипы отношений. Может даже случиться, что подросток, юноша, девушка уйдут из группы совсем, сохраняя себя как личность.
Все выделенные социализирующие функции группы сверстников реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; от направленности группы и других ее характеристик.
Группа сверстников приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.
Группа сверстников существенно влияет на социальное и личностное развитие человека, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение возрастных задач — развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.