Характеристика группы сверстников

Группа сверстников — это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возра­сту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверст­ников какими-либо признаками обособле­ния, т.е. обладающие МЫ-чувством.

Попутно следует отметить, что когда мы употребляем понятие «возраст», то не всегда отдаем себе отчет в его неоднозначности. Надо различать возраст хронологический — прожитое данным инди­видом число лет; физиологический — степень физического развития человека; психологический — степень душевного развития; педагоги­ческий — степень овладения культурой данного общества; умствен­ный, измеряемый с помощью определенного набора тестов; психо­сексуальный возраст — уровень эротических интересов и поведе­ния, который может и не соответствовать уровню индивидуальной физиологической половой зрелости; рекреационный — степень со­ответствия способов проведения досуга тому, что статистически типично для данной возрастной группы. Эти возрасты нередко не совпадают у конкретного человека, что не свидетельствует, как правило, о каких-то отклонениях в его развитии.

Последнее важно иметь в виду, говоря в дальнейшем о группах сверстников, ибо в одной группе могут объединиться люди одно­го хронологического возраста, у которых совпадают субъективно значимые для них другие возрастные характеристики. Но в группу могут объединиться люди с различным хронологическим возрас­том, но совпадающими умственным или психологическим, или психосексуальным, или рекреативным, или несколькими из пе­речисленных возрастов.

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И. С. Кон).

По социально-психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых человек состоит реально (школьный класс, спортивная секция, клуб или компания приятелей), и ре­ферентные группы, на которые человек мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку (он может входить в такую группу, но может и не быть ее членом).

По типу лидерства они могут быть демократическими или ав­торитарными.

По пространственной локализации они могут быть дворовыми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учрежде­ния (школа, клуб, бар).

По ценностной направленности группы могут быть просоциаль-ными (социально положительными), асоциальными (социально нейтральными) и антисоциальными.

По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников лепятся на официальные, т.е. признанные обществом, связанные с какими-либо государственными, общественными или частными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и фиксированное членство (о них речь пойдет в даль­нейших разделах), и неофициальные (неформальные), существу­ющие как бы сами по себе (о них и идет речь в данном разделе). Группы сверстников образуются чаще всего на основании про­странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу­чию (в том числе в коллективе, в новой организации). Они могут быть довольно стабильными (известны группы, существующие по 40 — 50 лет), временными, краткосрочными, случайно-ситуатив­ными.

Попутно следует обратить внимание на то, что и в отечествен­ной, и в зарубежной литературе имеется колоссальное количество сведений о неформальных группах детей, подростков, юношей, девушек. Что же касается более старших возрастных групп, то дан­ные об их неформальных группах довольно скудны и, в большой части, касаются неформальных отношений в различных органи­зациях. Известные отечественные данные, например, о нефор­мальных группах рабочих города Таганрога (Л. Гордон, Э. Клопов) были получены в 70-е гг. прошлого века, т.е. фактически в других социокультурных условиях. Это несколько сдерживает их исполь­зование без наличия сопоставимых данных, полученных в конце 90-х гг. или в начале века нынешнего. Что же касается немногочис­ленных исследований неформальных групп военнослужащих, а так­же заключенных, то они не только были в основном получены в другую эпоху, но и дают серьезные основания сомневаться в их достоверности.

Из этого замечания следует, что наиболее достоверную и убе­дительную характеристику группы сверстников как фактора социализации можно давать на основании материалов соответству­ющих исследований общностей, в которые входят люди до этапа молодости.

Количественные границы группы сверстников — от двух-трех до пяти членов в дружеских группах, в приятельских — до семи-девяти, в асоциальных и антисоциальных — до нескольких де­сятков.

В группе складываются межличностные отношения — субъек­тивно переживаемые отношения между ее членами. Они объек­тивно проявляются в характере и способах взаимодействия чле­нов группы, а также в распределении ролей в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллекту­альный.

Другие роли — фаворит лидера, «шестерка». В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возни­кает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы», носителя этой роли за человека никто не считает, и его могут даже не защищать, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распада­лась. Аналогичные ситуации фиксировались и с «козлом отпуще­ния», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая овца».

Характеристика состава групп сверстников включает такие при­знаки: возрастной состав, половой состав (группы младших под­ростков чаще однополые, а юношей — нередко смешанные), со­циальный состав (только школьники, только учащиеся ПТУ, те и другие плюс кто-то еще).

Значение группы сверстников в процессе социализации ста­бильно растет от раннего детства к юности, когда это значение достигает своего максимума, а затем с возрастом снижается, но не исчезает даже в старости (наоборот, в старости роль группы сверстников может вновь стать довольно важной).

Наши рекомендации