Характеристика группы сверстников
Группа сверстников — это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие МЫ-чувством.
Попутно следует отметить, что когда мы употребляем понятие «возраст», то не всегда отдаем себе отчет в его неоднозначности. Надо различать возраст хронологический — прожитое данным индивидом число лет; физиологический — степень физического развития человека; психологический — степень душевного развития; педагогический — степень овладения культурой данного общества; умственный, измеряемый с помощью определенного набора тестов; психосексуальный возраст — уровень эротических интересов и поведения, который может и не соответствовать уровню индивидуальной физиологической половой зрелости; рекреационный — степень соответствия способов проведения досуга тому, что статистически типично для данной возрастной группы. Эти возрасты нередко не совпадают у конкретного человека, что не свидетельствует, как правило, о каких-то отклонениях в его развитии.
Последнее важно иметь в виду, говоря в дальнейшем о группах сверстников, ибо в одной группе могут объединиться люди одного хронологического возраста, у которых совпадают субъективно значимые для них другие возрастные характеристики. Но в группу могут объединиться люди с различным хронологическим возрастом, но совпадающими умственным или психологическим, или психосексуальным, или рекреативным, или несколькими из перечисленных возрастов.
Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И. С. Кон).
По социально-психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых человек состоит реально (школьный класс, спортивная секция, клуб или компания приятелей), и референтные группы, на которые человек мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку (он может входить в такую группу, но может и не быть ее членом).
По типу лидерства они могут быть демократическими или авторитарными.
По пространственной локализации они могут быть дворовыми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учреждения (школа, клуб, бар).
По ценностной направленности группы могут быть просоциаль-ными (социально положительными), асоциальными (социально нейтральными) и антисоциальными.
По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников лепятся на официальные, т.е. признанные обществом, связанные с какими-либо государственными, общественными или частными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и фиксированное членство (о них речь пойдет в дальнейших разделах), и неофициальные (неформальные), существующие как бы сами по себе (о них и идет речь в данном разделе). Группы сверстников образуются чаще всего на основании пространственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополучию (в том числе в коллективе, в новой организации). Они могут быть довольно стабильными (известны группы, существующие по 40 — 50 лет), временными, краткосрочными, случайно-ситуативными.
Попутно следует обратить внимание на то, что и в отечественной, и в зарубежной литературе имеется колоссальное количество сведений о неформальных группах детей, подростков, юношей, девушек. Что же касается более старших возрастных групп, то данные об их неформальных группах довольно скудны и, в большой части, касаются неформальных отношений в различных организациях. Известные отечественные данные, например, о неформальных группах рабочих города Таганрога (Л. Гордон, Э. Клопов) были получены в 70-е гг. прошлого века, т.е. фактически в других социокультурных условиях. Это несколько сдерживает их использование без наличия сопоставимых данных, полученных в конце 90-х гг. или в начале века нынешнего. Что же касается немногочисленных исследований неформальных групп военнослужащих, а также заключенных, то они не только были в основном получены в другую эпоху, но и дают серьезные основания сомневаться в их достоверности.
Из этого замечания следует, что наиболее достоверную и убедительную характеристику группы сверстников как фактора социализации можно давать на основании материалов соответствующих исследований общностей, в которые входят люди до этапа молодости.
Количественные границы группы сверстников — от двух-трех до пяти членов в дружеских группах, в приятельских — до семи-девяти, в асоциальных и антисоциальных — до нескольких десятков.
В группе складываются межличностные отношения — субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они объективно проявляются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей в группе.
Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный.
Другие роли — фаворит лидера, «шестерка». В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Возникает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы», носителя этой роли за человека никто не считает, и его могут даже не защищать, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фиксировались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «паршивая овца».
Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки: возрастной состав, половой состав (группы младших подростков чаще однополые, а юношей — нередко смешанные), социальный состав (только школьники, только учащиеся ПТУ, те и другие плюс кто-то еще).
Значение группы сверстников в процессе социализации стабильно растет от раннего детства к юности, когда это значение достигает своего максимума, а затем с возрастом снижается, но не исчезает даже в старости (наоборот, в старости роль группы сверстников может вновь стать довольно важной).