Малый город как тип поселения
Малый город, существенно отличаясь от более крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения.
Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего приблизительно столетний минимум (как пра вило); занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.
В России насчитывается около 700 малых городов, в которых проживает около 17% населения страны и которые имеют различную историю возникновения. Это:
- старые уездные города (имеющие «возраст» более двухсот лет, которые оформились к концу XVIII в. как административные центры);
- преобразованные из села или группы сел (они получили статус города в течение XIX в. и отчасти XX в. в связи с ростом своего экономического значения или придания им административных функций);
- бывшие рабочие поселки (получившие статус города в конце XIX —XX вв. в связи с тем, что стали экономически или социаль-но-инфраструктурно-самостоятельными или получили административные функции);
- новые, возникшие на «чистом месте» в XX в. на базе гид-ро- и теплостанций, промышленных предприятий (М.В.Никитский).
Обычно малый город в отличие от средних и более крупных имеет одну или две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.
В малом городе население профессионально дифференцированно, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа — промышленных, административных, медицинских, воспитательных, торговых и др.
Социально-психологический климат малого города имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней — с другой.
Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой практически невозможно анонимное существование человека. Особенно явно это проявляется в том, что жители микрорайона или как минимум одной улицы знают всех и про всех, а также их родственников и знакомых. Поэтому, например, приезд гостей к кому-либо становится общественным событием.
Для малых городов, как и для сел, характерна открытость общения, отсутствие большой социальной и возрастной дистанции между жителями, их относительная близость, немногочисленность реальных и возможных контактов, социально-культурная ограниченность круга общения.
Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски»1.
Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. Конфликты крайне редки. Они "рассасываются" опять-таки действием неформальных механизмов. Но если уж конфликт возник, размежевание идет не столько по линии производственно-административной, сколько все по тем же родственным и соседским кланам. И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к развитию... Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко»2.
Эта ситуация во многом сохраняется, несмотря на происходящие в стране процессы, которые меняют жизнь малых городов, ибо именно в них, как правило, наиболее низкий уровень жизни, обостренные социальный и эмоциональный кризисы. В числе наиболее беспокоящих их проблем жители малых городов называют три: дороговизна (49% опрошенных), безработица (44%) и преступность (37 %). Хотя следует отметить, что в малых городах высока преступность «мелкая» (бытовая).
При общем экономическом «запустении» во многих малых городах процветают ларечная торговля, дискотеки и бары, ориентированные на молодежь. Стандартный вечерний досуг молодежи — «"круговорот": ларек, "ратуша", памятник (место для драк), милиция, ларек» (М.Н.Подымов).
Стандартный досуг взрослого населения — работа на участке, телесмотрение, обсуждение соседской жизни и других значимых для собеседников тем (как правило, местного уровня).
В малых городах, обычно тихих и безлюдных, по выходным дням работают базары, привлекающие большую часть населения и сочетающие в себе экономическую и рекреативную функции.
Для самосознания жителей малых городов типично обостренное противостояние чувства «мы» по отношению как к селянам (нередко с налетом пренебрежительности), так и по отношению к жителям крупных городов (с элементами зависти).
Но тем не менее большая часть жителей малых городов более или менее явно и осознанно ориентируется на ценности, присущие или приписываемые крупным городам, что проявляется в частности:
- в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;
- в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах;
-в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;
- в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;
- в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию, следствием чего является некоторая дифференциация кругов общения в соответствии с профессиональной или возрастной принадлежностью, а также общностью каких-либо интересов.
Однако городской образ жизни как социологическое и социально-психологическое явление малому городу не свойственен, что принципиально отличает его роль в социализации человека по сравнению со средними и более крупными городами.