Витальные особенности развития человека
Под витальными особенностями с определенной долей условности можно понимать, с одной стороны, биологические различия, влияющие на социализацию представителей тех или иных этносов, а с другой — особенности пищи, способов вскармливания детей, условия и возможности для физического развития представителей того или иного этноса и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межэтнические, но менее явно выраженные.
В качестве примера роли биологических особенностей в негативной социализации можно привести такой. У малочисленных этносов, живущих в Сибири, Северной Америке, а также у некоторых народов финноугорской группы в организме нет фермента, расщепляющего алкоголь. Поэтому почти первая же выпитая рюмка превращала многих из этих людей в алкоголиков. В России этим воспользовались купцы, за спиртное скупавшие у этих народов «рыбий зуб» (моржовые клыки), пушнину, рыбу; а в Америке — европейские переселенцы.
«Третий мир» ответил европейцам адекватно. Попробовав южноамериканского или азиатского «кайфа», белый человек так же не мог от него отказаться, как, например, житель Крайнего Севера от водки. Если, скажем, индейцы Северной Америки курили табак больше по торжественным случаям (вроде знаменитой трубки мира), то белые стали «смолить» по две пачки сигарет в день. Если индейцы Южной Америки употребляли листья коки только в свежем виде и исключительно как биостимулятор, то европейцы с помощью химии превратили его в «белую смерть», от которой сами же и умирают.
Витальные особенности развития человека связаны с этническими традициями вскармливания ребенка и ухода за ним. В странах с холодным климатом младенцев обычно держат в люльке спеленутыми — как днем, так и ночью. В теплом климате детей носят в платке или на перевязи, часто на спине человека, который о них заботится, ночью ребенок спит рядом с матерью, одевают его легко или вообще не одевают.
Наличествуют устойчивые региональные и этнические различия в частоте телесных контактов ребенка с матерью, с кем ребенок спит, кормят ли его по расписанию или по его запросу и т.п. То, как это влияет на развитие ребенка, видно на таком примере. В Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию, бросается в глаза быстрое физическое развитие ребенка в первые месяцы жизни. Однако около 18-месячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.
Тесная связь физического развития с пищей (и не только его) видна на примере Японии. Когда вследствие стремительного экономического развития и определенной американизации образа жизни японцы существенно изменили рацион питания (за счет животных белков), значительно изменилось их соматическое развитие: младшие поколения значительно превосходят старшие по показателям роста и веса. В то же время сохранение в рационе питания японцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них самая большая продолжительность жизни. Предполагать это позволяет аналогичная ситуация с большой долей морепродуктов в рационе у норвежцев, также держащих одно из первых мест по продолжительности жизни.
В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась необходимость в физических усилиях человека, которые взяли на себя различные машины и механизмы, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. В тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Естественно, что в этих странах срабатывают оба условия — и улучшение питания, и спортивные занятия, а также третье обстоятельство — улучшение медицинского обслуживания.
Недостаточность этих условий в России привела к высокой детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей и девушек, сокращению продолжительности жизни.
Таким образом, вполне очевидна связь физического развития человека, обусловленная в том числе и составом употребляемой им пищи, и способами кормления ребенка, с его личностным и социальным развитием, т.е. с социализацией в целом. Эта связь станет особенно наглядна, если обратиться к разделу о человеке в процессе социализации, а именно к содержащемуся в нем материалу о необходимости для каждого человека на каждом возрастном этапе решать естественно-культурные задачи.
О менталитете этноса
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом (понятие, введенное в началеXX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).
Менталитет — это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.
Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем мире. Приведем ряд примеров.
Исследования показали, что у народов Севера, сформировавшихся и живущих в специфических природно-климатических условиях, образно названных Джеком Лондоном «белым безмолвием», отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особенности эмоциональных проявлений у представителей северных этносов и на поведенческом уровне (Ю. И. Шейкин и др.). Образно говоря, то, что для европейца шепот, для эскимоса — удар грома.
Другой пример. Художники Л. Комар и В.Меламид провели опросы жителей ряда стран, на основе которых рисовали картины, отражающие, по их мнению, эстетические вкусы того или иного этноса. Различия были весьма существенны, а некоторые результаты неожиданны. Так, Комар и Меламид, интерпретируя результаты опросов в виде картин, пришли к выводу, что эстетические вкусы русских близки со вкусами американцев, но весьма существенно различаются со вкусами украинцев. Если это действительно так, то возникает много любопытных исследовательских вопросов о том, каким образом у двух близкородственных этносов могли сформироваться большие различия в эстетическом восприятии мира, отражающем довольно глубинные пласты менталитета, в то время как по ряду других характеристик они достаточно близки друг к другу.
И еще один, в отличие от предыдущего, бесспорный факт. Финны стали употреблять в пищу грибы лишь во второй половине XIX в. Исследователи объясняют это следующим образом. В течение нескольких столетий финны, живя в суровых климатических условиях, считали, что человек добывает все необходимое для жизни тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же — творение природы — можно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека.
И еще одно свидетельство проявления менталитета в культурных установках, свойственных представителям различных этносов. Исследование, проведенное в пяти европейских странах в конце 80-х гг. XX в., выявило весьма любопытную ситуацию. Среди англичан оказалось наибольшее число равнодушных к искусству и больше всего приверженцев «строгих наук» — физики и химии. Близкими к англичанам в этом плане оказались немцы. А вот французов, итальянцев, испанцев (народов романской группы), высоко оценивающих искусство, намного больше по сравнению с количеством тех, кто высоко оценивает физику и химию.
Повторим еще раз: менталитет этноса складывается в процессе его исторического развития под влиянием различных обстоятельств. Так, немаловажную роль играют природно-климатические условия. В.О.Ключевский, один из крупных историков XIX столетия, считал именно их влияние определяющим в становлении русского этноса. Вот как он писал об этом: «Верхнее Поволжье, составляющее центральную область Великороссии... отличается заметными физическими особенностями... обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих в разных направлениях.
Эти особенности и положили глубокий отпечаток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер великоросса...
...Своенравна природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось... (А с другой стороны, может быть, эта особенность проявляется до сих пор в том, что наши холодильники полны даже сейчас, когда в магазинах есть что купить. Может быть, это ведет свое происхождение от частых неурожаев. И сегодня, в том числе и поэтому, мы копим деньги про запас, а не вкладываем их в экономику. — А. М.)
...природа отпускает ему (великороссу. — А.М.) мало удобного времени для земледельческого труда и... короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии...
(И, наверное, неслучайно Леонид Пастернак написал: «Нам, русским, всегда было легче выносить и свергать татарское иго, воевать, болеть чумой, чем жить. Для Запада же жить представляется легким и обыденным...» Может быть, поэтому Россия часто бывала родиной различных начинаний, научных открытий и изобретений, которые, увы, далеко не всегда «претворялись в жизнь». — А. М.)
Невозможность рассчитать наперед, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразились на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом»1.
В связи с этим весьма интересные мысли высказывает культуролог М.Князева. Она полагает, что если посмотреть наши сказки, мифологию, то мы увидим, что в глубинной русской культуре нет идеи богатства. Богатство не может быть самоцелью, ему должно сопутствовать духовное зрение. Если герой сказки отправляется в путь, он ищет не золотых гор, а совершенства. Он ищет самого себя или другого человека. И в процессе этих поисков внезапно получает все: и невесту, и царство в придачу. Может быть, несколько утрируя, М.Князева на вопрос, почему в нашей культуре отторгается идея богатства, отвечает в духе географического детерминизма. Причины она видит такие. Во-первых, климат. Каждый день — новая погода, невозможно жить стабильно в таких условиях, и как следствие — невозможно делать накопления. Во-вторых, огромные пространства, постоянное перемещение. Символ русской культуры — конь. А это значит — путь, дорога. Разве можно взять с собой в дорогу много богатства?
Большую роль в формировании менталитета этноса играла религия. Так, каждая ветвь христианства дает свой набор приоритетов и ценностей. Для протестантизма главными ценностями являются труд, аскетизм, честность, самоограничение. Поэтому немцы, эстонцы, шведы обычно бывают очень хорошими работниками, исправными налогоплательщиками.
У православных и католиков труд занимает далеко не первое место. Считается, что для них гораздо важнее духовное, нравственное самосовершенствование, покаяние.
Большое влияние на менталитет этноса оказывает и история его побед и поражений, навязанные жизнью традиции и многое другое.
Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия его представителями жизни и отношения к ней.
Менталитет этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности, понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, сдержанности и т.д.