Общая характеристика феномена социализации

Определение и сущность социализации

Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в про­цессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направ­ляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление— процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р.Мертон). Приспособ-кпие предполагает согласование требований и ожиданий соци­альной среды по отношению к человеку с его установками и со­циальным поведением и т.п. Оно предполагает согласование са­мооценок и притязаний человека с его возможностями и с реаль­ностями социальной среды.

Таким образом, приспособление — это процесс и результат ста­новления индивида социальным существом.

Обособление— процесс автономизации человека в обществе. IV (ультат этого процесса — потребность человека иметь собствен­ные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия); потреб­ит м, иметь собственные привязанности, выбираемые независи­мо о! окружающих (эмоциональная автономия); потребность са-мо(моя |с 1|мю репки в иичпо п о касающиеся вопросы; способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самоизменению, самореализации, самоутвер­ждению (поведенческая автономия).

Таким образом, обособление — это процесс и результат становле­ния человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый, конфликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособ­ления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектно­го подхода сущность социализации трактуется только как адапта­ция человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. О них и пойдет речь дальше.

Составляющие процесса социализации.

В целом процесс социализации человека условно можно пред­ставить как совокупность четырех составляющих:

- стихийной социализации в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него раз­личных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;

- относительно направляемой социализации в процессе и резуль­тате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;

- относительно социально контролируемой социализации в про­цессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека;

- более или менее сознательного самоизменения человека.

Стихийная социализация

Стихийная социализация происходит напротяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. Конкретный человек взаимодействует не с обществом в це­лом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочисленные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окру­жение, группы сверстников, поселенческие общности (односель­чане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объ­единения по интересам и политическим взглядам, группы вре­менного пребывания (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенно­стей, места жительства, этноконфессиональной и социокультур­ной принадлежности человека набор сегментов общества, с кото­рыми он взаимодействует, существенно различается по количе­ству и специфическим особенностям.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценно­стей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и т.п. средств. Причем даже когда речь идет о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией (о чем речь будет идти в ряде разделов в дальней­шем).

Стихийная социализация протекает как в избирательном взаи­модействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сег­ментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегмен­тами (например, в тюрьме).

Наши рекомендации