Концепция социализации В. С. Мухиной

В работах В. С. Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновремен­но и как социальная единица, и как уни­кальная личность. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе.

Под внешними условиями психического развития понимаются исторически обусловленные реальности существования человека, которые разделяются на: 1) реальность предметного мира; 2) ре­альность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства и 4) природную реальность.

Под предварительными условиями развития психики рассмат­риваются биологические предпосылки, взаимодействие биологи­ческого и социального факторов, социальное наследование, со­циальные условия и возраст.

Формирование внутренней позиции происходит через станов­ление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение и совершается становление индивидуального бы­тия личности.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие, ко­торое проистекает через отношения с другими людьми, через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Лич­ность развивается одновременно и как родовой индивид, и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя свой дух. Та­ким образом, личность понимается и как социальное в нас (бы­тие общественных отношений), и как индивидуальное в нас (ин­дивидуальное бытие общественных отношений).

Особенности развития внутренней позиции в процессе социа­лизации личности в зависимости от особенностей социокультур­ных, исторических, этнических и других условий бытия рассмат­риваются через содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Структура самосознания личности, согласно кон­цепции В. С. Мухиной, — совокупность устойчивых связей в сфе­ре ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечи­вающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. При этом структура самосознания личности строится внутри порождающей ее человеческой общности, к которой принадле­жит эта личность. Самосознание личности представляется через пять звеньев: \) Я — имя собственное и тело; 2) притязание на признание; 3) половая идентификация; 4) психологическое вре­мя личности; 5) социальное пространство личности.

В качестве единого механизма социализации, т. е. механизма раз­вития личности и ее социального бытия, определяются иденти­фикация и обособление. В. С. Мухина критически относится к од­носторонним подходам, в которых социализация личности рас­сматривается либо только в ракурсе идентификации (психоана­литический подход), либо исключительно через отчуждение (эк­зистенциальный подход).

В работах В. С. Мухиной идентификация определяется как ме­ханизм присвоения отдельным индивидом всесторонней челове­ческой сущности, а обособление — как механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущно­сти. Оба эти механизма в своем взаимодействии способствуют ре­ализации как процесса социализации, так и процесса индивидуа­лизации личности.

Таким образом, согласно теории В. С. Мухиной, развитие лич­ности, ее качеств и проявлений в виде поступков, действий, состояний и т.д., происходящее на основе механизма идентифика­ции и обособления, обусловлено врожденными предпосылками, социальными условиями и внутренней позицией самого индивида.

* * *

В заключение заметим, что массив данных о процессе социали­зации, накопленный в мировой и отечественной науке, разрабо­танные учеными многочисленные концепции социализации, с одной стороны, дают большую пищу для размышлений и выво­дов, а с другой — свидетельствуют о необходимости их содержа­тельного сравнительного анализа с целью синтеза тех или иных имеющихся данных в процессе решения конкретных проблем. Но главное то, что чем больше мы знаем о социализации, тем мень­ше мы в ней понимаем. Как писал Иоганн Вольфганг Гёте, «Точ­но знают только тогда, когда мало знают, вместе со знанием ра­стет сомнение».

Наши рекомендации