Концепция социализации В. С. Мухиной
В работах В. С. Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе.
Под внешними условиями психического развития понимаются исторически обусловленные реальности существования человека, которые разделяются на: 1) реальность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального пространства и 4) природную реальность.
Под предварительными условиями развития психики рассматриваются биологические предпосылки, взаимодействие биологического и социального факторов, социальное наследование, социальные условия и возраст.
Формирование внутренней позиции происходит через становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение и совершается становление индивидуального бытия личности.
Личность по своей феноменологии предполагает развитие, которое проистекает через отношения с другими людьми, через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Личность развивается одновременно и как родовой индивид, и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя свой дух. Таким образом, личность понимается и как социальное в нас (бытие общественных отношений), и как индивидуальное в нас (индивидуальное бытие общественных отношений).
Особенности развития внутренней позиции в процессе социализации личности в зависимости от особенностей социокультурных, исторических, этнических и других условий бытия рассматриваются через содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Структура самосознания личности, согласно концепции В. С. Мухиной, — совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. При этом структура самосознания личности строится внутри порождающей ее человеческой общности, к которой принадлежит эта личность. Самосознание личности представляется через пять звеньев: \) Я — имя собственное и тело; 2) притязание на признание; 3) половая идентификация; 4) психологическое время личности; 5) социальное пространство личности.
В качестве единого механизма социализации, т. е. механизма развития личности и ее социального бытия, определяются идентификация и обособление. В. С. Мухина критически относится к односторонним подходам, в которых социализация личности рассматривается либо только в ракурсе идентификации (психоаналитический подход), либо исключительно через отчуждение (экзистенциальный подход).
В работах В. С. Мухиной идентификация определяется как механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности, а обособление — как механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Оба эти механизма в своем взаимодействии способствуют реализации как процесса социализации, так и процесса индивидуализации личности.
Таким образом, согласно теории В. С. Мухиной, развитие личности, ее качеств и проявлений в виде поступков, действий, состояний и т.д., происходящее на основе механизма идентификации и обособления, обусловлено врожденными предпосылками, социальными условиями и внутренней позицией самого индивида.
* * *
В заключение заметим, что массив данных о процессе социализации, накопленный в мировой и отечественной науке, разработанные учеными многочисленные концепции социализации, с одной стороны, дают большую пищу для размышлений и выводов, а с другой — свидетельствуют о необходимости их содержательного сравнительного анализа с целью синтеза тех или иных имеющихся данных в процессе решения конкретных проблем. Но главное то, что чем больше мы знаем о социализации, тем меньше мы в ней понимаем. Как писал Иоганн Вольфганг Гёте, «Точно знают только тогда, когда мало знают, вместе со знанием растет сомнение».