Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей

Педагогическая:

9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)

Физиологическая:

9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)

В группах ДЮСШ:

9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)

По правилам соревнований:

9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)

По этапам многолетней подготовки:

12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)

Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.

Целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени.

Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы).

Основным компонентом системы управления является разработка тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать.

Алгоритм реализации учебно-тренировочной программы:

1. тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия;

2. проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов.

Под алгоритмом понимается последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению запрограммированного результата.

Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов:

1. разработка конечной цели;

2. постановка задач, выделение этапов подготовки;

3. подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, их сочетание;

4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой;

5. контроль, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой;

6. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе;

7. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.

Основной момент - найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей, возможностей спортсменов, их адаптивной реакции на предложенные нагрузки. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочного процесса.

Структурные компоненты тренировочного процесса

Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру.

Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких.

В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет "малые" волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.

Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Основу составляют "средние" волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью, достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае юного лыжника-гонщика.

Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является "большой" волной, продолжительной по времени, от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет.

Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро, мезо и макроциклов существуют такие элементы, как период и этап, тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования.

В годичном цикле подготовки выделяют 3 периода:

а) подготовительный период,

б) соревновательный период,

в) переходный период.

Тренировочное занятие, является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур. Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения:

1. упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов);

2. соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность);

3. последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).

Выделяют такой компонент тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, обязательный элемент всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.

Выделяют следующие главные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:

а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;

б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;

в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.

Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства.

Каждое ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность, количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и организационными указаниями.

В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построения микроструктуры подготовки юных спортсменов.

Тренировочное задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных) проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих факторов - компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха).

Воздействие тренировочных нагрузок определяется основными компонентами методов упражнения - интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетание указанных факторов обуславливает величину и характер достигаемого тренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметров предопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активности организма.

Например, в качестве воздействующих факторов при планировании нагрузок в ТЗ юных бегуний на 400 м используются различные количественные повторения, интервалы отдыха и скорость бега. Так, для развития гликолитической производительности рекомендуются отрезки от 150 до 600 м, интенсивность выполнения упражнения должна варьироватьcя в пределах 90-100 %, интервалы отдыха необходимо устанавливать в 2-8 мин, количество повторений может достигать 3-9 раз и т. д.

Структура тренировочного задания

ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки. Качество и результативность тренировочного процесса во многом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных ТЗ, соответствующих нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели СД, учитывающих другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов упражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления текущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, и спортивно-технической подготовленностью.

Рациональное построение ТЗ в структуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов.

Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий

1. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий является документом, определяющим перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, перечень спортивных мероприятий, перечень международных спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, а также перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям и обеспечения участия спортивных сборных команд Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях.

2. Физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия включаются в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей отдельных видов спорта.

3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий утверждается до начала соответствующего календарного года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета и нормы расходов средств на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ, МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМУЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НОРМАТИВЫ ОПЛАТЫ ТРУДАТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СПОРТУВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ И ГРУППАХНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Этапы подготовки Период обучения (лет) Минимальная наполняемость групп (чел.) Максимальный объем учебно-тренировочной работы (час/неделю) Норматив оплаты труда (в % от ставки (оклада) ЕТС на одного занимающегося)
1 2 3 4 5
Спортивно- оздоровительный Весь период 15 6 2,2
Начальной подготовки До года 15 6 2,2
Свыше года 14 9 3,6
Примечания:1. Форма и система оплаты труда в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (оплата по нормативу за каждогозанимающегося или в зависимости от объема недельной учебно - тренировочной работы) определяется спортивной школой по согласованию с вышестоящим органом управления по подчиненности. Норматив оплаты труда тренера-преподавателя по спорту (при оплате его труда в зависимости от недельной учебно-тренировочной работы) устанавливается за 18 часов в неделю.2. Норматив оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту (графа 5) в спортивно-оздоровительных группах повышается на 0,5% за каждые два года обучения под руководством одного тренера.3. При оплате труда по нормативам за одного занимающегося максимальный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.4. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах - 6-17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения. НОРМАТИВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СПОРТУЗА ПОДГОТОВКУ ОДНОГО ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ (В % ОТ МЕСЯЧНОЙТАРИФНОЙ СТАВКИ (ОКЛАДА) ЕТС) НА ЭТАПАХСПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Этапы подготовки Период обучения (лет) Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя по спорту за подготовку одного занимающегося (в % от ставки) Максимальный режим учебно-тренировочной работы (час/неделю)
Группы видов спорта
1 2 3
1 2 3 4 5 6
Учебно-тренировочный До 2 лет 6 4 5 12
Свыше 2 лет 14 6 10 18
Спортивного совершенствования До года 20 17 17 24
Свыше года 30 20 23 28
Высшего спортивного мастерства Весь период 40 25 35 32
Примечания: 1. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно - тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. 2. При объединении в одну группу занимающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов, а их количественный состав на этапе высшего спортивного мастерства - 8 чел., спортивного совершенствования - 12 чел., учебно-тренировочном - 16 чел. (для занимающихся свыше двух лет) и 20 чел. (для занимающихся до двух лет) с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. 3. В видах спорта, включенных в первую группу, кроме основного тренера-преподавателя могут привлекаться тренеры-преподаватели по смежным видам спорта (акробатике, хореографии и др.) при условии одновременной работы со спортсменами. Оплата их труда не должна суммарно превышать половины от размера норматива оплаты труда, предусмотренного для основного тренера-преподавателя. ГРУППЫ ВИДОВ СПОРТА И МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЗАЧИСЛЕНИЯДЕТЕЙ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ЭТИМ ВИДАМ СПОРТА
Возраст (лет) 1 группа 2 группа 3 группа
1 2 3 4
Олимпийские виды
6 Гимнастика, гимнастика художественная, фигурное катание    
7 Воднолыжный, гимнастика (мальчики), прыжки в воду, синхронное плавание, фристайл, прыжки на батуте   Настольный теннис, плавание, теннис
8 Горнолыжный Баскетбол, футбол Бадминтон
9 Биатлон, легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом), прыжки на лыжах, парусный спорт, лыжное двореборье Бейсбол, водное поло, волейбол, гандбол, хоккей, хоккей на траве, софтбол Конькобежный, легкая атлетика, лыжные гонки, шорт-трек
10 Велоспорт, конный спорт, современное пятиборье, санный спорт, стрельба пулевая, триатлон, фехтование, гребной слалом   Бокс, борьба вольная, борьба греко-римская, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, дзюдо, тяжелая атлетика (юн.), тхеквондо (ВТФ)
11 Стрельба из лука, стендовая стрельба    
12 Бобслей   Тяжелая атлетика (дев.)
Неолимпийские виды
7 Акробатика, спортивные танцы, рок-н-рол   Аэробика, дартс, шейпинг, шахматы, шашки, ушу, рензю
8     Спортивное ориентирование, спортивный туризм, гольф
9   Рингбол, регби, хоккей с мячом, флорбол Городки, лапта, го
10 Альпинизм, буерный спорт, натурбан, полиатлон, скалолазание, стрельба из арбалета   Армреслинг, атлетизм, самбо, бильярд, гиребой, карате-до, айкидо, кекусинкая, кикбоксинг, контактное карате, пауэрлифтинг, тхеквондо (ИТФ)
Примечания: 1. Изменение списка видов спорта и отнесение их к группам по оплате труда производятся на основании правовых актов Федерального агентства по физической культуре и спорту. 2. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва создаются по олимпийским видам спорта. 3. В спортивных школах могут культивироваться только те виды спорта, которые введены в государственные программы физического воспитания населения. РАЗМЕР НОРМАТИВА ОПЛАТЫ ТРУДА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯПО СПОРТУ ЗА ПОДГОТОВКУ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГОУЧАЩЕГОСЯ-СПОРТСМЕНА
№п/п Уровень соревнований Занятое место Размер норматива оплаты труда в % от месячной тарифной ставки (оклада) ЕТС тренера-преподавателя за одного занимающегося, за подготовку высококвалифицированных учащихся-спортсменов
1 2 3 4
1. В личных и командных видах спортивных дисциплин:    
1.1. Олимпийские игры 1-6 До 150
1.2. Чемпионаты Европы, мира 1-3
1.3. Чемпионаты Европы, мира 4-6 До 100
1.4. Кубок мира 1-6
1.5. Кубок Европы, Чемпионат России 1-3
1.6. Кубок России 1
1.7. Олимпийские игры, чемпионаты Европы, мира, Кубок мира Участие До 75
1.8. Чемпионат России 4
1.9. Первентсво России (юниоры), «Спартакиада молодежи» 1
1.10. Первенство Европы, мира 1-6
1.11. Первенство России (юниоры), «Спартакиада молодежи» 2-3 До 50
1.12. Первенство России (старшие юноши), «Спарткиада учащихся» 1-3
2. В командных игровых видах спорта:   До 150
2.1. Олимпийские игры 1-6
2.2. Чемпионаты Европы, мира 1-3
2.3. Участие в составе сборной команды России в официальных международных соревнованиях:    
- основной сборной   До 100
- молодежной сборной   До 75
- юношеской сборной   До 50
Примечания: 1. Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя по спорту за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена устанавливается по наивысшему нормативу и действует с момента показанного спортсменом результата в течение одного календарного года на основании выписки из протоколов соревнований. 2. Если в период действия установленного размера норматива оплаты труда тренера-преподавателя по спорту спортсмен улучшил спортивный результат, размер норматива оплаты соответственно увеличивается и устанавливается новое исчисление срока его действия. 3. Если по истечении срока действия установленного размера норматива оплаты труда спортсмен не показал указанного в таблице результата, размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя устанавливается в соответствии с этапом подготовки спортсмена. 4. В пп. 1.1 - 1.8 настоящей таблицы учитываются спортсмены основного состава сборных команд России, а на чемпионатах России - основного состава сборных команд республик, краев, областей и автономных образований; в пп. 1.9 - 1.12 учитываются спортсмены молодежного, юниорского, старшего юношеского возрастов. РАЗМЕРЫ НАДБАВОК
Уровень соревнований Занятое место Размер надбавки в % от месячной тарифной ставки (оклада) ЕТС руководителям специалистам, высококвалифицированным рабочим, служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса, тренерам-преподавателям за участие в подготовке спортсмена, не менее трех лет, вошедшего в сборную России и занявшего 1-6 место на соревнованиях
Постоянный состав Переменный состав (для ШВСМ)
1 2 3 4
1. В личных и командных видах спортивных дисциплин:      
1.1. Олимпийские игры 1-6 10 5
1.2. Чемпионаты Европы, мира 1-3
1.3. Чемпионаты Европы, мира 4-6 10 5
1.4. Кубок мира 1-6
1.5. Кубок Европы, чемпионат России 1-3
1.6. Кубок России 1
1.7. Олимпийские игры, чемпионаты Европы, мира, Кубок мира Участие 5 3
1.8. Чемпионат России 4
1.9. Первенство России (юниоры), «Спартакиада Молодежи» 1
1.10. Первенство Европы, мира 1-6
1.11. Первенство России (юниоры), «Спартакиада Молодежи» 2-3 3 1
1.12. Первенство России (старшие юноши), «Спартакиада учащихся» 1-3
2. В командных игровых видах спорта:   10 5
2.1. Олимпийские игры 1-6
2.2. Чемпионаты Европы, мира 1-3
2.3. Участие а составе сборной команды России в официальных международных соревнованиях:      
- основной сборной   10 5
- молодежной сборной   5 3
- юношеской сборной   3 1
Примечания: 1. Размер надбавок руководителям, специалистам, высококвалифицированным рабочим, служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам - преподавателям за участие в подготовке высококвалифицированного спортсмена (не менее 3 лет), входящего в состав сборной команды России и занявшего 1-6 место на соревнованиях, устанавливается по наивысшему нормативу и действует с момента показанного спортсменом результата в течение одного календарного года на основании выписки из протоколов соревнований. 2. Если в период действия установленного размера надбавок руководителям, специалистам, высококвалифицированным рабочим, служащим, тренерам-преподавателям спортсмен улучшил спортивный результат, размер надбавок соответственно увеличивается и устанавливается новое исчисление срока их действия. 3. Если по истечении срока действия установленного размера надбавок спортсмен не показал указанного в таблице результата, надбавка не производится. 4. В пп. 1.1-1.8 настоящей таблицы учитываются спортсмены основного состава сборных команд России, а на чемпионатах России - основного состава сборных команд республик, краев, областей и автономных образований; в пп. 1.9-1.12 учитываются спортсмены молодежного, юниорского, старшего юношеского возрастов. 5. В ШВСМ, УОР надбавки руководителям, специалистам, высококвалифицированным рабочим и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса сохраняются только по олимпийским видам спорта.

Наши рекомендации