Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей
Педагогическая:
9-11 лет (младшие школьники)
12-14 лет (средние школьники)
15-17 лет (старшие школьники)
19-20 лет (учащиеся ВУЗов)
Физиологическая:
9-12 лет (2-е детство)
13-16 лет (подростковый возраст)
17-20 лет (юношеский возраст)
В группах ДЮСШ:
9-11 лет (Группы начальной подготовки)
12-17 лет (Учебно-тренировочные группы)
18-20 лет (Группы высшего спортивного мастерства)
По правилам соревнований:
9-10 лет (Младшие мальчики)
11-12 лет (старшие мальчики)
13-14 лет (младшие юноши)
15-16 лет (средние юноши)
17-18 лет (старшие юноши)
19-20 лет (юниоры)
По этапам многолетней подготовки:
12-14 лет (начальная)
15-17 лет (предварительная базовая)
18-20 лет (специализированная базовая)
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования перспективных тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.
Целевое управление в системе многолетней подготовки позволяет подходить к поставленной цели с различных точек зрения, дает возможность спроектировать целевую структуру (задачи) и подобрать адекватные средства и методы спортивной тренировки, позволяет определить конкретные действия и рационально планировать их во времени.
Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем: сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы).
Основным компонентом системы управления является разработка тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации, состоящей из перспективных планов, ряда идей и предположений, которые предстоит реализовать.
Алгоритм реализации учебно-тренировочной программы:
1. тренер получает текущую информацию о состоянии объекта воздействия;
2. проводится корреляция программы с учетом полученных данных, определяется целесообразность дальнейшего использования выбранных средств и методов.
Под алгоритмом понимается последовательность выполнения запрограммированных действий с учетом программных требований. Отклонение от заданного программой алгоритма действий приводит к нарушению взаимодействия между элементами системы и не достижению запрограммированного результата.
Последовательность звеньев в системе подготовки спортсменов:
1. разработка конечной цели;
2. постановка задач, выделение этапов подготовки;
3. подбор средств и методов для использования в тренировочном процессе, их сочетание;
4. практическое применение разработанных идей в соответствии с выбранной тренировочной программой;
5. контроль, текущее сопоставление полученных данных с запланированными программой;
6. подведение итогов, сопоставление полученного результата с поставленной целью в разработанной тренировочной программе;
7. критический анализ допущенных ошибок, устранение несоответствий поставленным задачам.
Основной момент - найти оптимальное соотношение средств и методов достижения цели с учетом индивидуальных способностей, возможностей спортсменов, их адаптивной реакции на предложенные нагрузки. Важно сочетать тренировочные нагрузки различной направленности, стараясь избегать шаблонного построения тренировочного процесса.
Структурные компоненты тренировочного процесса
Тренировочный процесс представляет собой единую структуру соподчиненных звеньев и в зависимости от времени его реализации может представлять собой микро, мезо, и макроструктуру.
Микроструктура представляет собой малый тренировочный цикл. Во временных рамках он ограничен, как правило, одной неделей, имеет законченную структуру и носит название недельного микроцикла. Включает в себя от 2-3 тренировочных занятий до нескольких.
В зависимости от поставленной цели и реализуемых задач, места в системе годичной подготовки, выделяют несколько видов микроциклов: собственно тренировочные микроциклы, подводящие, соревновательные и восстановительные. В системе подготовки лыжника микроцикл представляет "малые" волны, выполнение нагрузок чередуется с интервалами отдыха.
Мезоструктура более продолжительна, чем микроструктура, реализуется по времени от 2 до 6 недель. Основу составляют "средние" волны, т.е. колебание нагрузок, их увеличение и снижение. Это обусловлено необходимостью, достичь максимального тренировочного эффекта за данный промежуток времени, не нарушив динамического равновесия в системе подготовки, стараясь не снижать адаптационные возможности организма спортсмена, в данном случае юного лыжника-гонщика.
Макроструктура представляет собой совокупность микро и мезоциклов и является более завершенной глобальной структурой. Макроцикл является "большой" волной, продолжительной по времени, от 3-4 месяцев до года, двух, четырех лет.
Структурная организация тренировочного процесса не представляет собой постоянную цепочку из одних и тех же последовательных звеньев. Помимо микро, мезо и макроциклов существуют такие элементы, как период и этап, тренировочное занятие и его элементы, тренировочные требования.
В годичном цикле подготовки выделяют 3 периода:
а) подготовительный период,
б) соревновательный период,
в) переходный период.
Тренировочное занятие, является одним из наименьших по длительности и сложности организации элементов в системе подготовки, в то же время неотъемлемая и обязательная составляющая микро, мезо, макроструктур. Тренировочное занятие состоит из ряда последовательных звеньев, ему свойственны следующие положения:
1. упорядоченное расположение элементов содержания тренировки (средств, методов, видов подготовки спортсменов);
2. соотношение компонентов нагрузки (объем и интенсивность);
3. последовательность звеньев тренировки (отдельных занятий и их частей).
Выделяют такой компонент тренировочного процесса как тренировочное задание. Тренировочное задание является базовым элементом системы подготовки, неотъемлемая часть всего тренировочного процесса, обязательный элемент всех остальных структурных компонентов. От расположения тренировочных заданий, их места и времени реализации, количественного и качественного состава в системе подготовки зависит конечный результат.
Выделяют следующие главные структурные компоненты при рассмотрении системного подхода к тренировочному процессу:
а) комплекс основных показателей, характеризующих состояние организма юного спортсмена, как до выполнения нагрузок, так и после их реализации;
б) совокупность рациональных и эффективных педагогических методов воздействия на спортсмена;
в) надежная и информативная система контроля состояния занимающегося.
Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства.
Каждое ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность, количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и организационными указаниями.
В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построения микроструктуры подготовки юных спортсменов.
Тренировочное задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных) проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих факторов - компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха).
Воздействие тренировочных нагрузок определяется основными компонентами методов упражнения - интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетание указанных факторов обуславливает величину и характер достигаемого тренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметров предопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активности организма.
Например, в качестве воздействующих факторов при планировании нагрузок в ТЗ юных бегуний на 400 м используются различные количественные повторения, интервалы отдыха и скорость бега. Так, для развития гликолитической производительности рекомендуются отрезки от 150 до 600 м, интенсивность выполнения упражнения должна варьироватьcя в пределах 90-100 %, интервалы отдыха необходимо устанавливать в 2-8 мин, количество повторений может достигать 3-9 раз и т. д.
Структура тренировочного задания
ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки. Качество и результативность тренировочного процесса во многом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных ТЗ, соответствующих нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели СД, учитывающих другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов упражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления текущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, и спортивно-технической подготовленностью.
Рациональное построение ТЗ в структуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов.
Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
1. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий является документом, определяющим перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, перечень спортивных мероприятий, перечень международных спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, а также перечень спортивных мероприятий в целях подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям и обеспечения участия спортивных сборных команд Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях.
2. Физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия включаются в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей отдельных видов спорта.
3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий утверждается до начала соответствующего календарного года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета и нормы расходов средств на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ, МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМУЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ, НОРМАТИВЫ ОПЛАТЫ ТРУДАТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СПОРТУВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ И ГРУППАХНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИЭтапы подготовки | Период обучения (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Максимальный объем учебно-тренировочной работы (час/неделю) | Норматив оплаты труда (в % от ставки (оклада) ЕТС на одного занимающегося) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Спортивно- оздоровительный | Весь период | 15 | 6 | 2,2 |
Начальной подготовки | До года | 15 | 6 | 2,2 |
Свыше года | 14 | 9 | 3,6 |
Этапы подготовки | Период обучения (лет) | Размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя по спорту за подготовку одного занимающегося (в % от ставки) | Максимальный режим учебно-тренировочной работы (час/неделю) | ||
Группы видов спорта | |||||
1 | 2 | 3 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Учебно-тренировочный | До 2 лет | 6 | 4 | 5 | 12 |
Свыше 2 лет | 14 | 6 | 10 | 18 | |
Спортивного совершенствования | До года | 20 | 17 | 17 | 24 |
Свыше года | 30 | 20 | 23 | 28 | |
Высшего спортивного мастерства | Весь период | 40 | 25 | 35 | 32 |
Возраст (лет) | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
1 | 2 | 3 | 4 |
Олимпийские виды | |||
6 | Гимнастика, гимнастика художественная, фигурное катание | ||
7 | Воднолыжный, гимнастика (мальчики), прыжки в воду, синхронное плавание, фристайл, прыжки на батуте | Настольный теннис, плавание, теннис | |
8 | Горнолыжный | Баскетбол, футбол | Бадминтон |
9 | Биатлон, легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом), прыжки на лыжах, парусный спорт, лыжное двореборье | Бейсбол, водное поло, волейбол, гандбол, хоккей, хоккей на траве, софтбол | Конькобежный, легкая атлетика, лыжные гонки, шорт-трек |
10 | Велоспорт, конный спорт, современное пятиборье, санный спорт, стрельба пулевая, триатлон, фехтование, гребной слалом | Бокс, борьба вольная, борьба греко-римская, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, дзюдо, тяжелая атлетика (юн.), тхеквондо (ВТФ) | |
11 | Стрельба из лука, стендовая стрельба | ||
12 | Бобслей | Тяжелая атлетика (дев.) | |
Неолимпийские виды | |||
7 | Акробатика, спортивные танцы, рок-н-рол | Аэробика, дартс, шейпинг, шахматы, шашки, ушу, рензю | |
8 | Спортивное ориентирование, спортивный туризм, гольф | ||
9 | Рингбол, регби, хоккей с мячом, флорбол | Городки, лапта, го | |
10 | Альпинизм, буерный спорт, натурбан, полиатлон, скалолазание, стрельба из арбалета | Армреслинг, атлетизм, самбо, бильярд, гиребой, карате-до, айкидо, кекусинкая, кикбоксинг, контактное карате, пауэрлифтинг, тхеквондо (ИТФ) |
№п/п | Уровень соревнований | Занятое место | Размер норматива оплаты труда в % от месячной тарифной ставки (оклада) ЕТС тренера-преподавателя за одного занимающегося, за подготовку высококвалифицированных учащихся-спортсменов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | В личных и командных видах спортивных дисциплин: | ||
1.1. | Олимпийские игры | 1-6 | До 150 |
1.2. | Чемпионаты Европы, мира | 1-3 | |
1.3. | Чемпионаты Европы, мира | 4-6 | До 100 |
1.4. | Кубок мира | 1-6 | |
1.5. | Кубок Европы, Чемпионат России | 1-3 | |
1.6. | Кубок России | 1 | |
1.7. | Олимпийские игры, чемпионаты Европы, мира, Кубок мира | Участие | До 75 |
1.8. | Чемпионат России | 4 | |
1.9. | Первентсво России (юниоры), «Спартакиада молодежи» | 1 | |
1.10. | Первенство Европы, мира | 1-6 | |
1.11. | Первенство России (юниоры), «Спартакиада молодежи» | 2-3 | До 50 |
1.12. | Первенство России (старшие юноши), «Спарткиада учащихся» | 1-3 | |
2. | В командных игровых видах спорта: | До 150 | |
2.1. | Олимпийские игры | 1-6 | |
2.2. | Чемпионаты Европы, мира | 1-3 | |
2.3. | Участие в составе сборной команды России в официальных международных соревнованиях: | ||
- основной сборной | До 100 | ||
- молодежной сборной | До 75 | ||
- юношеской сборной | До 50 |
Уровень соревнований | Занятое место | Размер надбавки в % от месячной тарифной ставки (оклада) ЕТС руководителям специалистам, высококвалифицированным рабочим, служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса, тренерам-преподавателям за участие в подготовке спортсмена, не менее трех лет, вошедшего в сборную России и занявшего 1-6 место на соревнованиях | |
Постоянный состав | Переменный состав (для ШВСМ) | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. В личных и командных видах спортивных дисциплин: | |||
1.1. Олимпийские игры | 1-6 | 10 | 5 |
1.2. Чемпионаты Европы, мира | 1-3 | ||
1.3. Чемпионаты Европы, мира | 4-6 | 10 | 5 |
1.4. Кубок мира | 1-6 | ||
1.5. Кубок Европы, чемпионат России | 1-3 | ||
1.6. Кубок России | 1 | ||
1.7. Олимпийские игры, чемпионаты Европы, мира, Кубок мира | Участие | 5 | 3 |
1.8. Чемпионат России | 4 | ||
1.9. Первенство России (юниоры), «Спартакиада Молодежи» | 1 | ||
1.10. Первенство Европы, мира | 1-6 | ||
1.11. Первенство России (юниоры), «Спартакиада Молодежи» | 2-3 | 3 | 1 |
1.12. Первенство России (старшие юноши), «Спартакиада учащихся» | 1-3 | ||
2. В командных игровых видах спорта: | 10 | 5 | |
2.1. Олимпийские игры | 1-6 | ||
2.2. Чемпионаты Европы, мира | 1-3 | ||
2.3. Участие а составе сборной команды России в официальных международных соревнованиях: | |||
- основной сборной | 10 | 5 | |
- молодежной сборной | 5 | 3 | |
- юношеской сборной | 3 | 1 |