Особенности восприятия мира и человека в поэмах Гомера. Тело и душа
Микенская культура и искусство
Индоевропейский народ – ахейцы. Не являются изначальными обитателями Греции.
В отличие от критян, греки боялись мира. Они воспринимают мироздание, как источник опасности находятся с ним в состоянии постоянной войны. Греки защищаются от окружающего мира тем, что строят свои здания на возвышенностях и окружают их циклопическими стенами.
Гармонические отношения с миром отсутствуют.
Аристократия Микенской Греции – воины. Война – смысл жизни. В искусстве главенствуют 2 темы – кровавые сцены истязаний и убийств и секс.
Само искусство является статичным. Нет никакой динамики.
Присутствует «боязнь пустоты». Пытаются максимально насытить первый план произведения искусства, дабы взгляд не мог пробиться на второй план.
Крит и Греция повернуты полярно в разные стороны. Почти во всем.
Особенности восприятия мира и человека в поэмах Гомера. Тело и душа
Мы ничего не знаем о Гомере. Античная традиция изображает его слепым. Существует легенда, что боги забрали внешнее зрение Гомера, дав ему взамен внутреннее зрение.
Гомер не является единым автором своих поэм. Скорее всего, он обработал и свел чужие маленькие поэмы.
«Илиада» - это повествование о Трое, начинается с 10 года Троянской войны и повествует лишь о 51 дне войны. Фактически, вся «Илиада» - это грандиозный мальчишник.
Существует теория о том, что олимпийские боги решили с помощью Троянской войны уничтожить всё непокорное геройское племя.
Феномен гомеровской метафоры. Он сравнивал человека, чувства, которые в нем преобладают, со стихиями, дикими животными. В природе не ищется «человеческое». Природное и стихийное, по Гомеру ищется в человеке. Именно благодаря этому стихийному человек и становится героем. Совсем не благодаря человеческой составляющей.
Осознание человеческой судьбы в античности. Для всех происходит слепая и безудержная жеребьевка 3 мойр. Жеребьевка – это режим существования космоса. Как результат:
1) Никого не надо благодарить;
2) Твоё житиё-бытиё принадлежит только тебе;
3) Ни перед кем не нужно оправдываться;
4) У бытия нет смысла.
«Псюхе» - душа перелетающая в Аиду (ад). У нее нет памяти, сознания, перспектив, будущего. Память и сознание возвращаются лишь при вкушении кровавой жертвы. Но лишь на короткий срок.
А вот греческая слава дает душе свободу. Первый шаг к героизму – оставить страх, жалость и надежду. Самоубийство рассматривалось, как распоряжение собственной смертью и было очень уважаемо.
Тело – «сома», а душа – «псюхе».
Человек, для античности, - это его тело.
Где бы «псюхе» не обитала в человеке, себя она никак не проявляет. И, по Гомеру, проявляется лишь при смерти или малой смерти (обмороку).
При обращении героев к самому себе, они обращаются не к душе или своему внутреннему миру, а к определенному органу (сердце, легкие).
Тело – есть сущность. Тело связанное с космосом, которое тоже есть тело.
Лестница мироздания
РОК (нечто абсолютно безразличное, пребывающее над всем и вся)
Боги (воплощение энергии)
Цари и Герои
Свободные (нет индивидуальности)
Рабы (говорящие орудия)
Микенская культура и искусство
Индоевропейский народ – ахейцы. Не являются изначальными обитателями Греции.
В отличие от критян, греки боялись мира. Они воспринимают мироздание, как источник опасности находятся с ним в состоянии постоянной войны. Греки защищаются от окружающего мира тем, что строят свои здания на возвышенностях и окружают их циклопическими стенами.
Гармонические отношения с миром отсутствуют.
Аристократия Микенской Греции – воины. Война – смысл жизни. В искусстве главенствуют 2 темы – кровавые сцены истязаний и убийств и секс.
Само искусство является статичным. Нет никакой динамики.
Присутствует «боязнь пустоты». Пытаются максимально насытить первый план произведения искусства, дабы взгляд не мог пробиться на второй план.
Крит и Греция повернуты полярно в разные стороны. Почти во всем.
Особенности восприятия мира и человека в поэмах Гомера. Тело и душа
Мы ничего не знаем о Гомере. Античная традиция изображает его слепым. Существует легенда, что боги забрали внешнее зрение Гомера, дав ему взамен внутреннее зрение.
Гомер не является единым автором своих поэм. Скорее всего, он обработал и свел чужие маленькие поэмы.
«Илиада» - это повествование о Трое, начинается с 10 года Троянской войны и повествует лишь о 51 дне войны. Фактически, вся «Илиада» - это грандиозный мальчишник.
Существует теория о том, что олимпийские боги решили с помощью Троянской войны уничтожить всё непокорное геройское племя.
Феномен гомеровской метафоры. Он сравнивал человека, чувства, которые в нем преобладают, со стихиями, дикими животными. В природе не ищется «человеческое». Природное и стихийное, по Гомеру ищется в человеке. Именно благодаря этому стихийному человек и становится героем. Совсем не благодаря человеческой составляющей.
Осознание человеческой судьбы в античности. Для всех происходит слепая и безудержная жеребьевка 3 мойр. Жеребьевка – это режим существования космоса. Как результат:
1) Никого не надо благодарить;
2) Твоё житиё-бытиё принадлежит только тебе;
3) Ни перед кем не нужно оправдываться;
4) У бытия нет смысла.
«Псюхе» - душа перелетающая в Аиду (ад). У нее нет памяти, сознания, перспектив, будущего. Память и сознание возвращаются лишь при вкушении кровавой жертвы. Но лишь на короткий срок.
А вот греческая слава дает душе свободу. Первый шаг к героизму – оставить страх, жалость и надежду. Самоубийство рассматривалось, как распоряжение собственной смертью и было очень уважаемо.
Тело – «сома», а душа – «псюхе».
Человек, для античности, - это его тело.
Где бы «псюхе» не обитала в человеке, себя она никак не проявляет. И, по Гомеру, проявляется лишь при смерти или малой смерти (обмороку).
При обращении героев к самому себе, они обращаются не к душе или своему внутреннему миру, а к определенному органу (сердце, легкие).