Проведение экскурсии по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске

Экскурсия проводилась 15 декабря на участниках итогового семинара, федерального проекта «Навстречу универсиаде 2019», который состоялся со 13 по 15 декабря 2016 года. Представителями стали студенты 8 федеральных университетов страны, а также СФО. Для эксперимента была выбрана данная группа, ввиду того что они подходили нам по критерию не проживания в Красноярске, но и большинство из отдаленных уголков страны, что позволило достичь минимальную причастность к городу Красноярск и его объектам показа и рассказа.

Для начала, за 15 минут до проведения экскурсии, исследования ребятам было предложено пройти входное тестирования, для определения их уровня знаний, ожиданий и представлений предстоящего мероприятия. В данном анкетировании приняло участие 24 человека из которых 19 девушек и 5 парней, а средний возраст составил 21 год. Среди респондентов было представительство следующих городов: Калининград, Казань, Симферополь, Красноярск, Архангельск, Ростов-на-Дону, Якутск, Кемерово, Абакан, Железногорск, Ставрополь, Новосибирск. На вопрос, хотели ли вы побывать в Красноярске до приезда, 19 из 20 приезжих ответили «да». Также 75% приезжих респондентов ответили, что слышали ранее информацию о Красноярске. Еще респондентам был задан вопрос о том, какие культурные, природные объекты, музеи, известные личности и спортсменов они уже знают. Самыми популярными объектами стали: коммунальный мост(25%), часовня Параскевы пятницы(20%), Красноярская ГЭС(25%). Природные объекты: Столбы(55%), река Енисей(47%), о. Татышев(20%). Среди музеев наиболее известными оказались Краеведческий(33%) и музей Сурикова(27%). Среди личностей спорта и других видов деятельности отметили: Евгений Юстюгов(45%), Николай Олюнин(22%), Ольга Медведцева(12%), Дубенский(22%), Суриков, Хворостовский и Астафьев по 12%.

Далее последовал вопрос о спортивных объектах Красноярска, которые известны участникам, лидирующие позиции здесь у Бобрового лога(45%), Академии биатлона(33%), Стадиона «Енисей»(29%) и Дворец имени Ивана Ярыгина (25%). С целью узнать от экскурсантов их предпочтения, мы спросили, какого вида по входящим в нее объектам, была бы более им интересна: на что 45% ответили о потребности экскурсии именно по объектам Зимней универсиады 2019, еще 29% хотели бы поучаствовать в комплексной с этой точки зрения экскурсии и 25% предпочли по природным объектам города. После данной анкеты для ребят началась обзорная экскурсия по городу Красноярск которая длилась около 180 минут. Начинался маршрут в будущей Деревне Универсиады, находящейся в пределах кампуса СФУ, а заканчивался в Бобровом логу. По окончании которой, в течении 20 минут были заполнены анкеты, которые помогли нам оценить различные компоненты данной экскурсии. Ввиду того, что во время пути следования в середине маршрута 3 участникам из Ростова и Якутска пришлось завершить следование, в ответном анкетирование смогли принять участие уже 21 человек.

Первым вопросом мы решили узнать были ли респонденты участниками экскурсий по Красноярску ранее, оказалось, что 45% участвуют не в первый раз. На вопрос, была ли утомительна экскурсия, 85% ответили, что нет и 15%, что средне утомительна. Большая часть экскурсантов согласилась на продолжительность данной экскурсии 180-240 минут (67%), остальные говорят о том, чтобы экскурсия длилась менее 3 часов. Что качается стоимости экскурсии, то 55% сошлось на сумме в 1000 рублей, остальная же часть за сумму менее 1000 рублей. Следующим вопросом мы узнали мнение о возможности остановки для перекуса в одном из известных заведений Красноярска, на что положительно откликнулось 85%. Так как работа очень сильно связана с универсиадой, то мы решили узнать о том, хотели бы респонденты, чтобы в такого рода экскурсию вошли все объекты универсиады 2019, и 90% участников проголосовало положительно. Затем был задан вопрос о том, какие объекты экскурсии запомнились и понравились по рассказу больше всего. Такими объектами стали: площадь Мира, часы - Биг Бен, памятник Пушкину, кампус СФУ, Центральный стадион, Дворец Ярыгина. И самой большой популярностью, после экскурсии, у ребят стала пользоваться Академия биатлона. Это произошло ввиду того, что именно на этом объекте по предварительной договоренности была проведена подробная экскурсия от сотрудников данного сооружения, которая отдельно продлилась 30 минут. При вопросе, хотели бы они еще побывать в Красноярке, 100% ответило положительно. Далее, как и в предыдущем этапе, ряд вопросов был составлен с целью оценки отдельных блоков индивидуального текста экскурсии, каждый из которых имел критерий новизны и интересности, оцениваемые респондентами по 10 бальной шкале. Ответы представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка информации отдельных блоков экскурсионной группой

Блок Новизна Интересность
Деревня универсиады 6.6 7.4
Спортивные объекты 7.6 8.0
История спорта и физической культуры на территории Красноярска 6.6 6.7
Памятники, известные личности, музеи, исторические здания, природные объекты 6.9 7.7

На вопрос о том, чего не хватило экскурсантам они отвечали следующим образом: остановок, собственных сил, истории Края в общем, чем в производстве славится Красноярск. Четкости в определенных фрагментах текста экскурсии. С вопросом о том, что хотели бы включить гости, по их мнению, из информационного обеспечения, ответы были следующие: конфетная фабрика, прогулку по столбам, посещение дирекции универсиады, место отдыха жителей, общая информация о парках и развлекательных центрах, больше информации про известных спортсменов- необязательно связанных с зимними видами спорта и об острове Татышев. Последним вопросом мы попросили дать общую оценку экскурсии по шкале от 1 до 10, средний балл ответа составил: 7.7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На основе анализа научно-методической литературы определено, что экскурсия – это передвижение в пространстве, прогулка, поездка индивидуальная или же групповая, направленная на изучения конкретной темы по заранее подобранным объектам, находящихся на их естественном месте расположения, осуществляемая экскурсоводом использующего неразрывное единство показа и рассказа, которое приводит к воспитательному результату для экскурсантов, включающего в себя интеллектуальное, эмоциональное и морально-эстетическое воспитание, продолжительностью менее 24 часов без ночевки. Основное отличие от экскурсионного тура заключается в продолжительности. Экскурсией будут считать те услуги, на которые было затрачено менее 24 часов. Если экскурсия длится более суток, это будет являться экскурсионным туром. Также экскурсия ограничивается только лишь показом и рассказом и ней, в свою очередь, как в тур могут входить: размещение, перевозка, питание гостей.

2. Проанализировав источники в направлении подготовки экскурсии были выделены основные этапы:

А) Определить цель экскурсии. Необходимо правильно сформулировать цель экскурсии, от этого будет зависит подборка материала и его освещения.

Б) Выбрать тему. Тема должна прежде соответствовать цели, быть актуальной для определенной целевой аудитории и иметь потенциальный спрос.

В) Отобрать литературу и составить библиографию. В первую необходимо составить библиографию, т.е. сделать описание книг, статей, брошюр и прочего. Например, краеведческая литература необходима для нахождения конкретной информации о городе, области, крае, установления связи событий, происходивших в данной местности и пр.

Очень важный критерий при выборе литературы – материалы должны иметь достоверные сведения, обоснованные выводы и факты.

Г) Определить дополнительные источники экскурсионного материала. Помимо основной литературы и публикаций, могут быть использованы другие источники: государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально – документальные, научно – популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы, ресурсы Интернет и пр. Перечень использованных материалов указывается в обязательной документации по экскурсии.

Д) Определить список экскурсионных объектов. Любая экскурсия становится привлекательнее, если будет в себе содержать достаточное количество интересных мест. Такими местами могут быть исторические сооружения, архитектурные и художественные памятники, музеи и заповедники, живописные места и достопримечательности местности.

По словам Емельянова Б.В., в классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы: приемы показа и рассказа.

1. Приемы показа включают в себя:

• приемы и способы, которые помогают усилить изучение объекта, позволяют выделить его;

• приемы и способы, позволяющие подметить происходящие изменения объекта;

• приемы и способы, которые помогают показать объект с той точки зрения, которая лежит в основе экскурсии.

2. Приемы рассказа включают в себя:

• приемы и способы, которые четко и доступно поясняют объект, его описание и его ценность;

• приемы репортажа, которые более глубже дают понять и заметить изменения рассматриваемого объекта.

Основная цель обзорной экскурсии – дать представление и о городе, и об истории края во всем ее многообразии – предопределяет широкое использование методов дедукции и индукции, прием реконструкции, прием сравнения и контраста. Экскурсия невозможна, по своей сути, без передвижения экскурсионной группы. Поэтому особое значение приобретают приемы, которые условно можно назвать моторными.

Городская обзорная экскурсия – экскурсия высокой категории сложности. Здесь требуются знания из самых разных областей истории, экономики, науки и культуры. Такая экскурсия сложна и обилием приемов, и способов показа разнообразного круга памятников. Все это диктует необходимость особо тщательного, ответственного отношения к разработке и проведению обзорной городской экскурсии. Несмотря на то, что обзорные экскурсии на протяжении многих лет проводятся во всех городах, где существует экскурсионное обслуживание, в определении целей и задач, методики проведения до сих пор нет единой, общепринятой точки зрения. Мало того, значение этого самого массового типа экскурсии, имеющего больший «удельный вес» по сравнению с другими типами экскурсий в деятельности экскурсионных организаций, еще не оценено в полной мере.

3. В начале и по завершению экскурсии было проведено анкетирование, которое помогло получить обратную связь с целью выявления положительных и отрицательных отзывов иногородних участников. На основании данного исследования мы смогли не только составить обзорную экскурсию по Красноярску, но и провести ее на группе, максимально приближенной к задуманной в рамках универсиады-2019. Также немало важным было рассмотреть имеющиеся методики составления и проведения, которые и помогли в нашей разработке. После завершающего этапа мы теперь можем на основании полученных результатов, составить более корректную и полную экскурсию в рамках универсиады-2019, что и послужит дальнейшим трудом выпускной квалификационной работы.


Наши рекомендации