Мыслите в духе обоюдной победы
Начиная эту главу, я хотел бы заглянуть немного вперед и дать краткий обзор Навыков 4, 5 и 6. Вы можете спросить: «Зачем говорить о Навыках 5 и 6, если мы только подходим к Навыку 4? » Дело в том, что эти три навыка тесно взаимосвязаны и объединяются в процесс, который очень поможет вам осуществить все то, о чем мы говорили до сих пор. Более того, свои лекции я часто начинаю именно с этих трех навыков, потому что, только поняв суть этого процесса, вы получите ключ, позволяющий эффективно решать любые проблемы и достигать любых целей.
Для иллюстрации этого позвольте познакомить вас с экспериментом, который я часто провожу на своих лекциях и семинарах, обучая слушателей данным навыкам. Обычно я выбираю из аудитории молодого, высокого, сильного, находящегося в хорошей физической форме мужчину. Я приглашаю его на сцену, а потом предлагаю устроить состязание по армрестлингу. Пока он идет через зал, я говорю, что никогда не проигрывал и не собираюсь этого делать. Я заявляю, что он непременно проиграет и пусть будет готов к этому. Когда мужчина поднимается на сцену, я смотрю на него в упор и повторяю то же самое еще раз. Я веду себя агрессивно и задиристо, даю понять, что в считанные секунды его рука будет прижата к столу Я смотрю на пояс моего противника и говорю, что у меня пояс черный и в сравнении с его коричневым это небо и земля. Я говорю мужчине, что положу его даже несмотря на то, что он вдвое здоровее меня. Такие заявления неизбежно заводят моего визави, и он наполняется стальной решимостью победить меня.
Затем я обращаюсь к слушателям в первом ряду и спрашиваю, согласны ли они спонсировать соревнование: если я положу руку соперника, то получу десять центов, а если он положит мою, то десять центов получит он. Слушатели соглашаются. Затем я прошу одного из них вести счет, потому что каждый раз, когда рука коснется стола, один из нас должен получить десять центов. Потом я прошу выделить нам на борьбу тридцать секунд и дать сигнал, когда начинать. После этого мы хватаемся руками и, сверля друг друга глазами и строя страшные гримасы, ждем сигнала.
К этому времени вызванный на сцену мужчина полон решимости победить меня любой ценой. Как только подают сигнал, я тут же расслабляю руку, и она ложится на стол, прижатая рукой соперника. Обычно соперник пытается еще некоторое время держать мою руку прижатой. Но иногда, озадаченный такой легкой победой, отпускает ее и, когда она выпрямляется, начинает снова давить, после чего я снова легко сдаюсь.
Обычно это продолжается несколько секунд, после чего я говорю своему сопернику: «Послушайте, а почему бы нам обоим не выиграть? » Обычно тот быстро схватывает мою идею и позволяет положить свою руку Но некоторое сопротивление и напряжение все-таки сохраняется. Затем я снова расслабляюсь и позволяю ему легко положить мою руку Как правило, нам не требуется много времени, чтобы понять, насколько эффективнее работать не друг против друга, а сообща — практически без усилий быстро двигать руками из стороны в сторону, так что стола касается то моя, то его рука.
Когда время заканчивается, я спрашиваю у слушателей из первого ряда: «Ну и сколько вы нам должны? » Все уже понимают, что произошло, и покатываются со смеху.
Вы видите, насколько разными оказались начало и концовка нашего состязания? Сначала господствует чувство соперничества, даже вражды, желание победить. Это настрой на одностороннюю победу, «победу/по- ражение»: «Я — победитель, ты — побежденный». Нет никакого стремления к взаимопониманию и сотрудничеству. Никто не ищет решение, которое было бы выигрышным для обеих сторон. Есть только желание одержать верх и положить оппонента на лопатки. Можно представить, как напряжение, свойственное подходу «победа/поражение», выливается в типичные семейные дрязги: ссоры между супругами, между родителями и детьми, между родственниками.
Но к концу эксперимента произошел серьезный сдвиг в образе мышления. Вместо «Я — победитель, ты — побежденный» мы оба применили совершенно иной подход: «Мы оба выиграем, и выиграем немало. Благодаря взаимопониманию и творческому сотрудничеству мы можем вдвоем выиграть гораздо больше, чем выиграл бы любой из нас, действуя в одиночку». Чувствуете, какая открывается свобода действия, как раскрепощаются творческие силы, какое чувство единения и общего успеха приходит, когда этот подход применяется к решению семейных проблем?
В некоторой степени семейная жизнь многих из нас больше напоминает начальную стадию нашего эксперимента, но чем дальше мы продвигаемся на пути творческого и синергического взаимодействия, где выигрывает каждый, тем более высокой и эффективной будет наша семейная культура.
Я часто ассоциирую навыки, о которых пойдет речь далее, с корнями, путем и плодами.
• Навык 4. Мыслите в духе обоюдной победы. Это корни. Это фундаментальный настрой на поиск взаимной выгоды, психологическая установка, из которой рождаются взаимопонимание и синергия.
• Навык 5. Старайтесь сначала понять, потом — быть понятым. Это путь. Это метод достижения полноценного взаимодействия, богатых взаимозависимых отношений. Это способность перестать думать только о себе и реально проникнуть в мысли и чувства другого человека.
• Навык 6. Добивайтесь синергии. Это плоды. Это результат, конечный продукт, щедрая награда за усилия. Это создание переступающей через личные амбиции третьей альтернативы: не «по-моему" и не «по-твоему», а «по-наилучшему».
Взаимодействие этих трех навыков ведет к самой феноменальной магии в семейной жизни — способности, работая сообща, выдвигать новые идеи и решения, превосходящие те, которые каждый член семьи мог бы найти в одиночку Кроме того, это способствует интегрированию в семейную культуру, в семейные структуры, системы и процессы принципов взаимоуважения, взаимопонимания и творческого сотрудничества. И этот процесс не ограничивается добродетелью людей и качеством взаимоотношений между ними. Эти принципы навечно и намертво врастают, вживляются в нормы, нравы и традиции самой культуры.
И насколько это все меняет! Если вернуться к аналогии с самолетом, можно сказать, что трудно добраться до места назначения, когда буря бушует снаружи самолета, еще труднее это сделать, если она разгуляется внутри, когда пилоты ссорятся, враждуют, жалуются, ругаются — между собой и с диспетчерами.
Навыки 4, 5 и 6 нацелены на создание хорошей социальной погоды внутри кабины. И для этого нужна, в сущности, мелочь: помочь своим близким научиться задавать один вопрос («Вы готовы искать решение, которое было бы лучше любого, предлагаемого сейчас каждым из нас? ») и высказывать одну просьбу («Позволь мне сначала выслушать тебя» или «Помоги мне понять»).
Если вы достаточно уверены в себе и обладаете способностью и волей сделать эти две вещи, значит, вы способны жить в согласии с Навыками 4, 5 и 6.
Заметьте, что этот процесс целиком лежит в вашем Круге влияния. Если вернуться к примеру с армрестлингом, можно увидеть, что для радикального изменения ситуации достаточно, чтобы один человек мыслил на языке обоюдной победы — не двое, а только один. Это исключительно важный момент, потому что большинство людей изъявляют готовность стремиться к обоюдной победе лишь в том случае, если и другие на это согласятся, но на самом деле достаточно того, чтобы один проактивный человек искренне хотел найти по-настоящему взаимовыгодное решение и думал о нем. Думайте об обоюдной победе даже тогда и даже потому, что другие о ней не думают.
Чтобы стараться сначала понять, достаточно вашей воли, и ничье согласие вам не нужно. В примере с армрестлингом это проявляется в том, что вы расслабляете руку и пытаетесь заинтересовать другого человека. В жизни это означает стремление к пониманию интересов другого человека, его потребностей, желаний и забот.
Таким образом, Навыки 4 и 5 по плечу любому проактивному человеку, даже если он не находит в этом поддержки у других.
Но вот Навык 6 — синергия — требует участия двоих. Это увлекательное приключение, связанное с созданием общими усилиями чего-то нового, и оно произрастает из мышления, ориентированного на достижение обоюдной победы, и стремления к взаимопониманию, которые развиваются с помощью Навыков 4 и 5. Магия синергии заключается в том, что она не только позволяет отыскать новые альтернативы, но и сплачивает людей, которые творят что-то новое общими усилиями. Это в чем- то сродни рождению ребенка в результате совместных усилий двух родителей. И этот ребенок является силой, укрепляющей взаимоотношения между родителями. Он сплачивает их, становится их общей целью, общим интересом, общим делом, подчиняющим себе другие интересы. Представляете, как это укрепляет связи, как это пополняет эмоциональный банковский счет?
Эти три навыка олицетворяют самую сущность семьи — глубокий внутренний переход от «я» к «мы». Давайте же пристальнее присмотримся к ним, начав с Навыка 4 «Мыслите в духе обоюдной победы».
Проигрывать никто не любит
Отец рассказывает о том, как он пришел к пониманию причин, почему его сын несчастлив;
Двое наших сыновей постоянно соперничали между собой. И это приводило к частым ссорам. Когда старшему было двенадцать, а младшему десять, мы поехали в долгожданный отпуск. Но когда мы приехали на место и, казалось бы, могли наслаждаться жизнью, конфликт между мальчиками вспыхнул с такой силой, что все остальные члены семьи уже не могли оставаться в стороне. Мне казалось, что старший больше виноват в происходящем, чем младший, и потому я предложил ему прогуляться со мной и поговорить по душам. Когда я начал критиковать его поведение, он воскликнул:
— Ты не понимаешь, что я его просто видеть не могу.
Когда я спросил, почему так, он сказал:
— Он вечно говорит мне всякие гадости. И здесь, в отпуске, мы постоянно вынуждены быть рядом — когда едем в машине или куда-то идем, а я просто не могу быть рядом с ним. Лучше бы ты купил мне билет на автобус и я бы вернулся домой, чтобы больше не видеть его.
Меня поразила сила его негативных чувств по отношению к брату. Никакие мои уговоры не могли убедить сына изменить точку зрения.
Мы вернулись в кемпинг, где стояла наша палатка, и я пригласил младшего сына прогуляться со мной. Тот не хотел идти, узнав, что с нами пойдет и старший брат. Впрочем, старший тоже не хотел идти, но я уговаривал их хотя бы попробовать помириться. Наконец они оба согласились. Мы поднялись на вершину ближайшей скалы, сели и стали разговаривать.
Я обратился к старшему:
— Ты жаловался мне на своего брата. Вот он здесь, и я хочу, чтобы ты в лицо ему сказал то, что говорил мне.
Тот не стал колебаться:
— Я ненавижу этот отпуск и хочу вернуться домой, только чтобы быть подальше от тебя.
Младшего эти откровенные слова сильно задели. Моргая от слез, предательски выступивших в глазах, он потупился и тихо спросил:
— Почему?
Старший ответил тут же и с твердостью в голосе:
— Потому что мне надоело выслушивать гадости, которые ты говоришь. Я просто не хочу быть рядом с тобой.
Младший брат вздохнул:
— Это потому, что ты всегда выигрываешь.
— Ну конечно выигрываю, — ответил старший. — Просто я играю лучше тебя.
У младшего от этих слов отняло речь. Но, собрав силы в кулак, он высказал то, что терзало его изнутри:
— Да, но каждый раз, когда ты выигрываешь, я проигрываю. А я не хочу все время проигрывать. Поэтому я и дразню тебя... Я не хочу, чтобы ты уезжал. Мне нравится быть с тобой. Но это же просто невыносимо все время проигрывать.
Эти горестные слова дошли до сердца брата. Уже более мягким тоном он сказал:
— Ладно, я не поеду домой. Но ты, пожалуйста, перестань дразнить меня и говорить всякие глупости.
— Хорошо, — ответил младший. — А ты перестань считать себя непобедимым.
Этот короткий разговор спас наш отпуск. Конечно, ситуация не стала идеальной, но хотя бы терпимой. Думаю, старший брат никогда не забудет горечь, прозвучавшую в словах младшего: «Невыносимо все время проигрывать».
Эти слова я никогда не забуду. Любой проигрывающий в большинстве случаев человек начинает говорить и делать разные глупости, которые изводят не только окружающих, но и его самого.
Никто не любит проигрывать — особенно в семейных отношениях. Но настрой на одностороннюю победу весьма типичен для нас, хотя в большинстве случаев мы этого даже не осознаем.
Многие из нас росли в семьях, где детей постоянно сравнивали между собой. В школе нас расставляли по ранжиру, противопоставляя отличников троечникам. Наше общество буквально насыщено ситуациями, в которых кто-то выигрывает за счет того, что другие проигрывают.
Это и спортивные соревнования, и конкурсы на замещение вакансий, и политическое соперничество, и конкурсы красоты, и телевизионные игры, и судебные тяжбы.
И все это запрограммировано в нашей семейной жизни. Поэтому когда дети дошкольного возраста борются за автономию, или подростки оспаривают право на самоидентификацию, или братья конкурируют между собой за внимание родителей, или родители пытаются призвать детей к порядку, или супруги спорят, кто из них прав, все это является естественным проявлением мышления в духе «победа/поражение».
Последствия односторонней победы
Я помню тот день, когда моей дочери исполнилось три года. Придя домой, я застал ее в углу передней комнаты, где она, вцепившись во все свои подарки, не давала другим детям поиграть с ними. Первым делом я заметил нескольких родителей, которые присутствовали при этой демонстрации эгоизма. Я был смущен, тем более что в университете я проводил занятия по человеческим взаимоотношениям. Я знал или, по крайней мере, думал, что знал, чего ожидают от меня эти родители.
Атмосфера в комнате была действительно напряженной. Дети толпились вокруг моей дочери, протягивая руки и прося ее дать поиграть с только что подаренными игрушками, но та ни в какую. Я сказал себе: «Я должен научить свою дочь делиться. Готовность делиться — одно из наиболее важных качеств, в которые я верю».
Поэтому сначала я попытался просто попросить ее:
— Дорогая, поделись со своими друзьями игрушками, которые тебе подарили.
— Нет, — равнодушно ответила дочь.
Затем я предпринял попытку образумить ее.
— Дорогая, если ты поделишься со своими гостями, они дадут тебе свои игрушки, когда ты придешь к ним домой.
И опять последовал мгновенный ответ:
— Нет!
Это повергло меня в еще большее смущение, ведь становилось очевидно, что я не имею никакого влияния на дочь. Моим третьим подходом была взятка. Очень вкрадчивым голосом я сказал:
— Дорогая, если ты поделишься, у меня есть для тебя сюрприз. Я дам тебе жевательную резинку.
— Не хочу жвачку! — взорвалась она.
Я был близок к отчаянию. В своей четвертой попытке я прибег к угрозе.
— Если ты не поделишься, у тебя будут большие неприятности!
— Мне все равно! — воскликнула она. — Это мои вещи, и я не обязана ими делиться!
Наконец я прибег к силе. Я просто отнял у нее часть игрушек и отдал их другим детям.
— Вот, ребята, поиграйте пока с этими.
После этого дня рождения мы с Сандрой прошли долгий путь к пониманию того, что все дети проходят разные этапы в своем развитии. Теперь мы знаем, что ожидать от ребенка моложе пяти или шести лет готовности делиться просто нереально.
Но когда оказываешься в таком положении, в которое тогда попал — весь заряженный эмоциями и подвергаемый давлению извне, — трудно удержаться. Ты чувствуешь себя правым. Более того, знаешь, что ты прав. Ты больше, ты сильнее. И кажется, что сделать по-своему, обеспечив себе одностороннюю победу, намного легче, чем добиваться обоюдного выигрыша.
Но каков результат такого решения с точки зрения взаимоотношений и баланса эмоционального банковского счета? И что произойдет, если вы будете и дальше продолжать мыслить в духе односторонней победы? Что станет с вашим браком, если «победа/поражение» является типичным результатом ваших взаимоотношений?
У меня есть знакомый, профессия которого всегда вызывала презрение у его жены. Ей не нравилось, чем он занимался, и не нравились люди, с которыми он работал. Они были людьми «не ее круга». Когда у него на работе устроили рождественскую вечеринку, он с надеждой, но не очень большой, пригласил жену. Она отказалась, заявив, что не собирается встречаться с людьми, которые занимаются такими отвратительными, с ее точки зрения, делами. Муж пошел на вечеринку один. Жена победила. Он проиграл.
Два месяца спустя общественная организация, в которой состояла жена, пригласила известного оратора выступить у них с лекцией. Перед лекцией предстоял прием, где жена моего знакомого должна была играть роль хозяйки. Она предполагала, что муж пойдет с ней. Как же она была потрясена, когда он сказал, что не пойдет. Она раздраженно спросила: «Почему? » Он ответил:
«Я так же не хочу видеть твоих друзей, как ты не хочешь видеть моих». Муж выиграл. Жена проиграла.
По возвращении мужа с работы домой жена не захотела с ним разговаривать. Затем она ушла на прием, не попрощавшись, а он включил телевизор и стал смотреть футбол.
Теперь видите, как негативно сказывается на супружеских и семейных отношениях борьба амбиций, эгоистических интересов, когда партнеры больше заинтересованы в том, чтобы добиваться своего, а не в укреплении отношений? Кто же в таком случае вообще выигрывает?
Последствия пораженческого мышления
С другой стороны, посмотрим, что происходит, если отношения между близкими людьми строятся в духе «поражение/победа».
Женщина делится своим горьким опытом:
В школе у меня были большие успехи: участвовала в школьных диспутах и даже стала капитаном команды, была редактором школьного ежегодника, играла в школьном оркестре первым кларнетом. Я всегда старалась достигать совершенства во всем, что делаю. Но, закончив школу и поступив в колледж, я поняла, что профессиональная карьера меня не интересует. Я считала, что моя самая важная роль в жизни — быть хорошей женой и матерью.
После первого курса я вышла замуж за Стива, с которым встречалась с четырнадцати лет. Ни в чем не знающая меры, за короткое время я родила нескольких детей и взвалила на себя огромное бремя забот.
Хуже всего было то, что от мужа я не получала практически никакой помощи. По роду службы он много разъезжал, но даже когда был дома, он ничего не делал, считая, что он приносит в дом деньги, а домашними делами и детьми должна заниматься я.
У меня же представление о семейной жизни было совсем другое. Я считала, что мы должны быть не каждый сам за себя, а все заодно. И хотя я понимала, что основные обязанности по уходу за детьми ложатся на меня, мне казалось, что главные решения, касающиеся нашей совместной жизни, мы, как муж и жена, должны принимать сообща. Ноу нас такого не было.
Помню, как, заваленная лавиной домашних забот, я смотрю на часы и говорю себе: «Так, сейчас 9 часов. Я могу сделать это за пятнадцать минут, и сделаю это в хорошем настроении». Так и приходилось продвигаться вперед этими пятнадцатиминутными «перебежками», потому что стоило только мне подумать о том, что нужно успеть сделать за день, как сразу становилось плохо.
Требования мужа были исключительно высокие. Он хотел, чтобы я была идеальной домохозяйкой, кухаркой и матерью в одном лице. Я старалась отвечать его ожиданиям, и, когда он возвращался домой после недельной отлучки, в доме царила идеальная чистота, дети спали, а я подавала ему вишневый пирог, испеченный своими руками. Это был его любимый пирог. Он садился за стол и говорил, глядя на него: «Ты знаешь, корочка немного подгорела».
Я чувствовала себя совершенной неумехой и неудачницей. Как я ни старалась, муж никогда не хвалил меня, никогда не сказал ласкового слова — только критиковал.
Постепенно критика стала перерастать в брань. Кроме того, у него были сексуальные связи на стороне. В командировках муж посещал злачные места. Я даже обнаружила у него членские карточки заведений подобного рода в восьми городах страны.
Я умоляла его пойти со мной к психологу. В конце концов муж согласился, но настоящей заинтересованности с его стороны не было. Во время одного из посещений психолога он был особенно зол на меня. Психолог заметил это и спросил у него:
— Вы что-то сильно взволнованы. Чем-то недовольны?
—Да, — ответил мой муж. — Мне надоело постоянно убирать за другими.
У меня упало сердце. Ужасно больно было услышать подобные слова после всех усилий, которые я тратила на поддержание в доме идеального уюта. Я сама шила шторы, выбивала подушки и чинила детскую одежду, сама пекла хлеб, поддерживала в доме стерильную чистоту и т. д. Что я упустила?
Психолог сказал Стиву:
— А вы не могли бы пояснить, что именно вам приходится убирать за другими?
Наступила долгая пауза. Стивен задумался. Он думал, думал и наконец выпалил:
— Сегодня утром, когда я принимал душ, кто-то оставил шампунь незакрытым!
Хорошо помню то унижение, которое я испытывала, сидя в кресле и слушая все это. Я думала: «Это неправильно, так не должно быть».
— Стив, а что еще вам пришлось убирать сегодня? — спросил психолог.
Снова наступило молчание. После долгих размышлений Стив ответил:
— Того, что я назвал, уже достаточно.
И в этот самый момент, когда я уменьшилась в своих глазах до размеров Дюймовочки, я впервые осознала, что мне уже ничто не поможет, и как бы я ни старалась, он будет продолжать критиковать меня и видеть все в черных красках. Я впервые поняла, что проблема не во мне, а в нем.
Все эти годы я вела тяжелую внутреннюю борьбу. Я всячески пыталась угождать мужу, изнуряя при этом себя. Однажды я даже обратилась в больницу и попросила поместить меня в реанимацию. На вопрос, что случилось, я ответила: «Я придумала решение своей проблемы, и это решение пугает меня». « Что вы имеете в виду? » — спросили меня. «Я приняла решение перестрелять детей, когда они придут из школы, а потом застрелиться самой, потому что так жить я больше не могу. Я уже даже купила пистолет». В то время я думала, что жизнь в любом случае — такое зло, что моим детям будет только лучше, если они покинут этот мир вместе со мной. И когда я по-настоящему осознала, о чем я думаю, мне стало страшно. К счастью, мне хватило ума пойти в больницу и сказать: «Я решила сделать это и намерена воплотить задуманное, хотя понимаю, что это неправильно. Пожалуйста, помогите мне».
Сейчас, оглядываясь назад, я думаю: «Странно, что мне не пришло в голову застрелить его. Только себя. Всегда за все отвечаю я».
В конечном итоге этой женщине хватило проактивного мужества, чтобы понять, что проблема в их семье была не в ней, а в ее муже. В конце концов она все-таки закончила колледж, переехала с детьми в другой город и начала жить новой жизнью — без Стива. Но посмотрите, что стало с ней, пока она многие годы поддерживала в себе пораженческий настрой, оказавшись в полной зависимости от мужа, безответственного шовиниста.
Для большинства людей установка «поражение/победа» подразумевает следующее: «Я жертва, я мученик. Топчите меня. Делайте со мной, что хотите. Ведь все это делают». Но как такой настрой отражается на взаимоотношениях? Может ли этот стереотип мышления и поведения содействовать построению долгосрочных отношений, наполненных доверием и любовью?
Настрой на обоюдную победу — единственная жизнеспособная альтернатива
На самом деле единственным жизнеспособным вариантом является «победа/победа». Ведь «победа/поражение» и «поражение/победа» в конечном счете оборачиваются обоюдным поражением.
В отношениях между родителями и детьми установка на одностороннюю победу приводит к полному истощению эмоционального банковского счета. В ближайшей перспективе вы можете добиться своего, особенно с маленькими детьми. Вы больше, вы сильнее, вы можете настоять на своем. Но что будет, когда эти дети повзрослеют? Станут ли они трезвомыслящими юношами и девушками, способными самостоятельно принимать разумные решения? Или погрязнут в борьбе за самоидентификацию, сосредоточенные на своем желании одержать над вами «победу»?
С другой стороны, соглашаясь на одностороннее поражение, вы можете на короткое время завоевать популярность в глазах своих детей, потому что идете по пути наименьшего сопротивления и во всем уступаете. Но в такой ситуации в ваших отношениях нет перспективы, нет цели, нет моральных стандартов, нет уважения.
И в конечном итоге не имеющие жизненного опыта дети пожинают плоды своих близоруких решений, принятых в отсутствие мудрого руководства со стороны родителей. Нет сомнений в том, что в результате этого дети вырастают, не зная принцип-центричных ценностей и не испытывая уважения к родителям. Когда отношения строятся не на доверии, а на попытках манипулирования или на основе вседозволенности, это оборачивается поражением как для детей, так и для родителей.
Это же наблюдается и в отношениях между супругами. Какой может быть брак, какая может быть семейная культура, когда каждый из супругов постоянно тянет одеяло на себя, когда они больше озабочены вопросом, кто прав, нежели что правильно? И какие могут быть отношения, когда один из супругов становится жертвой, тряпкой, о которую другой вытирает ноги? В таких отношениях победителей нет. Все проигрывают.
Я обучаю людей 7 Навыкам уже более двадцати лет, и многие спрашивают, всегда ли принцип обоюдной победы применим, особенно в семейных условиях. Мой опыт подсказывает, что всегда надо стремиться к построению взаимовыгодных отношений, но это, конечно, не значит, что все без исключения решения и соглашения обязательно должны быть взаимовыгодными.
Иногда в отношениях с ребенком вам приходится навязывать ему свою точку зрения в духе односторонней победы, так как вы уверены, что это правильно. Вы знаете, что не будет никакой пользы с того, если ребенок начнет прогуливать уроки, избегать прививок или играть на проезжей части — даже если ему очень этого хочется. Но свое непопулярное решение вы можете объяснить таким образом, чтобы ребенок не чувствовал неуважения к себе и навязываемые вами требования не истощали эмоциональный банковский счет. Если то, что вы требуете, действительно важно для ребенка, возможно, стоит потратить больше времени на объяснение своей позиции. Ребенок должен понять, что в конечном счете это решение вдет ему на пользу, даже если поначалу оно ему не нравится, и даже если оно не нравится вам.
Бывают также ситуации, когда следует уступить, примирившись с «поражением» (например, если время не терпит и речь вдет о второстепенной по сравнению с вопросом укрепления отношений проблеме). Принцип здесь такой: то, что важно для другого человека, должно быть так же важно для вас, как важен для вас другой человек. То есть фактически вы говорите другому человеку: «Я люблю тебя так сильно и наши судьбы настолько переплетены, что я не могу быть счастлив, если, добиваясь своего, сделаю несчастным тебя — особенно если этот вопрос для тебя жизненно важен».
Кто-то может сказать, что, поступая так, вы капитулируете, идете на компромисс. Но это не так. Вы просто смещаете эмоциональный фокус с обсуждаемой проблемы на человека, которого любите, и ценность ваших взаимоотношений с этим человеком. И после этого кажущееся поражение в конечном счете оборачивается обоюдной победой.
Бывают ситуации, когда обсуждаемый вопрос одинаково важен для обеих сторон, ни одна из которых не готова уступить. Тогда вам нужно двигаться к синергии — определить цель или ценность, которая объединяет, а не разобщает вас, и, отталкиваясь от нее, найти наилучший для всех способ ее достижения или реализации этой ценности. Как вы видите, во всех перечисленных примерах сохраняется дух обоюдной победы и достигается взаимовыгодное решение проблем.
Стремление к обоюдной победе как образ мышления и поведения является единственным надежным фундаментом эмоциональных семейных отношений. Только на этой основе могут строиться долговременное доверие и безоговорочная любовь.
От «я» к «мы»
Послушайте историю, рассказанную мне одним мужчиной:
Несколько лет назад моя мать и отчим погибли в авиакатастрофе. На похороны собрались все скорбящие члены семьи, а затем неизбежно встал вопрос о необходимости разделить и забрать оставшееся после мамы и Джона имущество.
Когда начали разбирать вещи, выяснилось, что на некоторые из них существует сразу несколько претендентов, не постеснявшихся высказать
свои претензии.
«С чего это ты решил, что этот сундук достанется тебе? »
«Непонятно, почему он думает, что может забрать себе эту картину! »
«Нет, но вы только посмотрите на эту хапугу. И ладно бы родная дочь, а то невестка! »
Поначалу я тоже не оставался в стороне, охваченный духом рвачества, но вскоре осознал, что этот дележ имущества разобщает семью, порождая обиды и склоки. Желая как-то изменить ситуацию, я решил сосредоточиться на вещах, на которые мог повлиять позитивным образом.
Во-первых, я предложил своим родным не спешить с дележом, а отнести решение этого вопроса на какое-то время — несколько недель или даже месяцев. А пока вещи можно сложить на хранение.
Во-вторых, нам надо разработать такую процедуру раздела имущества, которая способствовала бы нашему сплочению, а не разобщению и позволила бы каждому получить именно то, что ему действительно необходимо или по-настоящему дорого как память о маме и Джоне. Моя идея братьям и сестрам понравилась, и на том мы и порешили.
Но все оказалось не так просто. Шли месяцы, а вопрос не решался. О какой бы вещи ни шла речь, трудно было отделаться от мысли: «Минуточку, но я тоже хочу ее иметь». Однако раз за разом я возвращал себя к нашей главной цели. Я говорил себе: «Что здесь самое важное? Сохранить добрые отношения. В этом наша главная цель. И как ее можно достичь? » Поэтому я продолжал твердить своим родным, что нужно поделить вещи так, чтобы все остались довольны.
Наконец мы решили составить список всех вещей, чтобы каждый имел его на руках и знал, что имеется в наличии. На каждом экземпляре списка было такое напоминание: «Пройдя по всему списку, отметьте пять вещей, которые вам больше всего хотелось бы получить. При этом помните о других членах семьи, так как мы хотим, чтобы все остались довольны».
В оговоренный день все собрались с готовыми списками пожеланий. Я понимал, что, несмотря на все наши благие намерения, ситуация висит на волоске. Чувствуя необходимость напомнить собравшимся о нашей главной цели, я сказал: «Помните, мы собрались здесь потому, что любим нашу маму, Джона и друг друга. Мы хотим уехать отсюда довольными и счастливыми. Поэтому встречу нам надо провести так, чтобы она доставила радость нашей маме и Джону, если бы они были здесь».
В результате мы договорились, что не уедем отсюда, пока не разделим имущество так, чтобы каждый остался доволен полученной долей. При этом мы опирались на чувство любви каждого к погибшим маме и Джону и на чувство ответственности за сохранение в семье духа любви, доброты и взаимоуважения. Во главу угла мы поставили лучшие человеческие качества. Получился потрясающий результат.
Каждый из нас по очереди выразил свои пожелания и объяснил, почему для него важно иметь ту или иную вещь из списка. Попутно мы делились своими воспоминаниями об этих вещах, смеялись, шутили и вообще наслаждались обществом друг друга.
Когда все огласили свои пожелания, выяснилось, что пересечений совсем мало. При желании двоих получить одну и ту же вещь один из них говорил: «Да, эта вещь есть в моем списке, но теперь я хорошо понимаю, почему она так много значит для тебя, и потому буду рад, если ты возьмешь ее себе».
К концу встречи мы испытывали самые теплые и нежные чувства по отношению друг к другу и чувство любви и признательности к маме и Джону. Мы не посрамили их.
Обратите внимание, как этот человек смог стать проводником перемен в своей семье. Он сделал свой проактивный выбор, поставив интересы семьи в целом на первое место. Он воистину мыслил в духе «победа/победа».
Большинству людей в подобных ситуациях свойствен менталитет недостаточности: «Есть только один пирог, поэтому если кто-то получит больший кусок, мне достанется меньше». При таком подходе обязательно кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
Но этот человек сумел развить в себе менталитет достаточности, подразумевающий, что в мире ни в чем нет недостатка и существует бесконечное множество альтернативных решений, обеспечивающих победу каждому.
В этом менталитете достаточности заключен дух семьи. Дух семьи — это «мы». В этом весь смысл брака и семьи.
Есть люди, которые скажут: «Когда вступаешь в брак и заводишь детей, то меняется весь образ жизни. Ты уже не можешь сосредоточиться на своей собственной повестке дня, на своих личных приоритетах. Ты должен чем-то жертвовать, должен думать о других, об удовлетворении их потребностей, о том, что делает их счастливыми».
И это все верно. Хорошие брак и семья требуют служения и жертв. Но когда вы по-настоящему любите другого человека и видите с ним общую цель в создании «мы» (а к этому относится и воспитание ребенка), жертвенность в этой ситуации означает лишь то, что вы поступаетесь малым ради чего-то большого. Истинное счастье недостижимо без жертвы. Семью как таковую делает переход в мышлении от «я» к «мы».
Дж. С. Кертли и Эдвард Бок писали:
Тот, кто вступает в брак с эгоистичным сердцем и упорствует в своем эгоизме или связывает свою жизнь с себялюбцем, сделает или найдет свой брак невыносимым источником постоянного раздражения... Тот, кто вступает в брак в расчете, что ему будут прислуживать, кто вступает в брак с целью получать, а не отдавать, исповедует принципы, извращающие саму жизнь... Супружеская жизнь не может быть такой, какой призвана быть, если муж или жена видят главной целью достижение своего личного счастья.
Истинный дух обоюдной победы — это когда каждому вы желаете всего наилучшего и готовы любить и жертвовать, чтобы обеспечить это.
Реальность такова, что — не вопреки, а благодаря всем возникающим трудностям — супружеская и семейная жизнь являются тем тиглем, в котором закаляется характер и из которого выходят истинная радость жизни и истинное счастье. Майкл Новак замечал:
Брак — это покушение на маленькое одинокое эго, это угроза для индивидуалиста, это суровое испытание и тяжелейшая ответственность. Однако, если исходить из предположения, что именно эти вещи являются предпосылками истинной духовной свободы, брак отнюдь не является врагом нравственного развития человека. Совсем наоборот...
Женившись и став отцом, я усвоил несколько уроков жизни, за которые благодарен судьбе. В большинстве своем это были трудные уроки. И многое из того, что я узнал о себе, отнюдь не тешило мое самолюбие. Мое чувство собственного достоинства в большей мере базируется на том, какой я муж и отец, а не на том, как хорош я в своей профессии. Семейные узы связывают меня (и в еще большей мере мою жену), не давая воспользоваться многими возможностями. И все-таки они не ощущаются как оковы. Я знаю, что в этих узах мое освобождение. Они заставляют меня быть другим человеком, и я желаю такого принуждения и нуждаюсь в нем.
Удивительно и печально наблюдать за тем, как после свадебной церемонии, наполненной воодушевлением, красотой, любовью, романтикой, словами поддержки со стороны родных и друзей, супружеская жизнь постепенно скатывается в русло взаимного недовольства, мстительности, враждебности и разлада, даже между родными и друзьями супругов, которые ранее так тепло поздравляли молодых и друг друга.
Если вдуматься в происходящее, то можно понять, что сами супруги за это время сильно измениться не могли. С годами независимость каждого из них сменяется взаимозависимостью, а это оказывает влияние на все остальные жизненные аспекты. С появлением детей увеличивается ответственность, возрастает потребность в эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной взаимозависимости, и молодые с