Миф как культурная форма и культурный код
Мифология -- исторически первая форма духовной культуры, возникшая на ранней стадии общественного развития как специализированный социальный механизм памяти, сохранения накопленного опыта предков, передаваемого потомкам в виде устного народного творчества. В форме мифов, сказов, былин и преданий, человечество пыталось дать ответ навсе волнующие людей вопросы. Существовали космологические мифы (об устройстве мироздания. Возникновении явлений природы, животных и людей); мифы о различных стадиях жизни людей, тайнах рождения и смерти; мифы о достижениях людей (добывание огня); мифы о истории жизнедеятельности предков.
Миф -- это первая форма духовного освоенияисохранениямира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. Миф упорядочивает в сознании мир и создает возможность постижения мира как организованного целого, представляет его в простой и доступной форме. Миф совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего).В мифе, как ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации. В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий.
Миф, который существовал в первобытной общине, --история, которую рассказывают, и реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, не вымысел, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство.Миф -- это быль, сказ, рассказ, описывающий в олицетворенной форме обряд, объясняющий его происхождение и обосновывающий право исполнителей обряда его совершать. Теснаявзаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией.
На более поздних этапах развития общества миф отделился от обряда.Миф рождается в культуре на стадии архаичного сознания, но с развитием рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится в культуре через социально мифологические конструкции.
Типология культур
Критериев (оснований) типологии культур существует очень много, в том числе -- связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этические особенности; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.Отрасли культуры -- это совокупности профессиональной специфики деятельности отдельных субъектов культуры, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого: художественная, экономическая, политико-правовая, экологическая, образовательная, научная и иные культуры.
Типы культуры -- это совокупности норм, правил и моделей поведения субъектов культуры, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, национальную и этническую культуру, городскую и деревенскую культуру относят к культурным типам.
Формы культуры -- это совокупность выражения (проявления) правил, норм, моделей, явлений и образцов деятельности людей. Так, высокая или элитарная культуры, народная имассовая культуры -- это формы культуры, так как они представляют собой систему организации и способ выражения художественной специфики содержания и проявления культуры.
Виды культуры - это относительно обособленные составные части общей культуры людей и социума. Основные виды культуры: доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и «контркультура»; сельская и городская культуры, обыденная и специализированная культуры.
Таким образом, типология культуры расчленяет объекты культурологического исследования, а затем структуризирует и группирует их с помощью обобщённой модели или типа.
21. Культурный архетип, менталитет и национальный характерКультурный архетип - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. Характерные черты культурного архетипа -- устойчивость и неосознанность.Культурный архетип дает о себе знать вовсех сферах жизнедеятельности человека, но более всего он проявляется в его повседневной жизни. При этом, когда возникает ситуация, не соответствующая данному архетипу, он активизируется, развиваясь принудительность, и, в силу инстинкта, прокладывает себе дорогу вопреки разуму и воле. Именно поэтому культурный архетип рассматривается как информация, обладающая социально-управляющей ценностью.Следует различать понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера.
Менталитет — это совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, в том числе на основе повторения. . Менталитет, как способ выражения знаний о мире и человеке, служит в повседневной жизни онтологическим (сущностным) и функциональным (технологическим, действенным) объяснением мира и значения человека в нем.
Национальный характер– это этнический генотип плюс культура. Человек получает генотип по наследству, а к культуре приобщается в процессе социализации, поэтому национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, которые человек усваивает в процессе социализации, включая в себя наиболее повторяющиеся, преобладающие в его разуме (сознании плюс подсознании) этнокультурные (этнопсихологические) черты индивидов и социума.
22 Виды культуры (доминирующая культура и субкультура)Субкультура (от лат. - под) - это часть общей культуры, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации (доминирующую культуру). Доминирующая (господствующая) культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, ' которыми руководствуется большинство членов данного общества.
Доминирующая культура может быть на национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является страна.Различия могут быть сильными, но лишь малая часть субкультур противостоят доминирующей культуре, т.к. большинство субкультур сохраняют основополагающие ценностей доминирующей культуры и добавляют к ним новые элементы и ценности (стили), присущие только для данной социальной группы.
В культурогенезисе любого общества присутствуют две тенденции: центростремительная, направленная на единение его культуры, и центробежная, направленная на этническую или социальную суверенизацию от общества. Центростремительная тенденция полностью зависит от качества, авторитета, основанного на популярности в массах, поддержке со стороны органов власти и средств массовой информации, доминирующей культуры в таких крупнейших субкультурах как городская и сельская.
Центробежная тенденция зависит от малых, но агрессивно противопоставляющих себя обществу субкультур, а также от национально-эгоистических, маргинальных и криминальных, враждебно относящихся к доминирующей в обществе культуре своих предков и родителей, к государству в котором проживают, в том числе подпитывается и представителями контркультур.