Предметная материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как это свойственно каждой категории материальной культуры.
Семиотический вид материальной культуры -- слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др. - становятся предметами архивного хранения.
30)Вещественные объекты материальной культуры (мосты, храмы) существуют очень долго, а образцы духовного состояния, форм её выражения (церемонии, обряды) - только то время, пока их исполняют и поэтому любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике.
В культурологии вопрос первичности материи или духа решается следующим образом: в культуре первично - значение и символ, а не вещь и материал. Но не обо всех элементах культуры можно так однозначно сказать
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.
32) Материальная культура общества делится на восемь категорий: породы животных; сорта растении; культура почв; здания и сооружения; инструменты и оборудование; пути сообщения и средства транспорта; связь и средства связи; технологии.
В состав категории «породы животных» входят носители породы.
2.В отличие от пород животных, растения могут храниться в семенах, в которых скрыты все качества взрослого растения. Это позволяет собирать коллекции семян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, то есть вести все виды деятельности, свойственные культурной работе. Культурообразующие функции могут быть соединены с распространением сортов в данной местности (питомники и семеноводческие хозяйства).
3.Культура почв -- сложный и уязвимый компонент материальной культуры. Для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения плодородия. Сюда входит механическая обработка (рыхление); удобрение продуктами распада органических остатков растений и отходов животноводства (перегноем), а также химическими удобрениями и микроэлементами; правильная последовательность культивирования на одном и том же участке различных растений; водный и воздушный режим почвы.
4.Здания и сооружения -- наглядные элементы материальной культуры. Культура зданий и сооружений -- недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качествах. Поэтому культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.
5.Инструменты, приспособления и оборудование обеспечивают все виды физического и умственного труда.Принцип культурообразования состоит в развитии и дифференциации функций и сохранении функциональных ранних аналогов.
6.Пути сообщения и средства транспорта -- единый комплекс, в котором совмещены признаки недвижимости и признаки движимости. Их культура определяется путем совершенствования функций и путем создания коллекций для хранения (коллекционирование – один из видов механизма социокультурной памяти социума).
Связь и средства связи -- почта, телеграф, радио и ТВ, телефонные, спутниковые и радиотелефонные системы, Интернет. В области связи используются все виды материальной культуры, кроме культуры почв и сортов семян. К связи применимы признаки движимого и недвижимого имущества..
8.Технологии. Культура в технологиях выражается во всех видах материальной культуры и хранится сообразно их материальной природе. Главный признак технологической культуры -- образование, которое основано на человеческом представительстве.
33) Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство.
Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основам бытия. Однако теперь человек ищет их уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством.
Мораль (нравственность) возникает в процессе формирования социокультурных черт и способствует «вырастанию» человека из чисто животного состояния в социокультурную личность в составе коллектива с его социальными нормами общежития.
Искусство есть образно-символическое выражение потребности человека в запечатлении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» -- мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание через него составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, в котором мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критического осмысления и не требующих рациональных доказательства.
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.
Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализоваться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры. Сущность, человеческое значение культуры, закономерности ее познания и существования, развития изучаются в культурологии.
34. культурные нормы. Нормы - это правила, регулирующие качество человеческого поведения.
Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обществом одобряемого или порицаемого) поведения.
Функции культурных норм: являться обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служить ожиданиям в отношении будущего поступка, служить образцами, эталонами поведения и мышления, оценивать, контролировать и управлять ими.
Нормы классифицируются по сфере применения на групповые привычки – нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах) и на общие правила - нормы, которые возникают и существуют в больших группах, этносе или в обществе в целом.