В целом, несколько схематизируя, восточный тип мышления по отношению к окружающему миру более пассивен, более уравновешен, более независим от внешней среды и ориентирован на единство с природой.
Можно подозревать, что именно эти "компенсационные" качества восточного мировосприятия в наше бурное время стали причиной наблюдаемого ныне в Европе, Америке, а в последнее время и в нашей стране, увлечения восточными религиями, йогой и другими подобными верованиями, направленными не на "покорение" природы, а на освоение тайн самого человека
23) Молодежная субкультура -- частичная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Как специфическое явление, молодежная субкультура возникает также в связи с тем, что физиология молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периодаихсоциализации (до 30 лет). Юноши и девушки по своему психофизиологическому развитию рано перестают быть детьми, но по социальному и социокультурному статусу еще долго не принадлежат к миру взрослых.
Неформальные молодежные группы создают свою субкультуру, отличающуюся и протестующую против культуры взрослых. Эти группы содержат элементы социальной дезорганизации и отклоняются от общепризнанных норм поведения.
Но эта же среда формирует и негативно оппозиционную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется достижения удовольствия за счёт других и любым путём, в любой, в т. ч. в извращённой форме. Мораль вседозволенности и ощущение безнаказанности - основной элемент контркультуры.
Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был официально разрешенный и поддерживаемый комсомол. Но уже в 50-е годы стали складываться неформальные молодежные группы. С началом перестройки они громко заявили о себе и увеличили свою численность. Это группы формировавшиеся вокруг музыкальных вкусов и стилей ( стиляги, металлисты, роллинги, байкеры, битломаны, хиппи и др. ).
В настоящее время в молодежной среде выделяются три ведущих категории субкультуры:
24) Сельская культура с доисторических времён до античности (появление городов) была единственной социальной культурой человеческого сообщества.В развитых государствах мира примерно с середины XX в. сельская культура стала субкультурой меньшей части населения.
В сельской культуре выделяются следующие особенности:-- доверительно – личные отношения -- плотный неформальный контроль за поведением -- особое качество межличностных отношений, основанное на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом (обращение на «Вы» -- городская черта); -- ограниченный жизненный опыт всех жителей деревни, -- более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности; -- большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды;-- ограниченный культурный выбор -- иное, чем в городе, отношение к физкультуре, сформированное ранним занятием физическим трудом на открытом воздухе: сельские жители мало занимаются дополнительными упражнениями для поддержания здоровья, в результате теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью.
Городская субкультура -- это также разорванная на множество мелких субкультур культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, крупных индустриальных и административных центров. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнееего размеры, тем сильнее он отличается от сельской субкультуры.
Культурное пространство города организовано иначе, чем на селе. Индивид в городе чувствует себя более свободным и раскованным благодаря тому, что имеет широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, музеи и театры, библиотеки, галереи, танцевальные залы), а также огромного количества незнакомых людей (анонимность социальных отношений), с которыми онможет вступить в общение.
Отличительная особенность городской культуры -- одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность бесконтрольно заниматься творческими или сомнительными делами. Частые нервные перегрузки -- также характерная черта городской жизни. Они вызываются более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, постоянным нахождением в толпе.
25) согласно теории элит Элитухарактеризуют следующие качества: высокая степень деятельности, активности, продуктивности; наличие организованности, воли, способности объединяться для достижения цели; имеющие наибольший престиж, статус, богатство; обладание интеллектуальной и моральной устойчивости к воздействию массового психоза, желания «быть как все» и наивысшего чувства гражданской ответственности; способности качественно и продуктивно прогнозировать результаты своих и других людей поступков и действий.
Элита представляет собой наиболее профессионально способную к духовной деятельности или развитую часть общества.
К элитарной («высокой») культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека.
26) Масса-группа - представляет собой деятельную совокупность людей, которые объединены некоторыми общими целями и интересами, более или менее сходными картинами мира, эталонами, нормами и манерой поведения, оценками действительности, ориентациями на определенную форму деятельности, общностью слэнгового, диалектного или национального языка, традиций и обычаев. Структура массы-группы организационно-иерархична и построена на принципах народовластия и согласия или принципах авторитаризма. Она всегда в своей осознанной или неосознанной (интуитивной) деятельности и в авторском формотворчестве руководствуется опытом, знаниями, традициями и иными аспектами культуры предков, сохраняя и накапливая их, изменяя и обогащая их своими элементами культурного творчества.
Масса-группа имеет множественные формы своего проявления – этнос, семья, круг друзей, производственные, научные, творческие, учебные коллективы, союзы, объединения, партии, территориальные и региональные сообщества.
Так же существует такое понятие как массы-толпы. Масса-толпа противоположна массе-группе, она никогда не бывает мыслящим и созидательным субъектом культуры. Она способна только разрушать.Английский социолог Р. Хоггарт разделяет массовую культуру на «мертвую» и «живую»
«Мёртвая» массовая культура, насквозь коммерческая по духу, ориентированная на пассивное потребление ее массами, игнорирует социокультурные потребности личности, стандартна и антигуманна по содержанию, используется властями, держателями средств информации в целях массового внушения нужных стереотипов поведения.
Массовая культура может быть и «живой». Она, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений (здесь коммерция не самоцель, а важное средство своего воспроизводства), обращается к личности и стремится ответить на ее многообразные социокультурные запросы, вызвать интерес к социокультурным ценностям, профессиональной виртуозностью не заслоняя и не подменяя гуманистического смысла, содержания предлагаемых ею культурных образцов, произведений, норм и т. п.
«мёртвая» массовая культура -- культура массы-толпы, а «живая» массовая культура -- созидательная культура конструктивных масс-групп.
27) Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
Экономическая культура определяет, с одной стороны, правила взаимоотношений участников коллективного производственного процесса, продавца и покупателя на рынке, банка и его клиентов, а с другой — отношения государства и материально им обеспечиваемых служащих, детей, больных, пенсионеров.
В экономическую культуру включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.
28) Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1]. Согласно С. Н. Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в том числе конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания.
29) Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А.Маслоу, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.Формирование организационной культуры— это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
30,31) Материальная культура -- это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, культура отношения к собственному телу, и иные отраслевые направления культуры, воплощённые в материальных формах «искусственной среды». Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты).Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека и отражение качества развития субъектов материальной культуры.
Культурная деятельность субъектов культуры по развитию материальной культуры подразделяется на производственно-технологическую культуру (произведенные вещи); на культуру воспроизводства человеческого рода. Она во многом зависит от качества институциональной культуры управленческих структур социума.
В развитии материальной культуры выделяют четыре орудийно-хозяйственных вида деятельности -- присваивающее, производящее, индустриальное и научно-технологическое (информационно-виртуальное).Присваивающее хозяйство было первичной основой нарабатывающей материальную культуру. рыболовство, добыча угля, газа, нефти, иных природных ископаемых и т. д. Производящее хозяйство характеризуется созданием новой материальной среды на основе создания, производства новых технологий, орудий и средств труда и продукции.Индустриальное хозяйство характеризуется профессионально-отраслевой «промышленнизацией», специализацией всех областей и технологий жизнедеятельности людей и социумов: разделением образования на - на общее и профессиональное; использованием конвейерных технологий на производстве.
Постиндустриальное общество складывается на основе очередного скачка в развитии научно-технического прогресса, появления сверхновых нанотехнологий во всех областях деятельности человека и социума.Оно характеризуется появлением революционных для всех областей жизни людей образцов сверхсложных и высокоэффективных «высоких» технологий и нанотехнологий материальная культура существует в двух видах -- предметной материальной культуры и семиотической материальной культуры.