Рассмотрите схему. Составьте три предложения, в которых содержатся выводы из представленных в схеме фактов
9. Посмотрите фильм «Чудесная планета»(серия 6). Составьте 10 вопросов к содержанию фильма. Найдите в фильме ответ на вопрос: почему вымер парантропус робустус, почему вымерли кроманьонцы?
Составьте список движущих сил антропосоциогенеза:
Биологические факторы | Социальные факторы |
10. Прочитайте текст и выполните задания к нему:
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты,правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются... Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
(Н. Смелзер)
1. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?
2. Можно ли утверждать, что культура подавляет инстинктивное биологическое начало в человеке? Приведите аргумент из текста, опровергающий это предположение.
3.Назовите три причины, которые по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.
4.Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.
5.Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.
Тема Типы общества
10. Соотнесите типы систем и их характеристики: какие из них принадлежат только организмам?
механизм организм | Открытость |
Взаимосвязь элементов | |
Самоорганизация | |
Целое больше суммы частей | |
Способ организации элементов | |
Развитие |
11. Найдите в приведённом ниже списке специфические черты общества и обведите цифры, под которыми они указаны
1) самодостаточность 2) предсказуемость 3) статичность 4) динамичность 5) линейность
6) сложноорганизованность
12. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы.
А) | обособление от природы |
Б) | отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов |
В) | способность к самоорганизации и саморазвитию |
Г) | выделение из материального мира |
Д) | постоянные изменения |
Е) | возможность деградации отдельных элементов |
Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) развитие высоких технологий | 1) традиционное (аграрное) |
Б) механизация промышленного производства | 2) индустриальное |
В) выдвижение на первый план сферы услуг | 3) информационное (постиндустриальное) |
Г) преобладание ручного труда | |
Д) общинный уклад, коллективизм |