Секция «Жизнь и творчество М.А. Шолохова»
- М.А. Шолохов и мой край (описание мест, связанных с жизнью и творчеством М.А. Шолохова;
- историко-краеведческий очерк хутора, станицы, города; природоохранные инициативы М.А. Шолохова и ваших земляков;
- видеоматериалы о встречах с М.А. Шолоховым, об истории, культуре и природе Вашего края; растительный и животный мир).
- «Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа».
- Природа в произведениях М.А. Шолохова.
- Роль пословицах и поговорок в произведениях М.А. Шолохова.
- Страницы военной жизни М.А. Шолохова
- Писатель и дети
- Особенности языка романов М.А. Шолохова
- М.А. Шолохова как общественный деятель
- Война в произведениях М.А. Шолохова
ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ к 105-летию М.А. ШОЛОХОВА
1.Книги о войне, взволновавшие меня: М.Шолохов.
2.Мои любимые страницы в военной прозе М.А.Шолохова.
3.Когда говорят пушки, Музы молчат?
4."Книги Шолохова - всегда открытие"/С.Бондарчук/.
5.Роль ребёнка в судьбах шолоховских персонажей на войне.
6.Гуманистический пафос рассказа "Судьба человека". 7.Свет и тени в повествовании Андрея Соколова.
8."И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить"/М.Шолохов/.
9.Народные характеры в романе "Они сражались за Родину", 10.Картины духовной жизни людей на войне /по произведениям М.Шолохова/.
II. Фронтовое братство героев романа "Они сражались за Родину". 12.Общественные проблемы в военной прозе М.Шолохова,
13."Окопная правда" в произведениях М.Шолохова о войне.
14.Связь с землёй в мирной и фронтовой жизни героев романа "Они сражались за Родину".
15.Семейный вопрос в военной прозе М.Шолохова.
16."Наука ненависти" в шолоховском понимании. 17.Пейзаж в романе "Они сражались за Родину". 18.Русский характер в военной прозе М.Шолохова,
19."Судьба человека" как рассказ-предупреждение и рассказ-полемика. 20.Военная проза М.Шолохова как новый этап в изображении Великой Отечественной войны.
21.Народность рассказа "Судьба человека".
22.Кредо писателя - "передать движения души человека" в военной прозе.
23.Пока есть Соколовы, есть также и человечность?
24.Двуплановость рассказа "Судьба человека",
25.Ассоциативная связь в спасении Соколовым сироты Вани с памятником советскому солдату в берлинском Трептов-парке.
Секция «Журналистика»
Основная тематика докладов на секции журналистики - исследования различных средств массовой информации, в том числе в историческом аспекте, анализ творчества отдельных журналистов и писателей (совмещавших писательскую и журналистскую деятельность), проблемы взаимодействия журналистики и политики, журналистики и литературы, психологии и журналистики. Существенное место в тематике докладов обычно занимают различные аспекты организации работы редакций СМИ, жанровое своеобразие СМИ, сравнительный анализ содержания и форм подачи какой-либо актуальной темы в различных (по политической позиции, периодичности, месту издания) СМИ. Анализу могут подвергаться как печатные, так и электронные средства массовой информации, включая интернет-издания и сайты отдельных печатных СМИ в интернете.
Практика показывает, что наиболее удачные доклады получаются у тех юных исследователей, кто делает СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ содержания и форм подачи материалов на ту или иную социально значимую тему в различных СМИ (в том числе и с применением методов контент-анализа). К примеру, это может быть освещение антитеррористических операций в различных по своей политической ориентации газетах; проблемы социальной защиты населения в газетах либеральной и левой ориентации; молодежные проблемы (например, наркомания) в газетах «для всех» и в газетах, ориентирующихся в основном на молодежную аудиторию; «пиар-акции» в СМИ в период избирательных компаний в центральных и региональных изданиях, и т.д.
Возможны доклады, посвященные этапам развития того или иного издания (желательно относительно недавно созданного), а также исследующие организацию работы редакции этого издания. При этом желательно выбирать издания, выходящие в Ростове, для того, чтобы можно было посетить данную редакцию, получить необходимую информацию «из первых рук» - непосредственно от редактора и сотрудников. Весьма конструктивными могут быть доклады, исследующие особенности организации работы редакций двух разных (в том числе и конкурирующих между собой) изданий.
Выбирая для изучения и анализа творчество конкретного журналиста, лучше также выбирать его среди работников СМИ родного города, чтобы можно было встретиться с этим человеком непосредственно. В то же время возможно изучение раннего журналистского творчества писателей различных эпох (в том числе и уже ушедших из жизни), а также творчества выдающихся российских журналистов, работающих в центральных СМИ.
Предметом исследования могут быть, в том числе, детские, подростковые и молодежные издания - как с точки зрения организации работы редакции, анализа содержания, авторского актива, так и с точки зрения изучения читательской аудитории и социологического анализа мнений читателей о том или ином издании. При этом социологические исследования проводят сами докладчики, используя соответствующие научные методики. Возможно и научное изучение содержания, а также организации работы редакций школьных тиражированных компьютерных газет (также, желательно, в сравнительном аспекте).
Доклады, анализирующие специфику работы электронных СМИ (радио, телевидения) также возможны, но следует предупредить потенциальных авторов, что редакции телерадиокомпаний являются режимными объектами, и вход туда осуществляется только по пропускам, с обоснованием необходимости посещения.
В связи с тем, что в 2009 году будет отмечаться 260-летие города Ростова-на-Дону, желательно активно готовить доклады, связанные с историей и анализом сегодняшней деятельности газет, выходящих в нашем городе. Особый интерес при этом представляют газеты «Вечерний Ростов» и «Ростов официальный», комплексно освещающие жизнь города.
Обращаем внимание потенциальных докладчиков на то, что доклад на секции журналистики должен быть не творческой журналистской работой, а именно НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ журналистики, то есть выглядеть примерно так, как, например, курсовая работа студента первого курса отделения журналистики. Что касается чисто творческих работ, то они могут и должны предлагаться для публикации непосредственно в СМИ (газеты, журналы, телестудии и т.д.).
Для участия в секции журналистики приглашаются подростки, обучающиеся в 8-11 классах средних школ, лицеев, гимназий, а также учащиеся колледжей и других средних специальных учебных заведений.
Консультации по тематике конкретных докладов проводятся руководителем секции журналистики ДАН ЮИ и клуба юного журналиста «ПЕТИТ» Ростовского Дворца творчества детей и молодежи, членом Союза журналистов России Геннадием Леонидовичем БЕЛЕНЬКИМ - по воскресеньям с 13 до 14 часов в кабинете № 203 ДТДиМ. Получить консультацию можно также по домашнему телефону руководителя секции - 254-91-15, а также в исследовательском отделе ДТДиМ по телефону 282-83-42.
Одновременно информируем, что во Дворце творчества детей и молодежи работает клуб юного журналиста «Петит», в который принимаются подростки (начиная с 8-го класса), склонные к литературной и журналистской работе, с перспективой подготовки к продолжению профессиональной учебы на факультете филологии и журналистики РГУ. Запись в клуб по воскресеньям с 10 часов и по четвергам с 16 часов, в кабинете № 203 Дворца творчества детей и молодежи.
КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ворошилов В.В. Журналистика. Вступительный курс. Санкт- Петербург, 2004.
Газеты Дона. Библиографический указатель. Ростов-на-Дону, 1958.
Газеты СССР. Библиографический указатель в 5 томах. М., Всесоюзная книжная палата.
Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. Ростов-на-Дону, 1999.
История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2004.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М. 2006.
Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия - журналист. М., 2006.
Солнцева Т.В. Вторая древнейшая, или как стать акулой пера. Ростов-на-Дону, 2006.
Справочник журналиста. М., 1971.