Тема 2. теория и организация адаптивной физической культуры
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура в системе высшего образования. Высшее профессиональное образование: направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура)», квалификация – «Бакалавр».
Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе.
Высшая школа: интеграция основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами в области педагогики, медицине, коррекционной педагогики.
Система повышения квалификации и переподготовки кадров по адаптивной физической культуре (образовательные программы профессиональной переподготовки).
Основные понятия адаптивной физической культуры: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «естественные факторы внешней среды», «здоровье» «реабилитация», «социализация», «социальная интеграция» и др.
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ (КОМПОНЕНТЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Критерий для выделения основных видов (компонентов) адаптивной физической культуры – естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни.
Адаптивное физическое воспитание – как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счет формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересом проведении досуга, смене вида деятельности за счет формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философских взглядов гедонизма, освоения ими основных приемов, способов, средств, методов рекреационной деятельности.
Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей за счет приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта.
Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющиеся причиной инвалидности) за счет освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучение его умениям использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК.
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства за счет освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др.
Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счет освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных компонентов двигательной деятельности.
2.3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
Становление и развитие адаптивной физической культуры (адаптивной физической активности, спорта инвалидов, рекреативного направления адаптивной двигательной активности) в России. Основной социальный закон функционирования и развития физической культуры (в том числе адаптивной) – ее обусловленность экономическим и социально-политическим строем общества. Принципы, вытекающие из данного закона, – прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Важнейшие дополнительные принципы, вытекающие из данного закона для адаптивной физической культуры, – социализирующее-реабилитационный характер, коррекционная, компенсаторная, профилактическая направленность.
Становление и развитие адаптивной физической культуры как продвижение по магистральному направлению – от лечебного к рекреативному и от него к спортивному видам физической культуры.
Единство структурных элементов адаптивной физической культуры как единство прошлого, настоящего и будущего.
Исторический взгляд на развитие адаптивной физической культуры в контексте главных социальных сторон жизни общества: труда, образования, игры, досуга.
Становление отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп.
Магистральное направление развития адаптивной физической культуры в России.
Организационные основы развития адаптивной физической культуры в России.
Исторический анализ развития адаптивной физической культуры в образовании, игровой и досуговой деятельности инвалидов, как средства профессиональной реабилитации в нашей стране.
Развитие отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп в нашей стране. Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов. Участие российских спортсменов-инвалидов различных нозологических групп в международных соревнованиях. Наиболее значимые результаты.
2.4. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России. Государственные органы физической культуры (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающиеся проблемами данной категории населения в нашей стране.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов): Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Методические рекомендации об учреждении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, Федеральные стандарты спортивной подготовки для лиц с ОВЗ.
Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (федерации по видам адаптивного спорта, Национальный Паралимпйиский комитет, ВОИ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства), в том числе, проблемами адаптивной физической культуры.
Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения системы образования и системы социального обеспечения и организации в них адаптивного физического воспитания.
Государственные и общественные органы управления адаптивным спортом, координация их деятельности.
Координация деятельности государственных органов управления физической культурой, образованием, социальным обеспечением и общественных организаций – важнейшее условие развития адаптивного спорта. Служба адаптивной физической культуры и спорта.
2.5. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Система физического воспитания в специальных коррекционных школах VII и VIII вида.
Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в коррекционных учреждениях VII вида. Характеристика детей с ЗПР. Программы по физическому воспитанию детей с ЗПР. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях VII вида. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с ЗПР.
Особенности обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в коррекционных учреждениях VIII вида. Характеристика детей с нарушениями интеллекта. Программы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях VIII вида. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с нарушениями интеллекта.
2.6. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Система физического воспитания в специальных коррекционных школах VI вида.
Особенности обучения и воспитания детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в коррекционных учреждениях VI вида. Характеристика детей с ПОДА ( двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей). Программы по физическому воспитанию детей с ПОДА в коррекционной школе. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях VI вида. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с ПОДА.
2.7. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Вклад К.К. Грота в развитие физического воспитания слепых детей. Истоки развития адаптивного спорта лиц с нарушениями зрения в нашей стране. Особенности физического воспитания инвалидов с нарушением зрения. Особенности работы с тотально незрячими инвалидами и инвалидами с остатком зрения. Система физического воспитания в специальных коррекционных школах III и IV видов.
Характеристика детей, обучающихся в специальных коррекционных школах III и IV видов. Особенности сочетания слепых слабовидящих детей в одном классе. Программы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения в коррекционной школе. Задачи, средства и методы физического воспитания в коррекционных учреждениях III и IV видов. Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания детей с нарушением зрения.
Особенности применения метода наглядного воздействия в процессе обучения детей с нарушением зрения. Обучение воспитанников с нарушениями зрения использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Использование осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Система Брайля в обучении незрячих детей.
2.8. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Система физического воспитания в специальных коррекционных школах I и II вида. Особенности обучения и воспитания неслышащих детей в коррекционных учреждениях I и II вида. Программы по физическому воспитанию детей в коррекционных учреждениях I и II вида, задачи, средства и методы физического воспитания.
Организация процесса физического воспитания, урочные, факультативные и внеурочные формы физического воспитания неслышащих детей (учреждения I вида), слабослышащих и позднооглохших детей (учреждения II вида). Использование музыкально-ритмических занятий. Специфика образовательного процесса в коррекционном учреждении I и II вида: преодоление недостатков психического и речевого развития воспитанников с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры). Особенности применения метода словесного воздействия в процессе обучения детей с нарушением слуха.
2.9. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов.Комплексная реабилитация – как процесс обеспечения готовности к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей.
Физическая реабилитация – база, основа любого вида реабилитации: социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной; первоначальной, элементарной и полной; медицинской, технической, психологической, педагогической.
Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики.
Адаптивная физическая культура – как важное направление социальной практики в «борьбе» с психическими комплексами неполноценности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, такими как: чувства эмоциональной обиды, отчужденности, повышенной тревоги, пассивности, потерянной уверенности в себе или, наоборот – эгоцентризма, агрессивности и т.п.
Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни практически здоровых лиц. Проблемы, задачи и принципы в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов, решаемые с помощью технологий АФК.
Организация физической реабилитации. Организация физической реабилитации (ЛФК и физических методов лечения) в стационарных лечебных учреждениях.
Лечебная физическая культура в амбулаторных учреждениях. ЛФК в системе специального (коррекционного) образования.
ЛФК – как непременное условие нормального жизнеобеспечения инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.
ЛФК – первая ступень на пути к адаптивному спорту, комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидов.
Характеристика особенностей реабилитации, социализации и воспитания подрастающего поколения в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием.Роль и место адаптивного физического воспитания в комплексной реабилитации, социализации и воспитании инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Взаимодействие специалиста по адаптивной физической культуре с врачами и медицинскими работниками; психологами, тифло-, сурдо-, олигофрено-педагогами, логопедами, специальными психологами; социальными работниками и учителями (преподавателями) по другим предметам по разработке комплексных программ реабилитации, социализации и воспитания занимающихся, проведении занятий и контроле за результатами этой деятельности. Работа с родителями детей-инвалидов, учащихся и студентов, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и специализированных вузах.
Привлечение материала из других предметов и реализация межпредметных связей на занятиях по адаптивному физическому воспитанию – главное направление деятельности специалиста по АФК.
Средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся. Навыки самообслуживания (одевание, прием пищи, уход за кожей лица, рук, ног, полости рта и др.), перемещения в пространстве (ходьба, бег, прыжки, лазанья и перелезания и др.), транспортировки предметов (переноска груза, метания и др.), перемещения с помощью технических средств (коляски, костыли, другие приспособления) – основные целевые объекты двигательного обучения и средства адаптивного физического воспитания.
Формирование и совершенствование мелкой моторики – важный компонент содержания адаптивного физического воспитания.
Требование минимизации двигательных ошибок в процессе освоения двигательных действий – ведущая установка методики обучения в АФВ. Формирование полной ориентировочной основы осваиваемого двигательного действия и широкое использование физической помощи и страховки (в том числе с помощью тренажеров и технических средств) с учетом конкретного дефекта занимающегося – основные отличительные черты методики обучения и развития физических качеств и способностей.
Тандотерапия как средство и метод императивного обучения.
Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Социальная интеграция инвалидов как составляющая часть общего процесса социальной интеграции – процесса установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления.
Социальная интеграция инвалидов – двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов – инвалидов, стремящихся к включению в общество здоровых людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения.
Основные фундаментальные теории социализации (ролевая, критическая, теория коммуникации и др.). адаптивная физическая культура и социализация личности человека с отклонениями в состоянии здоровья. АФК как путь адаптации человека к общественным нормам, ролям, функциям и т.п., способ «завоевания» конкретного социального пространства.
2.10. ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура как многосложное функциональное явление и ее влияние на различные стороны жизни всего общества и каждого человека, имеющего физические, интеллектуальные, сенсорные и другие стойкие дефекты.
Группа педагогических функций, характеризующих процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в основных видах адаптивной физической культуры – адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации.
Характеристика педагогических функций АФК: коррекционно-компенсаторная функция, профилактическая функция, образовательная функция, развивающая функция, воспитательная функция, ценностно-ориентационная функция, лечебно-восстановительная функция, профессионально-подготовительная функция, творческая функция, рекреативно-оздоровительная функция, гедонистическая функция, спортивная и соревновательная функция.
Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характеризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни, ее взаимоотношения с другими социальными институтами и феноменами.
Характеристика важнейших социальных функций: социализирующей, коммуникативной, интегративной, гуманистической, зрелищной, эстетической, престижной и др.
2.11. ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики.
Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специальнометодические.
Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума – их характеристика.
Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности – особенности применения в адаптивной физической культуре.
Специальнометодические принципы: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактической направленности, адекватности, оптимальности и вариативности – основные принципы в работе с лицами имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.
2.12. ЗАДАЧИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Общие задачи физической культуры – образовательные, воспитательные, оздоровительные в процессе адаптивного физического воспитания инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды; обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений, навыков; развитие двигательных способностей; формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Характеристика специфических задач адаптивной физической культуры: коррекционные, компенсаторные и профилактические.
Задачи коррекции основного дефекта (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, соматических функциональных систем и др.), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом и сопутствующими заболеваниями.
Задачи компенсации функций организма в случае невозможности коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений при наличии тех или иных дефектов.
2.13. СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическое упражнение – основное средство адаптивной физической культуры. Классификация физических упражнений.
Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре.
Общепедагогические и другие средства в АФК (вербальные, идеомоторные и психорегулирующие, наглядные технические и др.).
Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболеваний и др.
Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий: осанка, плоскостопия, телосложения; ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелезания, метаний и мелкой моторики; расслабления, согласованности движений, ориентировки в пространстве и во времени; дифференцировки условий, пространства, времени; равновесия; быстроты реагирования на изменяющиеся условия, дифференцировки тактильных ощущений, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др.
Сюжетные и подвижные игры важнейший компонент содержания адаптивной физической культуры.
Классификация сюжетных и подвижных игр.
Игры, интегрирующие двигательную активность и деятельность, характерную для других учебных дисциплин; с элементами математических представлений, с речевой деятельностью, с информацией об окружающем мире, с представлениями о частях тела, о направлениях движения.
Телесно-ориентированные средства сказкотерапии, игротерапии, формо-коррекционной ритмопластики и др.
2.14. МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие «метод», «методика», «методический подход» в адаптивной физической культуре. Группы методов адаптивной физической культуры:
· методы формирования знаний;
· методы обучения двигательным действиям;
· методы развития физических качеств и способностей;
· методы воспитания личности;
· методы взаимодействия педагога и занимающегося.
Характеристика и особенности использования групп методов адаптивной физической культуры в работе с лицами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.
Методы формирования знаний: метод слова (методы вербальной и невербальной передачи информации, метод сопряженной речи, метод идеомоторной речи) и метод наглядности. Особенности использования методов формирования знаний в процессе адаптивного физического воспитания лиц с нарушением зрения, слуха, с нарушением интеллекта.
Методы обучения двигательным действиям: метод расчлененного и метод целостного обучения. Характеристика «принципа дробности» в процессе обучения лиц с нарушениями в развитии, предложенного Л.С.Выготским. Особенности использования имитационных и подводящих упражнений, тренажерных устройств в адаптивном физическом воспитании.
Методы развития физических качеств и способностей:
Развитие силовых способностей – метод повторных усилий, метод максимальных усилий, метод динамических усилий, метод изометрических усилий, метод изокинетических усилий, ударный метод.
Развитие скоростных способностей – повторный, соревновательный, игровой, вариативный (контрастный) и сенсорный методы.
Развитие выносливости – равномерный, переменный, интервальный, повторный, игровой, соревновательный методы.
Развитие гибкости – динамические активные и пассивные упражнения, статические упражнения, комбинированные упражнения.
Развитие координационных способностей – упражнения на точность выполнения и воспроизведения движений, чувство ритма и темпа, точность расстояния, на равновесие.
Методы воспитания личности: стратегические методы воспитания (метод воспитывающей среды, метод воспитывающей деятельности, метод осмысления человеком себя в реальной жизни) и методы педагогического воздействия (метод убеждения, метод упражнения, метод педагогической оценки).
Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся: индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия, малогрупповые занятия.
2.15. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Основные закономерности развития физических способностей у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта.
Педагогические принципы развития физических способностей и их особенности в работе с лицами с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта.
Две стратегические линии развития физических способностей в адаптивной физической культуре:
1) развития отстающих физических способностей) («укрепление слабого звена»);
2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики («навстречу природе»), их комплексное применение в адаптивной физической культуре.
Разработка эталонной полной ориентировочной основы двигательного действия.
Развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта.
Особенности использования игрового и соревновательного методов в коррекции двигательных нарушений. Необходимость применения физической помощи тренера, специальных тренажеров или технических средств их заменяющих в процессе развития физических качеств.
Контрольные упражнения для оценки уровня развития физических качеств у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта.
Традиционная (трехэтапная) структура процессов обучения (этап начального, этап углубленного разучивания, этап совершенствования двигательного действия).
2.16. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ
Основные закономерности развития физических способностей (движение – ведущий фактор развития физических способностей, зависимость развития физических способностей от режима двигательной деятельности, этапность развития физических способностей, неравномерность и гетерохронность развития, обратимость показателей развития способностей, перенос физических способностей).
Педагогические принципы развития физических способностей (принцип регулярности педагогических воздействий, принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта воздействий, принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий, принцип соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям занимающихся, принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей, принцип соразмерности в развитии способностей) и их особенности в работе с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья.
Две стратегические линии:
1) развития отстающих физических способностей) («укрепление слабого звена»);
2) совершенствование наиболее сильных сторон моторики («навстречу природе»), их комплексное применение в адаптивной физической культуре.
Развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у инвалидов и лиц с нарушениями слуха и зрения.
Приоритетная роль игрового метода в коррекции двигательных нарушений. Особенности применения методов наглядного и словесного воздействия в процессе развития физических качеств у лиц с нарушением слуха и зрения.
Контрольные упражнения для оценки уровня развития физических качеств у лиц с нарушением слуха и зрения.
Необходимость применения физической помощи тренера, специальных тренажеров или технических средств их заменяющих в процессе развития физических качеств.
2.17. МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Индивидуальная программа реабилитации инвалида и рекомендации врача или государственной службы медико-социальной экспертизы – основная предпосылка перспективного, этапного и краткосрочного (текущего) планирования.
Особенности текущего, этапного и циклового педагогического контроля в адаптивной физической культуре.
Медико-психологический контроль за занимающимися, осуществляемый внешними по отношению к педагогическому процессу организациями: государственной службой медико-социальной экспертизы, врачебно-физкультурными диспансерами, национальными и международными комиссиями по спортивно-медицинской классификации (в адаптивном спорте).
2.18. АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ВИДЫ И СРЕДСТВА
Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов. Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) – оптимизация состояния и восстановления физических и духовных сил, затраченных занимающимся, в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.
Основные задачи адаптивной двигательной рекреации:
1) оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил;
2) получение удовольствия, повышение настроения от занятия физическими упражнениями;
3) вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.);
4) привитие интереса к адаптивной физической культуре и приобщение к занятиям другими ее видами;
5) обеспечение активного отдыха и реализация здорового образа жизни и др.
Ведущие функции адаптивной двигательной рекреации: гедонистическая, рекреативно-оздоровительная, творческая, ценностно-ориентационная, оздоровительно-восстановительная, соревновательная, коммуникативная, престижная.
Ведущие принципы – социальные: социализации, гуманистической направленности, интеграции, непрерывности образования в области физической культуры; общеметодические: доступности, систематичности, наглядности.
Средства и отличительные черты методики адаптивной двигательной рекреации различных социально-демографических групп населения. Основными средствами адаптивной двигательной рекреации являются виды физических упражнений, не вызывающие чрезмерных напряжений: дартс, боулинг, бильярд, бочча, элементы танцев, аэробики, шейпинга, сюжетные и подвижные игры, плавание, гидроаэробика, игры на воде и др.
Проведение занятий на открытом воздухе, в бассейне, с использованием музыкального сопровождения – важные условия эффективной АДР.
2.19. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИЕЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП И НОЗОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Организационные и самодеятельные формы проведение занятий по АДР.
Адаптивная двигательная рекреация в образовательных учреждениях с подрастающим поколением (школа, вуз). Формы, средства, особенности применения игрового и соревновательного методов. АДР в летних и зимних оздоровительных лагерях.
Превалирование занятий в оздоровительных клубах, центрах, санаториях и т.п. и самодеятельных форм организации активного досуга. Комплектование групп по интересам, семейная адаптивная двигательная рекреация.
Особенности адаптивной двигательной рекреации в группах, объединяющих здоровых людей и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
Элементы психокоррекции и психотерапии в работе со взрослыми людьми, лицами пожилого и старшего возраста.
2.20. АДАПТИВНЫЙ СПОРТ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Конкретизация цели и задач адаптивного спорта, его ведущих функции и принципов. Главная цель адаптивного спорта – социализация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и повышения уровня качества жизни через участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, стремление к максимально возможной самореализации в одном из видов адаптивного спорта.
Адаптивный спорт как путь к повышению уровня качества жизни инвалидов и приобщения их к здоровому стилю жизнедеятельности. Адаптивный спорт как путь преодоления психологических комплексов; овладения ценностями физической культуры; вхождения в социум (выход из замкнутого пространства лечебных учреждений и мест проживания), адаптация к нему и «завоевания» социального пространства; познания себя и мира; полноценного общения.
Основные задачи адаптивного спорта:
1) достижение максимального (рекордного) результата в конкретном виде адаптивного спорта;
2) овладение высоким уровнем спортивного мастерства, формирование спортивной культуры инвалидов, приобщение их к историческому опыту в данной сфере;
3) освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры;
4) освоение новых социальных ролей и функций, расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности;
5) повышение уровня качества их жизни и др.
Ведущие функции адаптивного спорта: соревновательная, развивающая, учебно-познавательная, воспитательная, ценностно-ориентационная, творческая, профилактическая, функция самовоспитания, престижная, интегративная.
Ведущие принципы – социальные: социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума; общеметодические: сознательности и активности, систематичности, доступности, научности; специально-методические: индивидуализации, диагностирования, адекватности, оптимальности и ва