Моделирование ситуаций общения, психологические тренинги и сюжетно-ролевые игры
Во внеурочное время воспитатели формируют устную разговорно-обиходную речь неслышащих и слабослышащих в условиях моделирования реальных ситуаций общения воспитанников друг с другом и с педагогом. Наиболее действенными приемами развития речевых умений и навыков правильного речевого поведения, воспитания уверенности, самостоятельности является моделирование и обыгрывание реальных ситуаций общения. Нами составлены разного вида упражнения, основанные на моделировании проблемных ситуаций речевого общения. Первая группа — моделирование микроситуаций общения с использованием речевого этикета, усвоенного на уроке. На занятиях создается микроситуация общения, побуждающая детей включиться в разговор по общему делу, т. е. договориться, кто что делает, как будет выполнять задание. Обговаривается, что нужно для выполнения, как спросить и ответить. Воспитатель предлагает детям образец вопроса или высказывания, при этом он не только создает, но и изменяет ситуацию общения, что побуждает участников игры или творческого занятия обращаться друг к другу с вопросами и решать возникшую проблемную микроситуацию, соблюдая правила речевого этикета. Далее постепенно вводится вторая группа упражнений: проблемные ситуации с заданным сюжетом. Учащиеся с помощью воспитателя распределяют роли в игровой ситуации и разыгрывают сюжет. Важны все стороны общения: речевое поведение воспитанника и воспитателя, общение ребенка со взрослыми и сверстниками, дети повторяют за учителем новые слова, фразы. Развивается уверенность в общении, более прочно усваивается речевой этикет. Третья группа упражнений: проблемные ситуации с неоконченным сюжетом общения. Предлагается самостоятельное придумывание окончания игрового сюжета, составление диалога для разыгрывания речевой ситуации. Четвертая группа упражнений более сложная, так как предполагает моделирование ситуаций по заданной теме общения. Учащиеся с помощью учителя придумывают ситуацию общения, диалоги, соответствующие предложенной теме. Материал упражнений и темы заданий знакомы детям, речевой этикет в разных ситуациях усваивается сначала на уроке. Усваивая речевой материал, проговаривая его с помощью учителя в разных ситуациях, у школьников развивается речевое общение.
Анализ наблюдений показывает, что использование ролевых тренингов, имитационного моделирования ситуаций общения развивает у детей уверенность, снижает психические стрессовые переживания и формирует систему взаимоотношений в общении с окружающими. Разные жизненные, бытовые ситуации, разные виды деятельности вызывают у воспитанников потребность общения. В процессе общения с учителем дети усваивают новые словосочетания, фразы. Совместная деятельность в разных ситуациях общения развивает потребность и желание обсуждать и усваивать речевые высказывания с помощью учителя или других детей.
Обучение сюжетно-ролевой игре состоит из нескольких этапов: подготовительный, проведение игры и подведение итогов игровой деятельности. На этапе подготовки к проведению игры закрепляются правила поведения, вводятся учителем новые слова и фразы для общения и освоения ролей. Учитываются индивидуальные особенности личности каждого ребенка, его готовность к речевому общению. Обращается внимание на развитие речи учащихся и ее активизацию. Закрепляется в условиях имитационного моделирования ситуаций общения словарь терминов, определенная фразеология, являющаяся ключевой для речевого поведения. Усваиваются диалоги с использованием наглядности, осознается словарь этикета. Большое внимание уделяется речевому поведению. Школьник усваивает правила начала диалога, учится выходить из сложной или новой ситуации. На этом этапе предполагается рассматривание рисунков, картин, на которых показаны различные темы общения («Встреча друзей», «Прием гостей», «Поведение в игре» и др.). Совместно составляются возможные диалоги по рисунку или картине.
На этапе подготовки к игре проводят беседы, чтение рассказов или сказок с использованием ярких иллюстраций, просмотр и обсуждение видеофильмов. Дети овладевают разными ролями в игре: ведущие, заучивание текста роли; речевое общение в игре, моделирование.
После подготовки начинается игра. При определении ее сюжета, игрового упражнения отбираются ситуации, освоенные детьми на уроках «Речь и культура общения», при этом особое внимание уделяется психическому состоянию школьника. В игре ребенок постепенно усваивает разные роли и начинает понимать отношения между людьми, а после многократного повторения различных ситуаций и овладения речевым материалом у ученика появляется уверенность в себе. Особо значимыми являются соревновательные моменты, различного рода поощрения, занимательные моменты, которые снимают напряжение. Поощрения за правильное ведение диалога, вариативные высказывания, активность в речевом общении стимулируют детей. Они не просто учатся, они активно входят в ситуацию игры. Обращается внимание на их голос, выразительную интонацию, эмоциональную сторону общения.
Содержание игр варьируется и повторяется. Постепенно правила игры могут усложняться, и создаются новые ситуации, дети меняются ролями и усваивают новые диалоги. Усвоение разных ролей помогает нейтрализовать неуверенность, развивается произвольность поведения. Дети учатся действовать в различных ситуациях, познавать их, руководствоваться мотивами поведения. При этом в игре не просто взаимодействуют разные роли, а моделируются жизненные ситуации, позволяющие закрепить логику поведения. Необходимо также включать детей в создание речевой ситуации, в развитие сюжета игры. При проведении игры деятельность школьников обязательно направляется воспитателем на решение определенных задач для развития умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в логических задачах, активизирующих умственное развитие.
На заключительном этапе проводятся обобщающие беседы по содержанию и ходу игры, дети побуждаются к оценке своей деятельности в игре, у них формируется оценочный словарь. Проводятся конкурсы по имитационному моделированию различных ситуаций, конкурсы рисунков детей на темы ситуаций общения. Учитывая особенности психического развития младших школьников, сужение ощущений и восприятий окружающего мира, недостаточную глубину нравственных представлений, важно возвращаться кигровым упражнениям и играм, чаще заниматься имитационным моделированием. Такой подход будет способствовать развитию усваиваемых навыков правильного поведения и речевого этикета. Кроме того, активное включение детей в занимательные и интересные игры позволяет более быстро усваивать опыт взаимоотношений и ориентироваться в опыте человеческого общения, а также понимать поведение других и давать ему оценку. Для каждого направления содержания предусматривается определенный словарь понятий, фраз. В играх дети легче усваивают употребительную фразеологию, что позволяет им более активно включаться в речевое общение со сверстниками, учителями, родителями и близкими.
Анализ наблюдений показывает, что использование ролевых игр, имитационного моделирования, ситуаций общения развивает у детей уверенность, снижает психические переживания и формирует систему взаимоотношений в общении с окружающими.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте значение речевой и игровой деятельности в обучении и воспитании ;, неслышащих и слабослышащих как метода усвоения школьниками социальных взаи- '{ моотношений и способа формирования коммуникативных умений.
2. Определите роль речевого общения для развития личности учащихся с недо- ;; статками слуха. ]
3. Назовите специальные уроки, развивающие общение, факультативы, формирующие коммуникативную культуру учащихся, и досуговые программы, развивающие в игровой деятельности школьников навыки речевого общения и поведения (приложение 1).
4. Раскройте особенности и трудности общения учащихся с нарушенным слухом с учителями и со сверстниками. Обоснуйте причины возникающих затруднений в общении и запишите в рабочей тетради виды нарушений речевого общения с окружающими, несформированность речевого этикета, используя результаты изучения уровня коммуникативной культуры слабослышащих учащихся начальных классов (см. материал темы).
5. Какими педагогическими требованиями может руководствоваться воспитатель для помощи и психологической поддержки слабослышащих школьников при возникновении у некоторых неуверенности в общении в новой обстановке, для преодоления трудностей в речевой деятельности и в поведении в разных ситуациях общения?
6. Составьте конспект главы «Проблема развития речи глухих школьников во внеклассное время» (Колтуненко И.В. Развитие речи глухих школьников. М., 1980. С. 5-15). Ответьте на вопрос: На основе каких принципов строится внеклассная ра
[1] Ананьев Б.Г О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих, тр.: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 18.
1 Выготский Л.С. Основы дефектологии. М,, 1995. С. 69.
1 Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. С. 3.
1 Подготовлена дефектологами Л.Г. Кузнецовой, Г.И. Гачиной (школа слабослышащих №33 СПб).
1 Разработана педагогом-психологом Л .Н. Мартыповой (школа слабослышащих. № 33 СПб).
1 Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. С. 20, 26, 37-38.
2 Лихачев Д.С. Школа на Васильевском. М., 1990. С. 5.
3 Там же.
1 Составители: Г.А. Киреева, директор школы-интерната № 33 слабослышащих и позднооглохших СПб., заслуженный учитель школы РФ; А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Т.Н. Палкина, заместитель директора по внеклассной работе / Под ред. З.А. Пономаревой.
1 Лаговский КМ. Обучение глухонемых устной речи. М, 1911. С. 140, 142.
1 Составители: заслуженный учитель школы РФ, директор школы слабослышащих № 33 Пб. Г.А. Киреева; заместитель директора но учебно-воспитательной работе А.В. Балукова.
1 Материалы школы-интерната слабослышащих № 33 СПб. Директор — заслуженный учитель школы РФ Г.А. Киреева.
1 Материалы школы-интерната слабослышащих № 33 СПб. Директор — заслуженный учитель школы РФ ГА. Киреева.
1 Реабилитация. Образование. Развитие: Учеб.-метод, сб. //Подред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.
Выдержки из статьи «Нетрадиционные формы проведения уроков... »М.О. Касавиной, Н. Г. Ма-ковеевой, И.А. Щербаковой — учителей высшей категории школы-интерната № 1 СПб. для глухих детей.
1 Составила Боева Е.В., учительница школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга.
1 Подготовили: Г.А. Киреева, директор, заслуженный учитель школы РФ, А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
1 Составил В.Б. Соколов, учитель школы-интерната слабослышащих № 33 СПб.
1 Составили проект: Г.А. Киреева, заслуженный учитель школы РФ, директор школы-интерната слабослышащих № 33 СПб., В.Е. Соколов, учитель трудового обучения.
[2] Проект В.Е. Соколова, учителя школы-интерната слабослышащих № 33 СПб.
1 Проект В.Е. Соколова, учителя школы-интерната слабослышащих № 33 СПб.
1 В.А. Белущенко, учитель-дефектолог школы-интерната слабослышащих № 33 СПб. (выдержка из статьи).
1 Материалы составлены учительницей школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга Г.И. Гачиной.
1 Составила Т.В. Журавлева, учитель школы слабослышащих № 33 СПб.
1 Составила А.Е. Наумова, учительница школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга.
1 Материал исследований СВ. Крошкиной, учителя школы слабослышащих № 33 СПб.