Особенности общения учащихся с нарушением слуха
Школьники с нарушением слуха и, как следствие, своеобразным развитием всех психических процессов, особенно речи, не получают достаточного социального опыта прежде всего из-за трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за дефекта слуха и недоразвития речи младших школьников характерно неадекватное отношение к себе и к окружающим. Отмечается неумение правильно реагировать на замечание, вступать в общий разговор, выражать свои чувства и мысли, реагировать на эмоции других и т. д. Трудности общения снижают у школьника потребность в коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости, снижают адаптацию в обществе.
Как указывается в исследованиях Р.М. Боскис, Л.С. Выготского, А.Г. Зикее-ва, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, К.Г. Коровина, для расширения умственного кругозора, для развития умения общения с окружающими, усвоения опыта социальных отношений и дальнейшей адаптации среди слышащих необходимы благоприятные условия воспитания и целенаправленная коррекционная работа с ребенком как в семье, так и в школе. В современной специальной школе I и II вида воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности каждого ученика, расширение, обогащение индивидуального опыта ребенка в познании окружающего мира и человеческих отношений. Одно из направлений социализации — личностно-ориентированное воспитание неслышащего. Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной позиции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушенным слухом.
Исследования проблемы развития речи и речевого общения неслышащих и слабослышащих показывают, что у младших школьников с недостатками слуха наблюдаются нарушения произношения, ограничения словаря, несформи-рованность фразовой речи. Кроме того, отмечаются трудности восприятия устной речи, непонимание многих слов, нарушение общения со сверстниками и близкими. Изучение уровня культуры речевого общения слабослышащих учащихся 1-2-х классов (методика М.Е. Львовой) показывает, что в разных классах от 60 до 70% школьников затрудняются в общении с окружающими, в речевом этикете. Трудности связаны как с речевым недоразвитием, так и с отсутствием культуры общения, и прежде всего в семье. Дети порой не знают, как надо приветствовать своих близких утром и вечером. Некоторые школьники хотя и знают, но до 60% детей забывают фразы речевого этикета. Утром приветствуют своего учителя 90% младших школьников, с товарищами же здороваются 30-40%. До 70% учащихся 1-2-х классов не знают, как надо обратиться с просьбой об оказании той или иной помощи или услуги. За подарок умеют поблагодарить 70% первоклассников, 80% детей не умеют извиниться, не знают, как правильно ответить на просьбу, и т. д. У младшего школьника отмечаются трудности вхождения в коллектив учащихся, в усвоении правил поведения и школьного распорядка дня1. Определяются и трудности общения как с учителем, так и со сверстниками.
Задачи и содержание игровой деятельности
Основные задачи при проведении игровой деятельности как метода усвоения школьниками социальных взаимоотношений и способа познания социальной действительности:
• расширение знаний о себе, о реальной действительности, о правилах поведения и общения с окружающими людьми;
• развитие познавательной активности и коммуникативных умений в содержательно-ролевым общении;
• формирование навыков речевого поведения, словесного общения с учетом использования усвоенного словаря и фразеологии;
• развитие культуры взаимоотношений между детьми и взрослыми;
• развитие «комплекса произвольности» — умения начинать диалог (реплика-стимул), общаться с собеседником (реплика-реакция);
• совершенствование манеры поведения ученика (походка, внешний вид, правила поведения на улице, в общественных местах);
• охрана и укрепление эмоционально-волевой сферы и нейтрализация отрицательных эмоциональных переживаний;
• воспитание бережного отношения к окружающим людям и правильного поведения в различных жизненных ситуациях (этикет при общении: поза, положение рук, взгляд, поклон, смех, кашель, чихание и т. д.).
Содержание работы по развитию речевого поведения и общения на внеклассных занятиях включает:
• расширение словарного запаса, наиболее употребительных фраз, необходимых для общения в разных видах игровой деятельности;
• овладение коммуникативной культурой и опытом речевого и социального поведения (правила речевого общения и поведения в общественных местах, обращение друг к другу, доброжелательный стиль общения с окружающими, правила и умения приветствия, благодарности, вступления в разговор, обращения к старшим, использование «вежливых слов» и т. п.).
Содержание игр и упражнений представлено следующими направлениями, которые обоснованы поставленными задачами.
1. Школьник с нарушением слуха и воспитание его самосознания и самосовершенствования.
Направление предполагает, что содержание игр и упражнений в моделировании реальных ситуаций общения способствуют осознанию себя как личности, как члена семьи, детского коллектива, самостоятельно мыслящего ученика, овладевающего речевым общением и поведением в разных видах деятельности и в жизненных ситуациях.
2. Ребенок и развитие его эмоционально-волевой сферы для активизации общения и социального поведения.
Нейтрализация эмоционально-отрицательных переживаний из-за трудностей общения, поведения в сложных обстоятельствах. Преодоление неуверенности в общении с товарищами и учителями, переживаний из-за возникших трудностей школьной жизни. Дети учатся правильно реагировать на замечания учителей, реакции родителей, усваивают правила общения в разных ситуациях. У них развивается инициатива, уверенность в общении.
3. Учащийся и познание искусства общения, правил поведения в обществе.
Овладение искусством общения с товарищами, со взрослыми, со слышащими в разных жизненных ситуациях. Освоение речевого этикета, овладение словесной речью, внятным произношением, лексикой, грамматикой языка. Развитие слухового восприятия, познавательной активности, мыслительных операций, самостоятельности, инициативы.
Во внеурочное время младший школьник познает в игровой деятельности взаимоотношения людей в семье, школе, закрепляет полученные на уроке нормы нравственного, речевого поведения. Чтобы у учащихся сформировались стойкие умения и навыки коммуникативной деятельности в занятия включаются ролевые игры и упражнения, способствующие постепенному эмоциональному вхождению в жизнь окружающих детей и взрослых.