Программа развивающих упражнений1

Программа состоит из пяти разделов, в каждом из которых предлагаются виды деятельности учащихся, задания и дидактический материал, а также сло­варь и фразеология.

1. Развитие глазомера, умение соизмерять ширину, длину, высоту предме­тов, их форму и объем. Ориентировка в пространстве и времени. Развитие ки­нестетических, мышечно-двигательных и статических функций, тактильно-вибрационных ощущений и осязательного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие памяти (произвольная и непроизвольная память, формирование элементов логической памяти и других ее видов).

4. Развитие мышления и воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование словесно-логического мышления. Разви­тие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, класси­фикации, сериации, абстрагирования.

5. Развитие зрительного восприятия.

    ПРОГРАММА Таблица  
  Умения Виды Задания  
  и навыки деятельности и дидактический материал  
?.  
1 класс 1. Развитие глазомера 1. Определение формы окружа­ющих предметов (по образцу, самостоятельно). Распознавание Игра «На что похоже?» (на примере овощей и фруктов) Игра «Волшебный мешочек»  
  2. Соизмерять длину, ширину, предметов с помощью осязания 2. Сравнение объектов по «Дорисуй предмет» (овощи,  
  высоту предметов, определять их форму и объем различным признакам, самосто­ятельное выделение признаков фрукты) Вынуть предмет по образцу,  
  3. Ориентироваться в простран- (цвет, форма, величина, назначе­ние) 3. Ориентировка в пространстве данному учителем. «Что за предмет?» Игра «Сделай так же», «Капита-  
  стве и времени с опорой на словесную инструк­цию, самостоятельно ны»  
  4. Найти сходства и различия 4. Определение сходства и Игра «Помоги Незнайке».  
  предметов, по-разному располо- различия предметов, по-разному «Исправь ошибку» (найти  
  женных в пространстве расположенных в пространстве несоответствие в предъявлен-  
  5. Выбрать предмет по образцу, 5. Группировка объектов на ных предметах и исправить ошибку)  
  предъявленному учителем основе устной инструкции и самостоятельно    
  6. Обобщать предметы по 6. Выделение из группы одного «Дорисуй ряд»  
  определенным признакам (форма, цвет, величина) или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами    


           
    7. Выполнять операцию обрати­мости (обращения) на предмет- 7. Упражнения на формирование операции обратимости (накла- С помощью ножниц изменить фигуру. Из квадрата сделать  
    ном материале дывание на контур частей и их переворот) треугольник, из треугольника — два треугольника, из прямоуголь­ника — два треугольника и т. д. Складывание картинок, фигур, открыток из разрезных частей. Составление аппликаций из различного числа деталей (време­на года, животные, сложные игрушки и т. д.) Практическая работа: операция обратимости  
  2 класс 1. Определять назначение предмета, его форму 1. Выделение признаков предме­тов и их классификация по существенным признакам и несущественным 2. Определение равенства количества пластилина в двух шариках одинаковой формы при изменении формы одного из них 3. Определение равенства объема жидкости в сосудах Переливание жидкости в сосуды разной формы  
    2. Из проволоки сложить гео­метрическую фигуру разной формы и величины 4. Определение равенства по величине (длине) двух одинако- Изменение формы проволоки  
    3. Развитие глазомера вых проволок 5. Определение заданного предмета по величине бумажной полоски разной длины (формы) Практическая работа: измере­ние на глаз, прикладывание полоски к предмету (учебные вещи, кукольная мебель)  
з Продолжение таблицы
  4. С помощью красок получить 6. По предъявленному образцу Смешивание цветов на бумаге
  как можно большее число оттенка цвета подобрать такой  
  оттенков одного цвета же 7. Самостоятельное получение оттенка цвета с помощью красок в соответствии с предъявленным образцом  
    8. Выполнение заданий Выполнение поручений
    по устной или письменной  
    инструкции  
    9. К заданному оттенку подо-  
    брать предметы такого же  
    оттенка: светло-голубой —  
    одуванчик, василек, колоколь-  
-   чик, астра, яблоко (выбрать правильный ответ)  
  5. Ориентироваться в простран- 10. Ориентировка по плану, Игра «Каждой вещи свое место».
  стве по плану размещение предметов на плане Дорисовать рисунок по контуру и
    Ориентировка в пространстве его части (муха). Игра «Кто
    (вверху, внизу, под, над) быстрее?»
  6. Определять временной 11. Ориентировка во времени  
  промежуток при выполнении практических работ  
3 класс См. 1 и 2 класс (в 3 классе закрепить умения и навыки, приобретенные в 1 и 2 классах, но на более
  сложном дидактическом материал е)  
     


Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий
1 класс Сохранять равновесие, выпол- Упражнения на развитие Сделай так же. Закрой, открой
  нять точные движения по функции равновесия. Ходьба по глаза (по стуку* хлопкам). Игры
  подражанию, выполнять по комнате по прямой узкой доске, «Срежь предмет с закрытыми
  образцу ассиметричные движе- скамейке, по веревке, подни- глазами», «Нарисуй и слепи с
  ния, выполнять действия по маться на носки с закрытыми закрытыми глазами»
  сигналу учителя. Физминутки и глазами (страховка)  
  зарядки    
    Упражнения на выполнение Игры «Попади в цель», «Прокати
    точных движений пальцев и мяч между предметами», «Повто-
-   кисти рук (мелкая моторика) ри движения говорящего»,
  Элементы фонетической Тактомимическое подражание «Обведи буквы». Игра «Маски».
  ритмики предметам живой и неживой Одень куклу с закрытыми глаза-
    природы. Упражнения на ми. Выполнение заданий: кос-
    выполнение ассиметричных нуться правой рукой левого уха,
    движений собрать пирамидку с закрытыми глазами
2 класс Физминутки. Зарядки. Элемен- Упражнения на выполнение «Обведи слово» (рисунок),
  ты фонетической ритмики точных движений пальцев и «Попади в цель». Игра «Коман-
    кисти рук (мелкая моторика) дир». Завяжи ботинок с закрыты­ми глазами
    Тактомимическое подражание Игра «Маски»
    предметам живой и неживой  
    природы, мимический показ  
    различных эмоциональных  
    состояний (радость, грусть,  
    удивление, испуг)  
    Упражнения на выполнение Вдеть нитку в пуговицу с закры-
    ассиметричных и несимметрич- тыми глазами
    ных движений  
  Выполнять точные движения по подражанию, выполнять по образцу ассиметричные и несимметричные движения, выполнять команду-задание и заканчивать ее по сигналу учителя Физические упражнения. Ходьба по веревке, скамейке (с закрытыми глазами). Упражне-^ ния на дыхание Сделай так же. Запомни ряд движений и повтори. Нарисуй столько же кружков, сколько услышал хлопков
3 класс Выполнять точные движения по подражанию, ассиметричные и несимметричные движения, выполнять действия по сигналу учителя, сохранять равновесие. Физминутки, зарядки, элементы фонетической ритмики Физические упражнения. Танцевальные движения. Упражнения на развитие функций равновесия Упражнения на развитие моторики кисти рук, пальцев, на выполнение ассиметричных и несимметричных движений, на мимический показ различ­ных эмоциональных состояний Сделай так же. Повтори движения Сделай так же. Придумай движе­ние и покажи. Игра «Маски». Отхлопай ритм
Развитие тактильно-вибрационных ощущений
1 класс Определять источник звука с помощью вибрации, предмет с помощью осязания (с закрыты­ми глазами за ширмой) Определение с помощью вибрации источника звука, определение и выбор предмета с помощью осязания (предметы и контур предмета из картона), счет предметов с помощью осязания «Волшебный мешочек», игра с ширмой «Узнай, кто это?» (узнать товарища) «Собери пирамидку с закрытыми глазами» (за ширмой)
2 класс (см. 1 класс) Давать характеристики предме­та с закрытыми глазами С помощью осязания дать характеристики предмета (гладкий, пушистый, холодный, теплый и т. д.)  
см. 1 и 2 класс Определять с помощью осяза­ния ткань, крупу и т. д. и соотносить с видимым (тканью, крупой) С помощью осязания опреде­лить, какая ткань, крупа  
Развитие внимания и наблюдательности при восприятии различного материала
1 класс Анализировать содержание картины, выделять в ней объек­ты Определение по картинкам, что не нарисовал художник (с по­мощью учителя, самостоятель­но). Выделение в картинках замаскированных деталей и предметов самостоятельно Дорисовать недостающие детали. Найти ошибку у художника. Игры «Что спрятал художник?», «Найди отличия» (на двух кар­тинках)
2 класс Устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале Проведение линий через лабиринты различной степени сложности с помощью проведе­ния указкой по бумаге, над бумагой, только прослеживая направления взглядом Выделение нужного предмета в ряду других предметов (контур­ный рисунок). Выделение из шума замаскированных слов, букв. Назвать в классе предметы, начинающиеся с буквы с. Запом­ни, повтори,назови
3 класс См. 1 и 2 класс Закрепить знания и умения, навыки, приобретенные в 1 и 2 классах, но на более сложном дидактическом материале  
Развитие памяти
1 класс Формирование умения запоми­нания, воспроизведения учеб­ного материала Запоминание и воспроизведе­ние наглядного и словесного материала Запоминание картинок (10-15) с последующим называнием. Воспроизведение названий предметов, изображений, предъявленных для запоминания Игра на увеличение объема па­мяти «Запомни предыдущее слово, воспроизведи и назови свое сло­во» (овощи, фрукты, животные и т. д.) Запомнить предъявленные пред­меты и назвать их г
2 класс Формирование умения запоми­нания, воспроизведения учеб­ного материала Зарисовка картинок к предъяв­ленным словам с последующим воспроизведением этих слов (предметные и сюжетные картинки) Называние предметов и объек­тов по показанной, а потом по закрытой картинке Игра «Шары слов» (запоминание и воспроизведение слов с логичес­кой и без логической связи) Запомнить, в каком порядке расположены предметы и сколько их
3 класс см. 1 и 2 класс Запоминание и воспроизведе­ние наглядного и словесного материала (20-30 слов, карти­нок). Называние предметов и объектов по показанной, а потом по закрытой картинке Усложнение заданий и дидакти­ческого материала
Развитие мышления и воображения
1 класс Работать с деформированными предложениями и текстами, составлять предложения с заданным количеством слов (с опорой на картинку, без нее, с помощью учителя и самостоя­тельно) Составить рассказ по серии картинок, по одной картинке Перенести свои знания с одного вида деятельности на другой Игры с мозаикой
2 класс Переносить свои знания с одного вида деятельности на другой, обобщать предметы по существенным признакам и по несущественным, составлять рассказ по началу и концу, придумывать окончание пред­ложений, текстов   Решение логических задач: состав­лять из геометрических фигур другие фигуры, составлять фигуры из разрезных картинок, отгадыва­ние кроссвордов
3 класс Переносить свои знания с одного вида деятельности на другой Оперировать образами предме­тов, конструировать из частей целое и выделять из целого части, найти «заменители» реальных предметов, составить рассказ по серии картинок, устанавливать логические связи на наглядном и словесном материале, пользоваться слова­ми разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал Задания на логические умозаклю­чения, работа с серией картинок с развивающимся сюжетом, напри­мер: дорисуй картинку по «линии»

Приложение 2

ПРОГРАММА УПРАЖНЕНИЙ

Наши рекомендации