Программа развивающих упражнений1
Программа состоит из пяти разделов, в каждом из которых предлагаются виды деятельности учащихся, задания и дидактический материал, а также словарь и фразеология.
1. Развитие глазомера, умение соизмерять ширину, длину, высоту предметов, их форму и объем. Ориентировка в пространстве и времени. Развитие кинестетических, мышечно-двигательных и статических функций, тактильно-вибрационных ощущений и осязательного восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Развитие памяти (произвольная и непроизвольная память, формирование элементов логической памяти и других ее видов).
4. Развитие мышления и воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование словесно-логического мышления. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, сериации, абстрагирования.
5. Развитие зрительного восприятия.
ПРОГРАММА | Таблица | |||
Умения | Виды | Задания | ||
и навыки | деятельности | и дидактический материал | ||
?. | ||||
1 класс | 1. Развитие глазомера | 1. Определение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятельно). Распознавание | Игра «На что похоже?» (на примере овощей и фруктов) Игра «Волшебный мешочек» | |
2. Соизмерять длину, ширину, | предметов с помощью осязания 2. Сравнение объектов по | «Дорисуй предмет» (овощи, | ||
высоту предметов, определять их форму и объем | различным признакам, самостоятельное выделение признаков | фрукты) Вынуть предмет по образцу, | ||
3. Ориентироваться в простран- | (цвет, форма, величина, назначение) 3. Ориентировка в пространстве | данному учителем. «Что за предмет?» Игра «Сделай так же», «Капита- | ||
стве и времени | с опорой на словесную инструкцию, самостоятельно | ны» | ||
4. Найти сходства и различия | 4. Определение сходства и | Игра «Помоги Незнайке». | ||
предметов, по-разному располо- | различия предметов, по-разному | «Исправь ошибку» (найти | ||
женных в пространстве | расположенных в пространстве | несоответствие в предъявлен- | ||
5. Выбрать предмет по образцу, | 5. Группировка объектов на | ных предметах и исправить ошибку) | ||
предъявленному учителем | основе устной инструкции и самостоятельно | |||
6. Обобщать предметы по | 6. Выделение из группы одного | «Дорисуй ряд» | ||
определенным признакам (форма, цвет, величина) | или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами |
7. Выполнять операцию обратимости (обращения) на предмет- | 7. Упражнения на формирование операции обратимости (накла- | С помощью ножниц изменить фигуру. Из квадрата сделать | |||
ном материале | дывание на контур частей и их переворот) | треугольник, из треугольника — два треугольника, из прямоугольника — два треугольника и т. д. Складывание картинок, фигур, открыток из разрезных частей. Составление аппликаций из различного числа деталей (времена года, животные, сложные игрушки и т. д.) Практическая работа: операция обратимости | |||
2 класс | 1. Определять назначение предмета, его форму | 1. Выделение признаков предметов и их классификация по существенным признакам и несущественным 2. Определение равенства количества пластилина в двух шариках одинаковой формы при изменении формы одного из них 3. Определение равенства объема жидкости в сосудах | Переливание жидкости в сосуды разной формы | ||
2. Из проволоки сложить геометрическую фигуру | разной формы и величины 4. Определение равенства по величине (длине) двух одинако- | Изменение формы проволоки | |||
3. Развитие глазомера | вых проволок 5. Определение заданного предмета по величине бумажной полоски разной длины (формы) | Практическая работа: измерение на глаз, прикладывание полоски к предмету (учебные вещи, кукольная мебель) |
з | Продолжение таблицы | ||
4. С помощью красок получить | 6. По предъявленному образцу | Смешивание цветов на бумаге | |
как можно большее число | оттенка цвета подобрать такой | ||
оттенков одного цвета | же 7. Самостоятельное получение оттенка цвета с помощью красок в соответствии с предъявленным образцом | ||
8. Выполнение заданий | Выполнение поручений | ||
по устной или письменной | |||
инструкции | |||
9. К заданному оттенку подо- | |||
брать предметы такого же | |||
оттенка: светло-голубой — | |||
одуванчик, василек, колоколь- | |||
- | чик, астра, яблоко (выбрать правильный ответ) | ||
5. Ориентироваться в простран- | 10. Ориентировка по плану, | Игра «Каждой вещи свое место». | |
стве по плану | размещение предметов на плане | Дорисовать рисунок по контуру и | |
Ориентировка в пространстве | его части (муха). Игра «Кто | ||
(вверху, внизу, под, над) | быстрее?» | ||
6. Определять временной | 11. Ориентировка во времени | ||
промежуток | при выполнении практических работ | ||
3 класс | См. 1 и 2 класс (в 3 классе закрепить умения и навыки, приобретенные в 1 и 2 классах, но на более | ||
сложном дидактическом материал | е) | ||
— |
Развитие кинестетических и статических ощущений и восприятий | |||
1 класс | Сохранять равновесие, выпол- | Упражнения на развитие | Сделай так же. Закрой, открой |
нять точные движения по | функции равновесия. Ходьба по | глаза (по стуку* хлопкам). Игры | |
подражанию, выполнять по | комнате по прямой узкой доске, | «Срежь предмет с закрытыми | |
образцу ассиметричные движе- | скамейке, по веревке, подни- | глазами», «Нарисуй и слепи с | |
ния, выполнять действия по | маться на носки с закрытыми | закрытыми глазами» | |
сигналу учителя. Физминутки и | глазами (страховка) | ||
зарядки | |||
Упражнения на выполнение | Игры «Попади в цель», «Прокати | ||
точных движений пальцев и | мяч между предметами», «Повто- | ||
- | кисти рук (мелкая моторика) | ри движения говорящего», | |
Элементы фонетической | Тактомимическое подражание | «Обведи буквы». Игра «Маски». | |
ритмики | предметам живой и неживой | Одень куклу с закрытыми глаза- | |
природы. Упражнения на | ми. Выполнение заданий: кос- | ||
выполнение ассиметричных | нуться правой рукой левого уха, | ||
движений | собрать пирамидку с закрытыми глазами | ||
2 класс | Физминутки. Зарядки. Элемен- | Упражнения на выполнение | «Обведи слово» (рисунок), |
ты фонетической ритмики | точных движений пальцев и | «Попади в цель». Игра «Коман- | |
кисти рук (мелкая моторика) | дир». Завяжи ботинок с закрытыми глазами | ||
Тактомимическое подражание | Игра «Маски» | ||
предметам живой и неживой | |||
природы, мимический показ | |||
различных эмоциональных | |||
состояний (радость, грусть, | |||
удивление, испуг) | |||
Упражнения на выполнение | Вдеть нитку в пуговицу с закры- | ||
ассиметричных и несимметрич- | тыми глазами | ||
ных движений |
Выполнять точные движения по подражанию, выполнять по образцу ассиметричные и несимметричные движения, выполнять команду-задание и заканчивать ее по сигналу учителя | Физические упражнения. Ходьба по веревке, скамейке (с закрытыми глазами). Упражне-^ ния на дыхание | Сделай так же. Запомни ряд движений и повтори. Нарисуй столько же кружков, сколько услышал хлопков | |
3 класс | Выполнять точные движения по подражанию, ассиметричные и несимметричные движения, выполнять действия по сигналу учителя, сохранять равновесие. Физминутки, зарядки, элементы фонетической ритмики | Физические упражнения. Танцевальные движения. Упражнения на развитие функций равновесия Упражнения на развитие моторики кисти рук, пальцев, на выполнение ассиметричных и несимметричных движений, на мимический показ различных эмоциональных состояний | Сделай так же. Повтори движения Сделай так же. Придумай движение и покажи. Игра «Маски». Отхлопай ритм |
Развитие тактильно-вибрационных ощущений | |||
1 класс | Определять источник звука с помощью вибрации, предмет с помощью осязания (с закрытыми глазами за ширмой) | Определение с помощью вибрации источника звука, определение и выбор предмета с помощью осязания (предметы и контур предмета из картона), счет предметов с помощью осязания | «Волшебный мешочек», игра с ширмой «Узнай, кто это?» (узнать товарища) «Собери пирамидку с закрытыми глазами» (за ширмой) |
2 класс (см. 1 класс) | Давать характеристики предмета с закрытыми глазами | С помощью осязания дать характеристики предмета (гладкий, пушистый, холодный, теплый и т. д.) | |
см. 1 и 2 класс | Определять с помощью осязания ткань, крупу и т. д. и соотносить с видимым (тканью, крупой) | С помощью осязания определить, какая ткань, крупа | |
Развитие внимания и наблюдательности при восприятии различного материала | |||
1 класс | Анализировать содержание картины, выделять в ней объекты | Определение по картинкам, что не нарисовал художник (с помощью учителя, самостоятельно). Выделение в картинках замаскированных деталей и предметов самостоятельно | Дорисовать недостающие детали. Найти ошибку у художника. Игры «Что спрятал художник?», «Найди отличия» (на двух картинках) |
2 класс | Устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале | Проведение линий через лабиринты различной степени сложности с помощью проведения указкой по бумаге, над бумагой, только прослеживая направления взглядом | Выделение нужного предмета в ряду других предметов (контурный рисунок). Выделение из шума замаскированных слов, букв. Назвать в классе предметы, начинающиеся с буквы с. Запомни, повтори,назови |
3 класс | См. 1 и 2 класс | Закрепить знания и умения, навыки, приобретенные в 1 и 2 классах, но на более сложном дидактическом материале |
Развитие памяти | |||
1 класс | Формирование умения запоминания, воспроизведения учебного материала | Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала Запоминание картинок (10-15) с последующим называнием. Воспроизведение названий предметов, изображений, предъявленных для запоминания | Игра на увеличение объема памяти «Запомни предыдущее слово, воспроизведи и назови свое слово» (овощи, фрукты, животные и т. д.) Запомнить предъявленные предметы и назвать их г |
2 класс | Формирование умения запоминания, воспроизведения учебного материала | Зарисовка картинок к предъявленным словам с последующим воспроизведением этих слов (предметные и сюжетные картинки) Называние предметов и объектов по показанной, а потом по закрытой картинке | Игра «Шары слов» (запоминание и воспроизведение слов с логической и без логической связи) Запомнить, в каком порядке расположены предметы и сколько их |
3 класс | см. 1 и 2 класс | Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала (20-30 слов, картинок). Называние предметов и объектов по показанной, а потом по закрытой картинке | Усложнение заданий и дидактического материала |
Развитие мышления и воображения | |||
1 класс | Работать с деформированными предложениями и текстами, составлять предложения с заданным количеством слов (с опорой на картинку, без нее, с помощью учителя и самостоятельно) | Составить рассказ по серии картинок, по одной картинке Перенести свои знания с одного вида деятельности на другой | Игры с мозаикой |
2 класс | Переносить свои знания с одного вида деятельности на другой, обобщать предметы по существенным признакам и по несущественным, составлять рассказ по началу и концу, придумывать окончание предложений, текстов | Решение логических задач: составлять из геометрических фигур другие фигуры, составлять фигуры из разрезных картинок, отгадывание кроссвордов | |
3 класс | Переносить свои знания с одного вида деятельности на другой | Оперировать образами предметов, конструировать из частей целое и выделять из целого части, найти «заменители» реальных предметов, составить рассказ по серии картинок, устанавливать логические связи на наглядном и словесном материале, пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал | Задания на логические умозаключения, работа с серией картинок с развивающимся сюжетом, например: дорисуй картинку по «линии» |
Приложение 2
ПРОГРАММА УПРАЖНЕНИЙ