IV. Упражнения для развития слухового восприятия

Включают в себя восприятие речи, неречевых звучаний (голоса птиц, шумы природы, шум транспорта), музыки, песен и др.

Первый класс: 1) восприятие слов: повтори слово, отхлопай, отстучи, сыг­рай его ритм; используются бубен, барабан, дудочка, треола, маракасы; 2) раз­личение неречевых звучаний: стук дятла, крик кукушки, вороны; 3) различение музыкальных мелодий (марш, вальс, полька), сопровождение движениями.

Второй класс: 1) определение лишнего слова: кошка волк тарелка

корова кошка книга

береза лиса тетради

лошадь медведь карандаш 2) угадывание песен из мультфильмов («Антошка», «Кузнечик», «Чебу­рашка»). Учащиеся называют песню и кто ее исполняет (хор, солист, хор и Третий класс: 1) восприятие и воспроизведение слов, отличающихся од­ним звуком: горка — корка, мишка — миска, точка — дочка — бочка — почка; 2) угадывание русских народных песен («Как на тоненький ледок», «Во поле береза стояла», «На горе-то калина»); 3) восприятие и воспроизведение фраз с заданным логическим ударением: Завтра мы будем писать рассказ. Завтра мы будем писать рассказ. Завтра мы будем писать рассказ. Завтра мы будем писать рассказ; 4) симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»; определен ние темы птички, утки, кошки, Пети, охотника, Волка и название музыкально-, го инструмента (флейта, гобой и т. д.).

В слуховом кабинете имеется большой выбор записей речи и музыки, кото­рые используются на фронтальных уроках в слуховом кабинете, на уроках чте­ния, развития речи и литературы учителями классов и воспитателями на вне­классных занятиях. Это фонохрестоматия по музыке (1-5), по литературе (1-9), театральные шумы (шум дождя, ветра, моря и т. д.), шумы городского транспорта, песни детских композиторов, фрагменты из балетов, много запи­сей инсценировок народных, литературных и музыкальных сказок. Поэтому предъявляемый на внеклассном занятии материал хорошо знаком детям.

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

1. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз — наклон И два — наклон, Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

(Соответствующие движения.)

2. Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладоши Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей!

По коленочкам ударим — Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились.

(Соответствующие движения.)

3. Губы дружно округляем, Руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперед, И руки вперед.

(Соответствующие движения.)

Две сестрицы, две руки — Левая и правая

(Показ рук поочередно.) Рубят, строят, роют,

(Показывают.) Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют.

(Имитация движений.)

Две сестрицы, две руки — Левая и правая

(Поочередно показать.)

Воду моря и реки загребают, плавая.

Выполнение плавательных движений.)

4. Раз, два, три, четыре — Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре — Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире — Раз, два, три, четыре. Наклониться — три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

(Соответствующие движения.)

5. Раз — согнуться, разогнуться, Два — нагнуться, потянуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре — руки шире, Пять, шесть — тихо сесть.

(Соответствующие движения.)

Семь, восемь — лень отбросим.

(Встать в исходное положение.)

6. Раз, два, три, четыре, пять! Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Прыжки на двух ногах.)

Вот помощники мои. Их как хочешь поверни: Так и эдак, эдак, так — Не обидятся никак.

(Дети показывают руки, поворачивая ладони поочередно вверх и вниз.)

7. На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два».

(Соответствующие движения.)

8. Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места: Раз — присели, два — привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали — Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч.

(Соответствующие движения.)

9. Конь меня в дорогу ждет, Бьет копытом у ворот, На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой. Быстро на седло вскочу.

Не поеду — полечу. Цок, цок, цок, цок, Цок, цок, цок, цок. Там, за дальнею рекой Помашу тебе рукой. (2 раза)

(И. п. стоя. Руки за спиной сцеплены в замок; ритмичные поочередные под­нимания согнутых в колене ног; покачивания головой; подскоки на месте, руки полусогнуты в локтях перед собой.)

10. Зайцы скачут: Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок Приседают, слушают: Не идет ли волк. Раз — согнуться, разогнуться. Два — нагнуться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

(Соответствующие движения.)

Список литературы

1. Власова Т.А. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика / Под ред. Н.Ф. Слезиной. М, 1989.

2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1979.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1991.

4. Коррещионная направленность обучения и воспитание слабослышащих / Под ред. Л.А. Аслановой, О.А. Красильниковой. СПб., 1997.

5. Коррекция развития детей с нарушениями слуха / Под ред. Г.А. Киреевой и др. СПб., 1999.

6. ЛевеАрмин. Развитие слуха в игре. М., 1992.

7. Пономарева З.А. Коррекционная направленность занятий в условиях группы про­дленного дня // Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. СПб., 1992.

8. РауФ.Ф., Слезима Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. М., 1980.

9. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978. 10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

Тема 5.3. Использование развивающих упражнений в игровой деятельности

Развивающее воспитание определяется в сурдопедагогике как система развития психоречевой, мыслительной деятельности школьников, их познавательной активности. На внеклассных занятиях и в игровой деятельнос ти во внеурочное время используются разные развивающие упражнения. В про грамму обучения в 1-3-х классах в некоторых школах входят уроки развития. В авторской программе Л.П. Назаровой (2001) приведены развивающие упражне ния, используемые в процессе развития слухового восприятия учащихся с недо статками слуха. Под редакцией И.А. Михаленковой (2003) издано пособие, вклю­чающее упражнения по развитию и коррекции сенсорных и интеллектуальных способностей младших школьников с нарушением слуха. На внеклассных заня­тиях и в играх во внеклассное время можно использовать упражнения по разви­тию психических свойств учащихся, опираясь на пособия для родителей и педа­гогов Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басова (1995), А.Э. Симановского (1996), Л.В. Че-ремошкина (1996). Может быть использован практический материал пособия С.Д. Забрамной для психолого-педагогического обследования детей (1981).

Развивающие упражнения проводятся на наглядном красочном материале с учетом общих указаний и методических рекомендаций к их проведению в условиях свободной игры. При этом воспитатель, руководствуясь рекоменда­циями, может использовать различный игровой материал, специально подо­бранные игрушки: пирамиды, матрешки, разноцветные палочки, брусочки, раз­личные лото с изображением предметов, муляжи предметов, предметные и сю­жетные картинки, серии картин и др. Развивающие упражнения на внеклассных занятиях включают следующие содержательные направления.

1. Развитие восприятия. У младших школьников с нарушениями слуха на­блюдается недостаточная активность, целенаправленность и недифференциро-ванность восприятия из-за речевого недоразвития всех компонентов речи, нару­шения фонетической, лексической, грамматической ее сторон. Не у всех школь­ников, особенно 1-2-х классов, сформировано дифференцированное восприятие цвета, формы предметов, пространственных отношений. Возникают трудности при соизмерении ширины, длины, высоты и объема предметов. Отмечаются осо­бенности в ориентировке в пространстве и во времени. Школьникам предлага­ются следующие игры: «Волшебная шкатулка»; «На что похоже?»; «Соотно­шение цвета и предмета»; «Соотношение предмета и его формы или величины» и др. Детям предлагается таблица с изображением контура фруктов, овощей. Необходимо назвать их цвета или оттенки. Далее закрасить предметы карандашами или красками. Игра «Дорисуй правильно, чего нет»: предлагается на кар­тинке дом без крыши, или кошка без лапы, или незаконченные контуры изобра­жений бабочки и др. Ребенок должен дорисовать предметы («Дорисуй дом»). Развивается способность к целостному восприятии формы предметов.

2. Развитие осязательных ощущений для знакомства глухих с окружаю­щими предметами. Они влияют на процесс формирования и восприятия уст­ной речи и развитие слухозрительнотактильных ощущений при тяжелой сте­пени потери слуха. Воспитанникам 1-2-х классов на занятии предлагаются игры для определения на ощупь разных предметов или их муляжей по темам «Игрушки», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты» и т. д. Например, проводя игру «Волшебный мешочек» или «Вол­шебная шкатулка», дается задание «Что нашел?» или «Назови предмет», «Выбери огурец» и т. д. Постепенно во 2-м классе задания усложняются. Предмет ребенок находит на ощупь, называет его и определяет цвет, форму, вкус, если эти понятия и ощущение сформировались.

3. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия. Младшие школьники иногда с трудом переключают внимание с одного объекта на дру­гой. Отмечаются у некоторых трудности при необходимости распределения внимания между несколькими объектами. Отрицательно влияет на развитие внимания повышенная утомляемость. Предлагаются упражнения на определе­ние непроизвольного внимания. Школьникам предъявляют две картинки. На­пример, на одной у девочки в руках кукла, около девочки мяч. На другой все то же, но нет мяча. Предлагается посмотреть на картинки. Воспитатель быстро их переворачивает и задает вопросы: Что отсутствует на одной картинке? Что забыл нарисовать художник на другой картинке?

4. Развитие наблюдательности, зрительного внимания, способности запоми­нать материал, концентрировать внимание на нескольких объектах. Постепен­но предлагаются более сложные по содержанию картинки, отличающиеся цве­том, формой, отсутствием одного или нескольких предметов или их деталей на одной из картин и т. п. Картинки с небольшими одинаковыми сюжетами, но с некоторыми отличиями могут предъявляться одновременно или поочередно. Задается вопрос: Чем отличаются картинки? Такие упражнения развивают па­мять, учат переключать внимание.

5. Развитие восприятия пространственных отношений. У некоторых отме­чаются трудности формирования зрительных образов букв, цифр. Предлагает­ся упражнение для развития пространственных представлений. На картине 5 разных предметов. Они расположены: вверху слева, вверху справа, посередине, внизу слева, внизу справа. Задания: назвать, что художник нарисовал на карти­не (для проверки знания детьми слов). Далее предлагаются вопросы: Что нари­совано вверху? Что нарисовано внизу, посередине? Затем более сложные вопро­сы: Что нарисовано вверху слева? Что изображено внизу справа?

На внеклассных занятиях проводятся занятия по развитию фонетической рит­мики, чаще в начале занятия, т. е. используются упражнения на развитие произ­ношения звуков речи в сочетании с сопровождающими движениями рук с целью . подготовки органов речи к активной речевой деятельности на самоподготовке, в речевых играх или на занятиях внеклассным чтением и др. Например: произне- | сение звука а — разведение рук в стороны, звука о — поднятие рук вверх, звука ; у — движение ладонями вперед от губ, звука и — спиралеобразные движения указательных пальцев рук вверх.

Для развития мелкой моторики и после выполнения письменных работ или занятий изобразительной деятельностью во внеурочное время проводится гим­настика для пальцев рук (в основном на занятиях ручной деятельностью) (прило­жение 2). Гимнастика для глаз снимает утомление после чтения, рисования и т. д. Упражнения включают: вращение глаз направо — налево; вниз — вверх; откры­вание — закрывание; круговые движения глаз направо — налево. Проводятся упражнения постепенно, по 3-4 раза. Количество упражнений увеличивается.

Методические положения развивающих занятий:

• усиление их развивающей и коррекционной роли за счет реализации на каждом занятии коррекционно-развивающих задач, включения упражне­ний по развитию подражания, внимания, памяти, развития мыслитель­ных операций;

• использование разных форм продуктивного ролевого сотрудничества и общения воспитанников;

• введение в структуру занятий разных форм организации работы над про­изношением и развитием речи: организация беседы к началу занятия, про­ведение фонетической зарядки, упражнений из программы фонетичес­кой ритмики;

• физкультурная пауза на занятиях в сочетании с проговариванием речево­го материала стихотворений, скороговорок, загадок.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Как определяется в сурдопедагогике развивающая направленность воспитания и обучения?

2. Раскройте цели, дайте характеристику содержания развивающих упражнений, определите особенности использования наглядного, игрового материала на внеклассных занятиях (приложение 1).

3. Назовите факторы, способствующие развитию психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, формированию понятий в процессе применения раз­вивающих упражнений и игровой деятельности.

4. Разработайте конспект дидактической игры, направленной на развитие психи­ческих процессов и познавательных способностей учащихся 1-2-х классов с нару­шенным слухом. Для этого определите цель, вид и тему дидактической игры: а) игры с предметами («Чудесная шкатулка», «Что пропало?», «Рыболов» и т. д.); б) настольно-печатные игры («Лото», «Мозаика», «Лабиринт» и др.); в) словесные игры («Что нари­совано», «Угадай, кто (что) это?» и т. п.); раскройте дидактические задачи, игровые правила; подберите наглядно-дидактический материал, приемы формирования у де­тей понятий, представлений, интереса, положительного эмоционального отношения к игре (подбор иллюстративного материала, выполнение заданий практического харак­тер, проведение наблюдений и т. д.); подготовьте описание игры, обобщающие вопро­сы, приемы усвоения нового словаря понятий и ведения диалога.

5. Самостоятельно потренируйтесь в проведении упражнений для развития мел­кой моторики и активизации произносительной стороны устной речи (приложение 2).

6. Проведите в период педагогической практики на внеклассных занятиях в шко­ле упражнения для снятия усталости и развития мелкой моторики рук воспитанников (см. приложение 2).

7. Подберите наглядный материал: картинки (предметные, сюжетные картинки, серии картинок), игровые предметы для развивающих упражнений.

8. На практических занятиях студентов в школе проведите с воспитанниками раз­вивающие игры и упражнения, используйте материалы данной темы и программу раз­вивающих упражнений (приложение 1).

Приложение 1

Наши рекомендации