Производительный труд учащихся

При всей значимости общественно полезного труда на первое место следу­ет все же поставить труд производительный, являющийся основой жизни че­ловеческого общества. Одним из важнейших факторов организации произво­дительного труда школьников с нарушением слуха является органическое един­ство умственного и физического труда в процессе становления личности. Не может и не должно быть никакого противопоставления этих двух видов трудо­вой деятельности, весьма условно разделяемых в педагогической теории и прак­тике. Нередко за их условным разделением следует и абсолютизация одного из этих видов, игнорирование другого, непонимание их взаимосвязи. Очевидно, что производительный труд требует широкого социально-общественного, нрав­ственного, интеллектуального диапазона развития.

Жизнь и практика убедительно подтверждают высокую эффективность про­изводительного труда в формировании личности школьника с отклонениями в развитии. Именно в нем неслышащий воспитанник получает адекватные пред­ставления о внешкольной жизни, быте людей, окружающей среде. Исключи­тельное значение имеет и педагогическая ориентация всей системы произво­дительного труда учащихся на трудовое самовоспитание.

При организации производительного труда следует учитывать, во-первых, чтобы он был подчинен учебно-воспитательным задачам школы, во-вторых, чтобы труд теоретически осмысливался, в-третьих — был направлен на овладение об­щими трудовыми навыками. Данное обстоятельство обязывает школу искать связи производительного труда с учебными программами, с планами учебно-воспита­тельной работы, определять особенности влияния труда на их выполнение.

В трудовом воспитании большое значение имеют мотивы, по которым школь­ники включаются в трудовые процессы. «Подлинная любовь к труду, — писал В.А. Сухомлинский, — воспитывается благодаря осознанию ребенком созида­тельной роли своих усилий, осознанию общественной значимости труда». В связи с этим возникает вопрос: какой труд учащихся в полном смысле этого ' слова можно считать производительным? На наш взгляд, производительный труд — это социально значимый труд по выполнению конкретного задания, организованный по научно обоснованной технологии и оплачиваемый в соот­ветствии с государственными нормами и расценками. Его продукт включается в систему общественно-экономических отношений.

Организационные формы производительного труда учащихся с нарушени­ем слуха весьма разнообразны. Условно можно выделить три основные: фрон­тальную, звеньевую (бригадную) и индивидуальную, что зависит от характера труда, его педагогической цели, материальной базы и возраста школьников.

Фронтальная форма обычно используется в тех случаях, когда выполняются несложные и единообразные трудовые операции, изготавливаются изделия с небольшим числом технологических переходов. Звеньевая форма производитель­ного труда предпочтительнее при изготовлении сложных объектов, работа над которыми предусматривает комплекс самостоятельных операций. Индивидуаль­ная форма предполагает выполнение учащимся полного цикла операций, закан­чивающегося изготовлением или сборкой готового сложного изделия.

В зависимости от местных условий производительный труд школьников организуется на базе межшкольных УПК, промышленных предприятий, учеб­ных цехов, учебно-производственных мастерских, школьных производств.

При выборе видов производительного труда воспитанников с нарушением слуха необходимо руководствоваться следующими принципами:

• продукция, изготовляемая детьми, должна составлять часть производ­ственного плана предприятия (цеха, мастерской);

• процесс трудовой деятельности учащихся должен быть насыщен элемен­тами творчества, рационализации и изобретательства (хотя бы на элемен­тарном уровне);

• процесс производительного труда не может быть однообразным и утоми­тельным, отрицательно влиять на работоспособность и здоровье детей; он должен вызывать у школьников чувство радости и гордости;

• результаты труда детей необходимо своевременно учитывать, стимули­руя их как материально, так и морально.

Режим производительного труда неслышащих школьников должен подчи­няться нормам общего режима и распорядка жизни воспитанников и, прежде всего, учебной деятельности. Данное положение вносит существенные кор­рективы в организацию социально значимых трудовых дел учащихся. Кроме того, осуществляя производительный труд, следует соблюдать не только обыч­ные для данного вида труда правила техники безопасности, санитарии и гиги­ены, но и дополнительные правила, обусловленные слуховой недостаточнос­тью учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями (особое внимание к освещенности рабочих мест, использованию вентиляции, электро­оборудования, механизированного инструмента и т. д.).

Производительный труд школьников специальных (коррекционных) учреж­дений I и II видов должен способствовать их физическому развитию, иметь политехническое содержание и эстетическое оформление. С этой точки зрения малополезны такие виды труда, как картонажный, труд по производству предметов галантереи (с однообразными мелкими движениями при сборке или с работой на штамповочных станках), сборка мелких механизмов (например, штепсельных вилок, розеток, разъемов, выключателей).

Наиболее целесообразны и полезны работы с древесиной, по изготовлению детских игрушек, детских строительных наборов, конструкторов, садово-ого­родных и хозяйственно-бытовых принадлежностей, швейных изделий.

Чем менее серийно, менее автоматизированно производство той или иной вещи, чем больше работа связана с ручным физическим трудом (например, сборка мебели, выполнение слесарно-монтажных, жестяницких работ и т. д.), тем полезнее это для глухих и слабослышащих, для их общего и физического развития. В целях расширения политехнического кругозора воспитанников могут быть организованы различные ремонтные работы по восстановлению электробытовых приборов, мебели, металлоизделий, спортивного инвентаря. Как правило, такие работы отличаются разнообразием, содержат множество ,' ручных операций, требуют привлечения общеобразовательных и специальных 1 знаний, трудовых умений и навыков. 1

К сожалению, школьники с нарушением слуха крайне редко привлекаются к сельскохозяйственному труду, который имеет целый ряд преимуществ перед промышленным трудом. Данное обстоятельство связано с тем, что большин­ство коррекционных общеобразовательных учреждений I и II видов располо­жено в крупных городах, в промышленных регионах.

Наши рекомендации