Производительный труд учащихся
При всей значимости общественно полезного труда на первое место следует все же поставить труд производительный, являющийся основой жизни человеческого общества. Одним из важнейших факторов организации производительного труда школьников с нарушением слуха является органическое единство умственного и физического труда в процессе становления личности. Не может и не должно быть никакого противопоставления этих двух видов трудовой деятельности, весьма условно разделяемых в педагогической теории и практике. Нередко за их условным разделением следует и абсолютизация одного из этих видов, игнорирование другого, непонимание их взаимосвязи. Очевидно, что производительный труд требует широкого социально-общественного, нравственного, интеллектуального диапазона развития.
Жизнь и практика убедительно подтверждают высокую эффективность производительного труда в формировании личности школьника с отклонениями в развитии. Именно в нем неслышащий воспитанник получает адекватные представления о внешкольной жизни, быте людей, окружающей среде. Исключительное значение имеет и педагогическая ориентация всей системы производительного труда учащихся на трудовое самовоспитание.
При организации производительного труда следует учитывать, во-первых, чтобы он был подчинен учебно-воспитательным задачам школы, во-вторых, чтобы труд теоретически осмысливался, в-третьих — был направлен на овладение общими трудовыми навыками. Данное обстоятельство обязывает школу искать связи производительного труда с учебными программами, с планами учебно-воспитательной работы, определять особенности влияния труда на их выполнение.
В трудовом воспитании большое значение имеют мотивы, по которым школьники включаются в трудовые процессы. «Подлинная любовь к труду, — писал В.А. Сухомлинский, — воспитывается благодаря осознанию ребенком созидательной роли своих усилий, осознанию общественной значимости труда». В связи с этим возникает вопрос: какой труд учащихся в полном смысле этого ' слова можно считать производительным? На наш взгляд, производительный труд — это социально значимый труд по выполнению конкретного задания, организованный по научно обоснованной технологии и оплачиваемый в соответствии с государственными нормами и расценками. Его продукт включается в систему общественно-экономических отношений.
Организационные формы производительного труда учащихся с нарушением слуха весьма разнообразны. Условно можно выделить три основные: фронтальную, звеньевую (бригадную) и индивидуальную, что зависит от характера труда, его педагогической цели, материальной базы и возраста школьников.
Фронтальная форма обычно используется в тех случаях, когда выполняются несложные и единообразные трудовые операции, изготавливаются изделия с небольшим числом технологических переходов. Звеньевая форма производительного труда предпочтительнее при изготовлении сложных объектов, работа над которыми предусматривает комплекс самостоятельных операций. Индивидуальная форма предполагает выполнение учащимся полного цикла операций, заканчивающегося изготовлением или сборкой готового сложного изделия.
В зависимости от местных условий производительный труд школьников организуется на базе межшкольных УПК, промышленных предприятий, учебных цехов, учебно-производственных мастерских, школьных производств.
При выборе видов производительного труда воспитанников с нарушением слуха необходимо руководствоваться следующими принципами:
• продукция, изготовляемая детьми, должна составлять часть производственного плана предприятия (цеха, мастерской);
• процесс трудовой деятельности учащихся должен быть насыщен элементами творчества, рационализации и изобретательства (хотя бы на элементарном уровне);
• процесс производительного труда не может быть однообразным и утомительным, отрицательно влиять на работоспособность и здоровье детей; он должен вызывать у школьников чувство радости и гордости;
• результаты труда детей необходимо своевременно учитывать, стимулируя их как материально, так и морально.
Режим производительного труда неслышащих школьников должен подчиняться нормам общего режима и распорядка жизни воспитанников и, прежде всего, учебной деятельности. Данное положение вносит существенные коррективы в организацию социально значимых трудовых дел учащихся. Кроме того, осуществляя производительный труд, следует соблюдать не только обычные для данного вида труда правила техники безопасности, санитарии и гигиены, но и дополнительные правила, обусловленные слуховой недостаточностью учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями (особое внимание к освещенности рабочих мест, использованию вентиляции, электрооборудования, механизированного инструмента и т. д.).
Производительный труд школьников специальных (коррекционных) учреждений I и II видов должен способствовать их физическому развитию, иметь политехническое содержание и эстетическое оформление. С этой точки зрения малополезны такие виды труда, как картонажный, труд по производству предметов галантереи (с однообразными мелкими движениями при сборке или с работой на штамповочных станках), сборка мелких механизмов (например, штепсельных вилок, розеток, разъемов, выключателей).
Наиболее целесообразны и полезны работы с древесиной, по изготовлению детских игрушек, детских строительных наборов, конструкторов, садово-огородных и хозяйственно-бытовых принадлежностей, швейных изделий.
Чем менее серийно, менее автоматизированно производство той или иной вещи, чем больше работа связана с ручным физическим трудом (например, сборка мебели, выполнение слесарно-монтажных, жестяницких работ и т. д.), тем полезнее это для глухих и слабослышащих, для их общего и физического развития. В целях расширения политехнического кругозора воспитанников могут быть организованы различные ремонтные работы по восстановлению электробытовых приборов, мебели, металлоизделий, спортивного инвентаря. Как правило, такие работы отличаются разнообразием, содержат множество ,' ручных операций, требуют привлечения общеобразовательных и специальных 1 знаний, трудовых умений и навыков. 1
К сожалению, школьники с нарушением слуха крайне редко привлекаются к сельскохозяйственному труду, который имеет целый ряд преимуществ перед промышленным трудом. Данное обстоятельство связано с тем, что большинство коррекционных общеобразовательных учреждений I и II видов расположено в крупных городах, в промышленных регионах.