Социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха
Основной труд учащихся общеобразовательной школы (как общего типа, так и для детей с нарушением слуха) — учебный труд по усвоению знаний, умений и навыков в процессе изучения основ наук. Вместе с тем само по себе научное образование, учебная деятельность не могут обеспечить всестороннее развитие личности. Для становления школьника с нарушенным слухом необходимы постоянная практика общения с окружающими и коллективная созидательная деятельность во внеурочное время. В трудовой деятельности формируются самостоятельность и инициативность, способность к преобразованию окружающего, развиваются коммуникативные умения и творческое отношение к делу.
Сказанное не означает противопоставления учебного и социально значимого (общественно полезного) труда. Обе формы деятельности неразрывно связаны, и в развитии учащихся средних и старших классов решающую роль играет именно их органическое единство. Организационные формы основных видов труда старших школьников весьма разнообразны, как разнообразны сопровождающие их нравственные поступки, эмоциональные состояния и формы сотрудничества воспитанников, их родителей и педагогов.
Школьники с нарушением слуха охотно включаются в трудовую деятельность, если она посильна и интересна, соответствует их возрасту и общему развитию, регулируется и направляется педагогами в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Опыт специальных (коррекционных) образовательных учреждений свидетельствует о том, что объем социально значимых трудовых дел для неслыша-щих учащихся должен занимать около 30% времени. Такие временные затраты, как правило, не мешают воспитанникам справляться с домашними заданиями и выполнять трудовые обязанности дома или в интернате специальной школы. Более того, только единство учебного, семейно-бытового и общественно значимого труда (в том числе производительного) обеспечивает разностороннее развитие учащихся с нарушением слуха.
Важным условием эффективности трудового воспитания является регулярность, системность внеурочных трудовых дел школьников. Это позволяет сформировать у глухих и слабослышащих привычку к труду, потребность в нем в повседневной жизни, моральную готовность к трудовой деятельности в тех сферах, которые особенно важны сегодня для развития экономики страны.
В системе трудового воспитания учащихся с нарушением слуха особое место ринадлежит труду по самообслуживанию. Самообслуживание — простейший вид овседневного организационного и бытового физического труда. С него начинает-я подлинно трудовое воспитание в семье, оно продолжается в школьные годы и по кончании школы. Самообслуживание прививает школьникам трудовое отноше-ие к жизни, уважение к труду, учит беречь его результат, дисциплинирует участни-эв трудовой деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед кружающими. Самообслуживание превращает труд в постоянную обязанность, овышает эмоционально-эстетическую чуткость учащихся к окружающему их быту.
Уже в младшем школьном возрасте глухие и слабослышащие дети должны ыть приучены к выполнению различных трудовых поручений: уходу за иг-ушками, одеждой и обувью, уборке постели, покупкам в магазине и т. д. При-;м пребывание ребенка в интернате специального (коррекционного) образовательного учреждения не является основанием для его изоляции от физичес-)го труда по самообслуживанию.
Современная школа-интернат для детей с нарушением слуха в полной мере гужит воспитанникам вторым домом. Не последнюю роль в характеристике колы-интерната играет внешний вид ее помещений, материальная оснащен-зсть, дисциплина учащихся. Это обязывает школьников принимать активное шстие в труде по самообслуживанию, по созданию в школе и интернате уюта, шашней теплоты, чистоты и образцового порядка.
Жизнь школы-интерната для детей с недостатками слуха, как и жизнь лю->го коллектива, предполагает большое количество видов самообслуживаю-его труда:
• труд по соблюдению учащимися личной гигиены и внешнего вида;
• труд по поддержанию санитарно-гигиенического порядка и оздоровительного режима в школе и интернате;
• труд по созданию и поддержанию эстетического оформления школьной жизни;
• труд по поддержанию порядка и дисциплины в школе;
• созидательный труд, направленный на улучшение материальной базы образовательного учреждения.
Обращение к наиболее типичным видам указанной трудовой деятельности идетельствует, прежде всего, о большом воспитательном значении соблюде-[я школьниками личной гигиены и внешнего вида. Это дисциплинирует уча-ахся, делает их более внимательными к себе и окружающим, повышает от-гственность, объединяет коллектив в выполнении единых требований к по-цению и порядку в школе-интернате.
Воспитательное значение внешнего вида, организованности учащихся, чи-эты и оформления кабинетов, классов, рекреаций, лестниц, школы в целом зачастую недооценивается. Вместе с тем культура быта и труд по ее поддержанию отражает и нравственный уровень людей, их самосознание, достоинство, общественную активность. Не случайно А.С. Макаренко сравнивал труд по самообслуживанию с производительным трудом на серьезной хозяйственной основе, критиковал его определенную территориальную и содержательную ограниченность. Все наследие замечательного педагога показывает, как тонко и всесторонне он использовал именно воспитательные возможности труда по самообслуживанию.
Если театр, по образному выражению К.С. Станиславского, начинается с вешалки, то школа — с чистоты. В ней с утра до вечера кипит жизнь множества детей. И только их труд и забота могут сохранить чистоту и порядок. Это значит, что все учащиеся должны содержать в опрятном виде свои рабочие места в классной комнате, кабинетах, мастерских, рационально располагать вещи во время учения и работы. В период пребывания в школе-интернате воспитанники обязаны поддерживать чистоту и порядок во всех помещениях независимо от работы дежурных, заботиться о проветривании, нетерпимо относиться к пыли и грязи. Чистоту необходимо поддерживать не вечерней уборкой, а систематическим трудом в течение дня всего коллектива школы. Эта своеобразная форма непрерывно текущей работы и определяет культуру бытового поведения учащихся.
Труд по поддержанию эстетического оформления школы-интерната предполагает вовлечение школьников со слуховой недостаточностью в работу по созданию уюта и красоты в классных и групповых комнатах, в других общественных местах школьного здания. Для этого можно использовать детские рисунки, аппликации, изделия в технике чеканки, керамики, причудливые корни деревьев и т. д. Особую красоту и изысканность помещениям придают умело подобранные и заботливо выращиваемые комнатные растения.
Важное место в организации труда по самообслуживанию занимает поддержание дисциплины и порядка как в школе, так и вне ее. С этой целью в школах для детей с нарушением слуха организуются традиционные дежурства в классах и кабинетах, рекреациях, столовой. Однако истинным «регулятором» школьной дисциплины должна быть воспитанность, сознательность учащихся. Меры контроля, надзора и дисциплинарного воздействия — лишь внешние стимулы, роль которых не следует переоценивать.
Труд по самообслуживанию предусматривает и выполнение школьниками значительного количества мелких хозяйственных работ: ремонта школьной мебели, изготовления и ремонта различных учебных пособий, моделей, макетов, предметов оборудования учебных мастерских, кабинетов, учебно-опытных участков. Глухие и слабослышащие среднего и старшего возраста, как правило, принимают участие в благоустройстве школьного двора и участка.Они занимаются разбивкой дорожек, устройством их покрытий, озеленением участка, разбивкой и устройством клумб и цветников.