УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № 33 СЛАБОСЛЫШАЩИХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(выдержки из программы)1
Социализация школьников невозможна без профессионального самоопределения учеников и их профессионального обучения. В современном мире че-1 ловеку достаточно тяжело найти свое место в жизни, занять определенную соЦ циальную нишу. Тем более это очень трудно сделать лицам, имеющим какие-' либо врожденные или приобретенные недостатки психофизического развития.
Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся велика. Школьные дежурства, летние трудовые практики, праздники и коллективные дела, дни самоуправления, встречи с представителями высших, средних-специальных учебных заведений, психологические тестирования и другое определяют профессиональную ориентацию учащихся и являются важным направлением концепции воспитательной системы школы. Помощь учащимся в выборе профессии — неотъемлемая часть работы классного руководителя. Беседы с учащимися и родителями о возможной профессиональной деятельности, изучение учителями-предметниками, учителями трудового обучения профессиональных интересов, наклонностей ребенка, его возможностей, готовит ученика к выбору профессии. В функции классного руководителя также входит профессиональная ориентация, помощь школьнику в профессиональном самоопределении.
Школьники с нарушениями слуха в силу специфики недуга имеют ряд профессиональных ограничений: работа, требующая нормального слуха, повышенные уровни интенсивности шума и вибрации и т. п. Традиционный круг приемлемых специальностей для неслышащих — это слесарные, столярные работы, швейное дело, радиомонтаж. По этим направлениям школа работает уже много лет, но, как показала практика, эти профессии в современных условиях мало востребованы. Современному обществу требуются специалисты новых профессий. И школьники хотят овладевать современными профессиями.
Поэтому администрация не останавливается на достигнутом, ищет новые пути интеграции своих выпускников в профессиональную среду слышащих, готовит школьников к поступлению в более престижные профессиональные учебные заведения. Учащиеся средней школы получают образование в школе, а профессию в финансово-экономическом колледже, куда они переходят на III курс по окончании школы. Первый выпуск превзошел все ожидания, ребята не только влились в группу слышащих студентов, но трое из восьми закончили колледж с красными дипломами и успешно продолжают трудовую деятельность. В 1999 г. школа заключает новый договор с Санкт-Петербургским Техническим лицеем, где учащиеся 11-12-х классов получают профессию «Оператор ЭВМ». Выпускники школы, закончив техникумы, успешно учатся в вузах п>-рода: в Санкт-Петербургской Академии культуры, Санкт-Петербургском педагогическом университете им. А.И. Герцена, Политехническом институте, Санкт-Петербургском университете специальной педагогики и психологии им. Р. Вал-ленберга и др. Все это результат планомерной работы школы по социализации и интеграции наших детей в среду слышащих, подготовки их к самостоятельной жизни в обществе, планомерной работы школы по предпрофессиональной подготовке учащихся.
И тем не менее проблема профессиональной ориентации остается наиболее важным направлением работы школы. Опрос старшеклассников (более 60 человек 7-10-х классов) показал, что 63% ребят не знают, чем им интересно заниматься, где себя профессионально проявить. Лишь 12% школьников определилось с выбором профессии, им помогли родители и учителя, 9% ждут, когда им помогут взрослые, 16% опрошенных считают, что выбору интересной профессии мешает недостаток слуха. Тесты, проводимые с учащимися 9-12-х классов на определение их жизненных планов, показали, что 16 человек после школы планируют поступить в ПТУ, 17 — в техникумы, колледжи, лицеи, 5 человек не смогли определить свои планы, только 6 планируют поступление в вузы, 30 человек обязательно хотят получить среднее образование в нашей школе. Подобные опросы позволяют корректировать социальное воспитание подростков, готовить их к выбору профессии.
Профессиональная ориентация старшеклассников — наиболее сложная проблема, связанная с недостатком слуха, которая не позволяет ребятам свободно выбирать любую профессию, а следовательно, и определять свой жизненный путь. У них складывается определенный комплекс неполноценности, который мешает в выборе интересной профессии. Здесь необходим особый подход. В школе осуществляются следующие направления допрофессиональной подготовки и профориентации:
• индивидуальная работа классного руководителя с учащимися и их родителями;
• групповая и индивидуальная работа психолога по выявлению возможностей, интересов, наклонностей учащихся (тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы, тренинги);
• организация встреч с руководителями профессиональных учебных учреждений, беседы, рассказы, их реклама, встречи, посещение учреждений и предприятий и др.;
• наличие профильных классов полного среднего образования, дающих первую профессию учащимся, позволяющих определить склонности и возможности ребят;
• работа администрации школы по нахождению новых перспективных учебных заведений, способных принимать учащихся с недостатками слуха на обучение интересным современным профессиям.
Приложение 2