И профессиональная ориентация учащихся
Жизненное самоопределение учащихся с нарушением слуха, их социальная адаптация и интеграция в разных сферах трудовой и куль турной жизни общества неразрывно связана с получением образования и вы бором профессиональной деятельности, что позволяет добиться высокого урон ня развития личности слабослышащего или глухого и включить его и экономическую, общественную и культурную жизнь общества. Жизнь в уело виях рыночной экономики предъявляет к выпускникам с нарушением слух;| очень жесткие требования. Это касается их общеобразовательной и профессиональной подготовки, умения адаптироваться к условиям производства. В этих условиях резко возрастает роль педагога специального коррекционного учреждения, его педагогических умений, желания помочь ученику с нарушением слуха найти свое место в жизни.
В исследованиях А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, М.И. Никитиной, Г.Н. Пенина рассматриваются многие аспекты профессионального определения школьников с нарушением слуха. Ученые отмечают, что трудовое воспитание 11 профессионально-трудовое обучение учащихся в специальной школе занимай > I одно из важных мест в формировании всесторонне развитой личности.
Результаты многолетних исследований Г.Н. Пенина показывают, что выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно перед будущей самостоятельной жизнью и профессиональной деятельностью. Оценка учащимися с нарушением слуха жизненных перспектив напрямую связана с уровнем образования и трудовой подготовкой. Профессиональная ориентация остается важным направлением в работе педагогов в школе для детей с нарушением слуха как в образовательном процессе, так и во внеурочное время.
Основные задачи данного направления работы—ознакомление учащихся с разными областями труда и профессиями; формирование представлений о труде взрослых и о производстве; расширение кругозора во всех областях жизнедеятельности общества. Интересный опыт в подготовке учащихся к выбору профессии накоплен в школах I и II вида Санкт-Петербурга. Изучение данного опыта позволяет выделить основные направления профессионального развития и становления личности ученика при подготовке к дальнейшей трудовой деятельности или обучению в средних и высших учебных заведениях: совершенствование учебно-воспитательного процесса; дифференцированное обучение и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение учащихся; организация психологической службы помощи, постоянная, целенаправленная деятельность школы по профориентации учащихся с учетом их интересов, возможностей и потребностей региона в тех или иных специалистах; комплексность и коррекционно-развивающая направленность, взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов.
Одним из направлений работы является совершенствование учебно-воспи-^ тательного процесса: системы трудового воспитания и профессиональной ориентации во внеурочное время.
Уже в начальной школе учащиеся на уроках и во внеурочной деятельности знакомятся с профессиями родителей и близких людей. Их знания расширяются и обогащаются в ходе учебной деятельности, на экскурсиях, в играх, на внеклассных занятиях чтением, ИЗО, при знакомстве с разными профессиями. Постепенно школьники приобретают представления об организации и содержании труда в разных профессиональных областях, формируются знания о предприятиях, учебных заведениях нашего города.
В основной школе продолжается знакомство с профессиями и трудовыми процессами в учебных мастерских, так как важную роль в трудовом воспитании и профессиональной ориентации занимает практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности. Но и во внеклассных трудовых делах развиваются трудовые умения, навыки и привычки, необходимые для профессионального образования и творческого труда. Особое место в этом плане занимают уроки трудового обучения, общешкольные трудовые дела, а также технические кружки, производственные экскурсии, встречи с выпускниками школы и т. п. Через перечисленные формы обучения и воспитания учащиеся знакомятся с профессиями, видами труда, инструментами и материалами, орудиями и результатами труда, различными производствами и их техническим оснащением.
Важное место в старшей школе в трудовом воспитании и профессионально-трудовом обучении занимает теоретическая подготовка учащихся, вооружение их общеобразовательными, политехническими, художественными знаниями на уроках математики, информатики, физики, химии, биологии и др., при использовании компьютерных технологий и в творческих объединениях по интересам (художественный дизайн, тематические деловые игры, оформительская работа в школе и т. д.).
Направления допрофессиональной подготовки
В современных условиях на первое место ставится значение своевременной информированности учащихся. С целью обеспечения разной информацией при подготовке рефератов в школах открыты компьютерные классы.
Учащиеся средних классов овладевают правилами работы на компьютере, а ученики старших классов готовят рефераты, доклады по теоретическим вопросам трудового обучения, подбирают интересные материалы для стендов, организуются выставки-презентации. В старших классах учащиеся ориентируются на дальнейшее обучение в разных учебных центрах, которые осуществляют профессиональную подготовку неслышащих и слабослышащих. С учениками во внеурочное время проводятся беседы, деловые игры, экскурсии в учебные заведения, в которых они смогут продолжить свое образование.
Другим направлением профессионального развития неслышащих и слабослышащих и подготовки их к дальнейшему профессиональному образованию является совершенствование дифференцированного трудового обучения и кор-рекционно-педагогического сопровождения развития каждого ученика.
Изучение педагогического опыта дифференцированного обучения в школах для детей с нарушениями слуха показывает, что коллективами учителей ведется поиск современных моделей трудового воспитания и обучения, обеспечивающих учащимся возможное личностное развитие и трудовое самоопределение. В некоторых школах организовано дифференцированное обучение и индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение воспитания учащихся, имеющих разный уровень речевого развития, разные возможности профессионально-трудовой подготовки. Предусматривается обучение в параллельных группах по разным программам образовательного и трудового обучения с учетом особенностей развития и обучаемости учащихся для интенсификации и индивидуализации образования и трудового воспитания. Программа «А», например, разрабатывается с учетом обучения учащихся с достаточно высоким уровнем обучаемости. Построение программы «Б» учитывает более низкий уровень обучаемости учащихся. Возможно и совместное обучение в классе или в группе трудового обучения по одной программе, учитывающей, что большинство имеет более высокий уровень обучаемости, а к слабоуспевающим применяется индивидуальный подход и дополнительная помощь. По решению педагогического коллектива школы и желанию родителей хорошо успевающие ученики имеют возможность получить среднее образование в стенах родной школы и продолжить обучение в высших учебных заведениях или профессиональное обучение в центрах профессиональной подготовки.
Высокая результативность коррекционной работы в специальных школах Санкт-Петербурга обеспечивается созданием определенных условий, к которым относятся: наличие высококвалифицированных специалистов-сурдопедагогов по трудовому обучению, доверие учителю в составлении вариативных программ коррекционно-развивающего трудового обучения учащихся с учетом понимания сложной структуры дефекта и индивидуальных особенностей каждого ученика; организация консультативно-педагогической помощи родителям и учащимся по вопросам профессионально-трудовой ориентации.
Большое место в настоящее время занимает психологическая готовность! учащихся с нарушением слуха к выбору профессии, к трудовой деятельности,« формирование у них профессиональных способностей и интересов. Это важное направление работы тесно связано с воспитанием у учащихся положительного отношения к самообслуживанию, организованным коллективным трудовым делам в школе.
В школах работает психологическая служба, помощь которой заключается не только в определении уровня развития ребенка, его отдельных психических процессов. Когда речь идет об учащихся, имеющих сенсорные нарушения, основное внимание сосредоточено на раскрытии индивидуального своеобразия ученика, создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, условий для подготовки к выбору будущей профессии. Специалисты (психологи, сурдопедагоги, учителя трудового обучения, воспитатели) в процессе индивидуальных бесед выясняют интересы ученика, его ценностные ориентиры, особенности личности. Психолог проводит профессиональную диагностику, по результатам которой осуществляется консультация ученика и его родителей по вопросу выбора учебного заведения после окончания специальной школы.
Профориентация объединяет профконсультирование, профессиональное просвещение учащихся и их родителей, профессиональную, психологическую, медицинскую, педагогическую подготовку и профадаптацию.
Профориентация во внеурочное время предполагает знакомство учащихся с различными значимыми для неслышащих и слабослышащих профессиями, оказание помощи в ее выборе, соответствующем интересам, возможностям школьников. На занятиях по профессиональному просвещению и профориентации воспитанники знакомятся с профессиями родителей. Знакомство с трудовой деятельностью выдающихся личностей с недостатками слуха вызывает большой интерес у школьников. Постепенно расширяются знания о разных профессиях и видах труда, формируются основы правовых, экономических знаний. Развивается активность, самостоятельность, инициатива, деловое общение, организаторские умения в деловых играх и тренингах. Широко используются такие формы организованной деятельности, как коллективные трудовые творческие дела, экскурсии, деловые игры и тренинги, беседы, диспуты, конкурсы, викторины, соревнования, трудовые праздники, создание видеофильмов, тематических стендов, выставок, анкетирование учеников и анализ результатов, опросы или анкетирование родителей.