Интеграция уроков развития и внеклассных занятий
Начиная с 90-х гг. XX в., в школах для детей с нарушением слуха вводятся новые предметы, нетрадиционные типы уроков и развивающие внеклассные занятия. Широко внедряется интегрированный подход к формированию у учащихся системных знаний. Усиливается внимание к развитию индивидуальных творческих способностей школьников как на уроке, так и во внеурочной организационной деятельности в условиях коллективных дел. Интеграция в образовательном и воспитательном процессе понимается как процесс сближения, соединения образовательных и воспитательных задач творческого развития школьников в единое целое. Интеграция совершенствует взаимосвязь и взаимозависимость между учебными предметами, уроками и внеурочными развивающими занятиями в условиях активизации умственной, речевой деятельности и усвоения нравственной культуры. Интеграция способствует развитию творчества учащихся и учителей, позволяет школьникам активнее усваивать законы окружающего мира, природы, нравственных, общественных отношений. При этом в совместной творческой деятельности знания детей эбобщаются, формируется понимание взаимозависимости человека и общества, человека и природы, развиваются художественные представления о жизни и культуре общества при познании искусства, живописи, литературы, т. е. разных пластов культуры.
В процессе педагогической деятельности в специальных щколах формируются новые технологии, методы воспитания, разрабатываются новые органи-шционные формы обучения и воспитания на основе интегрированного подхода. Усиливается воспитывающее значение урока и развивается система коллективных творческих дел во внеурочной деятельности. Созданы программы новых учебных развивающих предметов (уроки культуры, здоровый образ жизни, уроки литературы, живописи, музыки, интегрированный курс валеоло-гии, история и культура Санкт-Петербурга, речь и культура общения, уроки развития и т. д.). Вводятся новые досуговые программы: школьный праздник; гематические программы, посвященные творчеству поэтов, писателей, художников, композиторов; игровая деятельность как способ познания и воспитания нравственной культуры и т. п. Такие подходы способствуют организации новых форм обучения и воспитания вне урока и интеграции уроков с внеурочными занятиями. Широко используются следующие формы обучения и развития: урок-путешествие, урок — заочная экскурсия, урок-конкурс, урок-соревнование, устные журналы, урок-викторина, урок-диспут и т. п. Структура интегрированных уроков и внеклассных занятий зависит от цели и содержания учебно-познавательной, развивающей и воспитывающей творческой деятельности.
Для подготовки развивающих уроков требуется предварительная творческая работа школьников во внеклассное время совместно с воспитателем и родителями. По итогам интегрированных уроков и занятий после выполнения учебной программы обязательно проводится итоговое занятие в форме праздника или утренника, устного журнала, конкурса и т. п.
Развивающие интегрированные внеклассные занятия решают единые образовательные и воспитательные задачи, но всегда отличаются по содержанию, методам проведения и формами организации. Они требуют иногда большой подготовительной работы, которая может проводиться в течение месяца или более. Создается организующая группа, куда входят учителя, воспитатели, активные ученики. При организации и проведении коллективного воспитывающего дела младших школьников часто привлекаются родители и старшеклассники. Особое внимание обращается на формирование нравственных норм, на культурно-речевое общение.
Организаторами составляется план подготовки и проведения интегрированного коллективного развивающего занятия, контролируется ход его выполнения. Примерная схема плана: определение основной идеи, единство содержания урока и внеклассных занятий, общая тема; разработка сценария; материально-техническое обеспечение (подготовка костюмов, декораций или наглядных материалов, подбор видеофильмов и др.); творческие домашние задания всем участникам, подбор речевого материала (диалоги, информации, стихотворения и т. д.). При подготовке развиваются, уточняются теоретические знания школьников по теме интегрированного урока и внеклассного занятия, формируются практические умения и навыки, развивается слуховое восприятие с использованием индивидуального слухового аппарата, активизируется мыслительная деятельность, речевое общение и поведение. Характер творческих заданий соответствует как уровню развития учеников, их возрасту, возможностям, так и теме, содержанию интегрированного урока.
Творческие задания включают: проведение экскурсии, выпуск газеты или альбома по теме; описание экскурсии или др.; заучивание стихотворений, инсценировки! пословиц, поговорок; подготовку заданий в виде загадок для соревнований, материалов для конкурса кроссвордов, викторин, других различных конкурсов по учебным предметам и т. д.
Большое воспитательное значение имеет подготовка призов, наград, формирование разных групп участников для осуществления коллективного воспитательного дела. Определяется название творческого дела, команд участников, девиз команды, готовятся эмблемы и др. Большое внимание уделяется подготовке костюмов совместно с родителями, учителями трудового обучения. Выставки работ школьников являются часто итогом интегрированного урока и внеклассного занятия. Основные задачи выставки — пропаганда достижений детей в творческой деятельности. Важным моментом является торжественное открытие выставки работ школьников, их награждение за интересные работы.
В коллективной творческой деятельности происходит осознание школьником своих особенностей в реализации творческих возможностей, формирование умения самооценки, взгляда на себя со стороны, оценки поступков и деятельности других; развитие мыслительных операций, культуры речи и активизация речевого общения, формирование культуры поведения и общения; раскрытие индивидуальных особенностей; развитие творческих способностей с опорой на компенсаторные возможности, внутренних возможностей для физического, умственного, речевого, нравственного самосовершенствования.
Формирование творческой индивидуальности школьника невозможно без психологической поддержки со стороны педагога, родителей, без обеспечения защищенности, сохранения веры в свои возможности. Дети с нарушением слуха и отклонениями в развитии нуждаются в помощи окружающих для преодоления трудностей при участии в общих делах, при неудачах и переживаниях в связи с ошибками в деятельности.
Большое значение имеет привлечение родителей к реализации программ творческой деятельности школьников на внеклассных занятиях. Важно и окаание помощи семье в освоении форм творческой работы, овладении содержа-ельной стороной коллективных воспитательных дел и приемами сотрудниче-тва. Организация творческой деятельности детей в семье, как и в воспита-ельных группах, в коллективных делах, строится в соответствии с развитием х самостоятельности, познавательной активности, культуры сотрудничества окружающими, веры в свои возможности. Определяющим для организации и роведения коллективной творческой деятельности, совместных интересных ел является обязательное доброжелательное общение между воспитателем, етьми и родителями. Родители получают регулярную информацию о нрав-твенной культуре ребенка, его творческих делах и развитии.
В школе проводятся родительские собрания и дни открытых дверей. Роди-ели могут принимать активное участие в коллективных творческих делах груп-ы, трудовых делах, участвовать в работе кружков по интересам, при подго-овке и проведении кукольного спектакля, в подготовке праздников и т. п. Селя получает постоянную консультативную помощь со стороны педагогов по ультуре поведения, речевого общения детей, советы об индивидуальном под-оде к ребенку. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, вы-гавок работ школьников и в других коллективных делах является хорошей радицией школы и способствует формированию культуры социального пове-ения и развитию интереса детей к творчеству.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Объясните смысл понятий «организованная воспитывающая деятельность», «об-(ешкольное воспитательное дело», «общественные поручения». Для ответа используй-5 учебник «Сурдопедагогика» (Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989), учебник И.П. Под-асого «Педагогика» (Кн. 2. М„ 2003. С. 146-156).
2. В период педагогической практики изучите отношение старших школьни-эв к коллективным общешкольным делам. Проведите беседу с учащимися. Узнай-г: Сколько учащихся в классе имеют постоянные общественные поручения, какие о содержанию? Какие разовые или постоянные поручения выполняли в учебном аду Школьники в условиях осуществления творческих коллективных дел? В ка-их общешкольных творческих делах участвовали? Как относятся старшеклассни-и к общественной работе? Что их привлекает или неудовлетворяет в ней? Ответы жольников запишите в рабочей тетради и проанализируйте. Схема анализа: ха-актер творческих заданий по условиям выполнения (индивидуальные, групповые ли общешкольные); по особенностям деятельности (театрально-речевая, художе-гвенно-оформительская, игровая, организаторская, спортивная, трудовая, позна-ательная и т. п.); по содержанию (организационные, шефские, творческие при под-уговке праздников, выставок, экскурсий или др., трудовые, спортивные, учебные и т. д.); по характеру деятельности (исполнительские или творческие, руководитель или участник).
3. Раскройте коррекционную направленность задач нравственного, гражданского развития глухих и слабослышащих в коллективных творческих делах.
4. Определите методы и организационные формы воспитания инициативы и нравственного поведения; воспитания патриотизма и правосознания, ответственности за порученное дело, общественной активности, сознательности, самостоятельности, ответственного отношения к совместной деятельности, интереса к творческой деятельности и др.
5. Раскройте понятие «нетрадиционные формы проведения уроков», «интегрированные внеклассные занятия».
6. Перечислите необходимые условия организации и проведения коллективных воспитательных дел во внеурочное время (приложение 1).
7. Определите значение взаимосвязи развивающих учебных предметов и организованной внеурочной деятельности школьников, раскройте понятие «интеграция содержания нетрадиционных уроков и развивающих внеклассных подготовительных или завершающих тему внеклассных занятий». Назовите возможные формы внеклассных занятий (приложение 2).
8. Составьте таблицу «Взаимосвязь нетрадиционных развивающих уроков и интегрированных внеклассных занятий». Используйте статью М.О. Касавиной и др. «Нетрадиционные формы проведения уроков как условия совершенствования учебного процесса» в сборник «Реабилитация. Образование. Развитие» (СПб., 1998) (приложение 2).
Типы нетрадиционных уроков | |
Задачи уроков | |
Формы проведения | |
Интегрированные внеклассные занятия | |
Задачи | |
Формы проведения |
9. Выделите формы работы во внеклассной деятельности, развивающие интерес у школьников к различным коллективным творческим делам.
10. Раскройте коррекционную направленность творческих коллективных дел глухих и слабослышащих в деятельности общешкольной организации: приемы развития слуха и речи; методы воспитания общественной активности, самостоятельности, сознательности, ответственности; приемы формирования интереса к коллективным творческим делам; условия развития социального и речевого поведения.
11. Составьте план коллективного дела на основе последовательности воспитывающего воздействия с использованием следующих рекомендаций: определите класс и составьте краткую характеристику учащихся, учитывайте уровень подготовленности школьников с нарушенным слухом к активному участию в творческой коллективной деятельности; четко поставьте цели, определите тему и программу коллективного дела, >едства, оборудование, материалы и все необходимое для реализации программы шифруемого дела; при определении задач для отдельных участников или групп школьни-)в учитывайте их индивидуальные особенности, интересы, возможности и положи-:льные мотивы для вхождения в коллективную деятельность; определите среди школь-1ков общего организатора, ответственных за разные содержательные направления и июлнителей; установите время выполнения поручений и отчетность; четко определи-| права и обязанности всех участников. Каждый исполнитель отчитывается за резуль-лгы своей работы ответственному. Поручения участники выполняют добровольно; гастники коллективного творческого дела постоянно нуждаются в помощи старших кольников, учителей, родителей. Необходима поддержка уверенности воспитанников /спехе коллективной деятельности. Учителя активно руководят осуществлением про-аммы коллективного дела. Управляющая деятельность воспитателя аналогична его :ятельности на внеклассных занятиях и имеет коррекционную направленность.
12. Обсудите на практическом занятии в группе составленные программы коллек-вных творческих дел. Проведите деловую игру для подготовки к самостоятельному уществлению коллективного воспитательного дела в школе в период педагогиче-ой практики.
13. Назовите тему, цель и задачи «игры-экскурсии».
14. Раскройте структуру организации коллективного творческого дела, выделите о этапы.
15. Какие направления коррекционной работы и коллективной творческой деятель-сти можно выделить на основе анализа конспекта «игры-экскурсии» на разных эта-х ее проведения?
16. Какие формы творческой деятельности, по вашему мнению, возможно еще орга-зовать на разных этапах осуществления игры? Разработайте свои варианты коллек-вной творческой игры во внеурочное время, опираясь на содержание программы звивающих уроков и предложенной статьи в списке литературы. Обсудите подго-вленные конспекты на практических занятиях и проведите одну из разработанных р на педагогической практике в школе.
Приложение 1
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ-ЭКСКУРСИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ1
Тема интегрированных уроков и внеклассных занятий: «Достопримечатель-сти Санкт-Петербурга». В подготовке и проведении игры-экскурсии прини-ли участие ученики 2-го и 5-го классов. Задачи интегрированных уроков и 1ятий: обогащение знаний и представлений о Санкт-Петербурге; развитие :темных знаний учащихся по предмету; формирование сознательного отноше-
1Конспект разработан учительницей школы слабослышащих № 33 СПб. А.Е. Наумовой, >ектор — заслуженный учитель школы детей России Г. А. Киреева. ния к окружающему миру; развитие речи, активизация речевого общения воспитанников с использованием индивидуальных слуховых аппаратов.