Интеграция уроков развития и внеклассных занятий

Начиная с 90-х гг. XX в., в школах для детей с нарушением слуха вводятся новые предметы, нетрадиционные типы уроков и развивающие внеклассные занятия. Широко внедряется интегрированный подход к формированию у уча­щихся системных знаний. Усиливается внимание к развитию индивидуальных творческих способностей школьников как на уроке, так и во внеурочной орга­низационной деятельности в условиях коллективных дел. Интеграция в образовательном и воспитательном процессе понимается как процесс сближе­ния, соединения образовательных и воспитательных задач творческого разви­тия школьников в единое целое. Интеграция совершенствует взаимосвязь и взаимозависимость между учебными предметами, уроками и внеурочными развивающими занятиями в условиях активизации умственной, речевой дея­тельности и усвоения нравственной культуры. Интеграция способствует раз­витию творчества учащихся и учителей, позволяет школьникам активнее усва­ивать законы окружающего мира, природы, нравственных, общественных от­ношений. При этом в совместной творческой деятельности знания детей эбобщаются, формируется понимание взаимозависимости человека и обще­ства, человека и природы, развиваются художественные представления о жиз­ни и культуре общества при познании искусства, живописи, литературы, т. е. разных пластов культуры.

В процессе педагогической деятельности в специальных щколах формиру­ются новые технологии, методы воспитания, разрабатываются новые органи-шционные формы обучения и воспитания на основе интегрированного подхо­да. Усиливается воспитывающее значение урока и развивается система кол­лективных творческих дел во внеурочной деятельности. Созданы программы новых учебных развивающих предметов (уроки культуры, здоровый образ жизни, уроки литературы, живописи, музыки, интегрированный курс валеоло-гии, история и культура Санкт-Петербурга, речь и культура общения, уроки развития и т. д.). Вводятся новые досуговые программы: школьный праздник; гематические программы, посвященные творчеству поэтов, писателей, худож­ников, композиторов; игровая деятельность как способ познания и воспитания нравственной культуры и т. п. Такие подходы способствуют организации но­вых форм обучения и воспитания вне урока и интеграции уроков с внеурочны­ми занятиями. Широко используются следующие формы обучения и развития: урок-путешествие, урок — заочная экскурсия, урок-конкурс, урок-соревнование, устные журналы, урок-викторина, урок-диспут и т. п. Структура интегриро­ванных уроков и внеклассных занятий зависит от цели и содержания учебно-познавательной, развивающей и воспитывающей творческой деятельности.

Для подготовки развивающих уроков требуется предварительная творчес­кая работа школьников во внеклассное время совместно с воспитателем и ро­дителями. По итогам интегрированных уроков и занятий после выполнения учебной программы обязательно проводится итоговое занятие в форме празд­ника или утренника, устного журнала, конкурса и т. п.

Развивающие интегрированные внеклассные занятия решают единые обра­зовательные и воспитательные задачи, но всегда отличаются по содержанию, методам проведения и формами организации. Они требуют иногда большой подготовительной работы, которая может проводиться в течение месяца или более. Создается организующая группа, куда входят учителя, воспитатели, ак­тивные ученики. При организации и проведении коллективного воспитываю­щего дела младших школьников часто привлекаются родители и старшекласс­ники. Особое внимание обращается на формирование нравственных норм, на культурно-речевое общение.

Организаторами составляется план подготовки и проведения интегрирован­ного коллективного развивающего занятия, контролируется ход его выполне­ния. Примерная схема плана: определение основной идеи, единство содержа­ния урока и внеклассных занятий, общая тема; разработка сценария; материально-техническое обеспечение (подготовка костюмов, декораций или нагляд­ных материалов, подбор видеофильмов и др.); творческие домашние задания всем участникам, подбор речевого материала (диалоги, информации, стихо­творения и т. д.). При подготовке развиваются, уточняются теоретические зна­ния школьников по теме интегрированного урока и внеклассного занятия, фор­мируются практические умения и навыки, развивается слуховое восприятие с использованием индивидуального слухового аппарата, активизируется мысли­тельная деятельность, речевое общение и поведение. Характер творческих за­даний соответствует как уровню развития учеников, их возрасту, возможно­стям, так и теме, содержанию интегрированного урока.

Творческие задания включают: проведение экскурсии, выпуск газеты или альбома по теме; описание экскурсии или др.; заучивание стихотворений, ин­сценировки! пословиц, поговорок; подготовку заданий в виде загадок для со­ревнований, материалов для конкурса кроссвордов, викторин, других различ­ных конкурсов по учебным предметам и т. д.

Большое воспитательное значение имеет подготовка призов, наград, фор­мирование разных групп участников для осуществления коллективного воспи­тательного дела. Определяется название творческого дела, команд участников, девиз команды, готовятся эмблемы и др. Большое внимание уделяется подго­товке костюмов совместно с родителями, учителями трудового обучения. Выс­тавки работ школьников являются часто итогом интегрированного урока и вне­классного занятия. Основные задачи выставки — пропаганда достижений де­тей в творческой деятельности. Важным моментом является торжественное открытие выставки работ школьников, их награждение за интересные работы.

В коллективной творческой деятельности происходит осознание школьни­ком своих особенностей в реализации творческих возможностей, формирова­ние умения самооценки, взгляда на себя со стороны, оценки поступков и дея­тельности других; развитие мыслительных операций, культуры речи и активи­зация речевого общения, формирование культуры поведения и общения; раскрытие индивидуальных особенностей; развитие творческих способностей с опорой на компенсаторные возможности, внутренних возможностей для фи­зического, умственного, речевого, нравственного самосовершенствования.

Формирование творческой индивидуальности школьника невозможно без психологической поддержки со стороны педагога, родителей, без обеспечения защищенности, сохранения веры в свои возможности. Дети с нарушением слу­ха и отклонениями в развитии нуждаются в помощи окружающих для преодо­ления трудностей при участии в общих делах, при неудачах и переживаниях в связи с ошибками в деятельности.

Большое значение имеет привлечение родителей к реализации программ творческой деятельности школьников на внеклассных занятиях. Важно и окаание помощи семье в освоении форм творческой работы, овладении содержа-ельной стороной коллективных воспитательных дел и приемами сотрудниче-тва. Организация творческой деятельности детей в семье, как и в воспита-ельных группах, в коллективных делах, строится в соответствии с развитием х самостоятельности, познавательной активности, культуры сотрудничества окружающими, веры в свои возможности. Определяющим для организации и роведения коллективной творческой деятельности, совместных интересных ел является обязательное доброжелательное общение между воспитателем, етьми и родителями. Родители получают регулярную информацию о нрав-твенной культуре ребенка, его творческих делах и развитии.

В школе проводятся родительские собрания и дни открытых дверей. Роди-ели могут принимать активное участие в коллективных творческих делах груп-ы, трудовых делах, участвовать в работе кружков по интересам, при подго-овке и проведении кукольного спектакля, в подготовке праздников и т. п. Се­ля получает постоянную консультативную помощь со стороны педагогов по ультуре поведения, речевого общения детей, советы об индивидуальном под-оде к ребенку. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, вы-гавок работ школьников и в других коллективных делах является хорошей радицией школы и способствует формированию культуры социального пове-ения и развитию интереса детей к творчеству.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Объясните смысл понятий «организованная воспитывающая деятельность», «об-(ешкольное воспитательное дело», «общественные поручения». Для ответа используй-5 учебник «Сурдопедагогика» (Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989), учебник И.П. Под-асого «Педагогика» (Кн. 2. М„ 2003. С. 146-156).

2. В период педагогической практики изучите отношение старших школьни-эв к коллективным общешкольным делам. Проведите беседу с учащимися. Узнай-г: Сколько учащихся в классе имеют постоянные общественные поручения, какие о содержанию? Какие разовые или постоянные поручения выполняли в учебном аду Школьники в условиях осуществления творческих коллективных дел? В ка-их общешкольных творческих делах участвовали? Как относятся старшеклассни-и к общественной работе? Что их привлекает или неудовлетворяет в ней? Ответы жольников запишите в рабочей тетради и проанализируйте. Схема анализа: ха-актер творческих заданий по условиям выполнения (индивидуальные, групповые ли общешкольные); по особенностям деятельности (театрально-речевая, художе-гвенно-оформительская, игровая, организаторская, спортивная, трудовая, позна-ательная и т. п.); по содержанию (организационные, шефские, творческие при под-уговке праздников, выставок, экскурсий или др., трудовые, спортивные, учебные и т. д.); по характеру деятельности (исполнительские или творческие, руководи­тель или участник).

3. Раскройте коррекционную направленность задач нравственного, гражданского развития глухих и слабослышащих в коллективных творческих делах.

4. Определите методы и организационные формы воспитания инициативы и нрав­ственного поведения; воспитания патриотизма и правосознания, ответственности за порученное дело, общественной активности, сознательности, самостоятельности, от­ветственного отношения к совместной деятельности, интереса к творческой деятель­ности и др.

5. Раскройте понятие «нетрадиционные формы проведения уроков», «интегриро­ванные внеклассные занятия».

6. Перечислите необходимые условия организации и проведения коллективных воспитательных дел во внеурочное время (приложение 1).

7. Определите значение взаимосвязи развивающих учебных предметов и органи­зованной внеурочной деятельности школьников, раскройте понятие «интеграция со­держания нетрадиционных уроков и развивающих внеклассных подготовительных или завершающих тему внеклассных занятий». Назовите возможные формы внеклассных занятий (приложение 2).

8. Составьте таблицу «Взаимосвязь нетрадиционных развивающих уроков и интег­рированных внеклассных занятий». Используйте статью М.О. Касавиной и др. «Нетра­диционные формы проведения уроков как условия совершенствования учебного про­цесса» в сборник «Реабилитация. Образование. Развитие» (СПб., 1998) (приложение 2).

Типы нетрадиционных уроков  
Задачи уроков  
Формы проведения  
Интегрированные внеклассные занятия  
Задачи  
Формы проведения  

9. Выделите формы работы во внеклассной деятельности, развивающие интерес у школьников к различным коллективным творческим делам.

10. Раскройте коррекционную направленность творческих коллективных дел глу­хих и слабослышащих в деятельности общешкольной организации: приемы развития слуха и речи; методы воспитания общественной активности, самостоятельности, со­знательности, ответственности; приемы формирования интереса к коллективным твор­ческим делам; условия развития социального и речевого поведения.

11. Составьте план коллективного дела на основе последовательности воспитываю­щего воздействия с использованием следующих рекомендаций: определите класс и со­ставьте краткую характеристику учащихся, учитывайте уровень подготовленности школьников с нарушенным слухом к активному участию в творческой коллективной деятельности; четко поставьте цели, определите тему и программу коллективного дела, >едства, оборудование, материалы и все необходимое для реализации программы ши­фруемого дела; при определении задач для отдельных участников или групп школьни-)в учитывайте их индивидуальные особенности, интересы, возможности и положи-:льные мотивы для вхождения в коллективную деятельность; определите среди школь-1ков общего организатора, ответственных за разные содержательные направления и июлнителей; установите время выполнения поручений и отчетность; четко определи-| права и обязанности всех участников. Каждый исполнитель отчитывается за резуль-лгы своей работы ответственному. Поручения участники выполняют добровольно; гастники коллективного творческого дела постоянно нуждаются в помощи старших кольников, учителей, родителей. Необходима поддержка уверенности воспитанников /спехе коллективной деятельности. Учителя активно руководят осуществлением про-аммы коллективного дела. Управляющая деятельность воспитателя аналогична его :ятельности на внеклассных занятиях и имеет коррекционную направленность.

12. Обсудите на практическом занятии в группе составленные программы коллек-вных творческих дел. Проведите деловую игру для подготовки к самостоятельному уществлению коллективного воспитательного дела в школе в период педагогиче-ой практики.

13. Назовите тему, цель и задачи «игры-экскурсии».

14. Раскройте структуру организации коллективного творческого дела, выделите о этапы.

15. Какие направления коррекционной работы и коллективной творческой деятель-сти можно выделить на основе анализа конспекта «игры-экскурсии» на разных эта-х ее проведения?

16. Какие формы творческой деятельности, по вашему мнению, возможно еще орга-зовать на разных этапах осуществления игры? Разработайте свои варианты коллек-вной творческой игры во внеурочное время, опираясь на содержание программы звивающих уроков и предложенной статьи в списке литературы. Обсудите подго-вленные конспекты на практических занятиях и проведите одну из разработанных р на педагогической практике в школе.

Приложение 1

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ-ЭКСКУРСИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ1

Тема интегрированных уроков и внеклассных занятий: «Достопримечатель-сти Санкт-Петербурга». В подготовке и проведении игры-экскурсии прини-ли участие ученики 2-го и 5-го классов. Задачи интегрированных уроков и 1ятий: обогащение знаний и представлений о Санкт-Петербурге; развитие :темных знаний учащихся по предмету; формирование сознательного отноше-

1Конспект разработан учительницей школы слабослышащих № 33 СПб. А.Е. Наумовой, >ектор — заслуженный учитель школы детей России Г. А. Киреева. ния к окружающему миру; развитие речи, активизация речевого общения вос­питанников с использованием индивидуальных слуховых аппаратов.

Наши рекомендации