Педагогические технологии воспитательной работы во внеурочное время
Тема 4.1. Условия, организация жизни и деятельности воспитанников
В специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха существуют разные подходы к организации воспитательной работы во внеурочное время. Воспитательная работа в условиях интерната, группы полного или продленного дня, в семье — продолжение образовательного процесса в классе. Имеются и свои специфические задачи, решение которых направлено на коррекцию нарушений развития глухих и слабослышащих.
Проблема организации жизни и деятельности школьников вне класса в условиях коррекционного образовательного учреждения рассматривалась в исследованиях и работах А.Г. Зикеева, С.А. Зыкова, К.Г. Коровина, М.И. Никитиной, Е.Г. Речицкой, Э.Н. Хотеевой и др. Традиционно большинство школ для слабослышащих и глухих имеют интернаты, в которых воспитанники находятся на протяжении всех лет обучения. Наличие интерната является важным условием воспитания школьников с нарушенным слухом, особенно из малообеспеченных, многодетных или неблагополучных семей. Кроме этого, интернат создает возможности для обучения тех детей, семьи которых проживают в отдаленной от специальной школы местности. Практика показывает, что специальная коррекционная школа для детей с нарушением слуха расширяет сеть групп полного или продленного дня с полезной для учащихся системой внеклассных занятий, совершенствуя воспитательную работу в сотрудничестве с семьей. Развитие разных форм воспитания и сотрудничества своевременно, так как перевод школьников в такие группы сохраняет связь с родителями и другими близкими, активизирует семейное воспитание ребенка и отвечает потребностям семьи в более качественной коррекционно-воспитательной работе после уроков. В современных городских школах внедряется и такая форма организации, как круглосуточное пребывание детей с нарушениями слуха с понедельника до субботы в течение пяти дней. Такой подход тоже позволяет сохранять связи учащихся с родителями и близкими и решает задачи социализации школьника, сохраняя возможность общения со слышащими, познания окружающей действительности.
Задача специального коррекционного образовательного учреждения — сохранить связь ребенка с семьей, не допустить отчуждения родителей от школьных и жизненных проблем детей. Гибкая система организации внеурочной деятельности, выбор родителями удобной для них формы организации воспитательной системы с полезными для учащихся начальных классов послеурочными развивающими и коррекционными занятиями, сотрудничество с семьей позволяет школе сохранить ребенку социальные контакты со слышащими и своевременно интегрировать его в жизнь общества.
Для организации групп продленного или полного дня в школе необходимо следующее:
• согласие родителей на определение их детей в группу продленного или полного дня и их активное сотрудничество с педагогами для продолжения коррекционно-развивающей воспитательной работы в семье;
• наличие коллектива специалистов-сурдопедагогов, выполняющих обязанности воспитателей групп;
• наличие помещений для внеклассной деятельности школьников: классных комнат, площадок для игр, труда, отдыха на воздухе и т. д., соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;
• звукоусиливающая аппаратура и современные технические средства обучения;
• школьная мебель, наглядно-дидактическое оборудование, игры и игровые предметы, спортивный инвентарь, отвечающие гигиеническим требованиям и пригодные для внеклассных занятий, детских игр;
• помещения для организованного питания воспитанников, проведения кружковой работы, досуга.
В группы продленного или полного дня включаются учащиеся, близкие по возрасту, из одного или двух классов в количестве 6, 8 или 10 человек (в зависимости от вида школы). За определением «воспитательная группа» стоят разные коллективы школьников: класс полного дня, когда родители забирают ребенка домой вечером после ужина, или группа продленного дня, когда родители забирают ребенка после самоподготовки; организуются одновозрастные или разновозрастные группы; группы воспитанников, находящихся пять дней в неделю или круглогодично в интернате. В школе некоторая часть учащихся сразу после уроков уходит домой и выключается из системы внеклассных занятий во внеурочное время. В этом случае воспитательную работу с детьми проводят учителя класса, учителя-дефектологи по индивидуальной работе, а дома после уроков — родители по заданию педагогов и воспитателей.
Распорядок дня воспитательной группы интерната включает следующие периоды: до уроков в школе; отдых на воздухе после уроков до подготовки домашнего задания; самоподготовка; отдых и развивающая деятельность на внеклассных занятиях после самоподготовки, досуг до сна. В организации порядка жизни группы продленного дня выделяется три периода: отдых после уроков (занятия на воздухе); самоподготовка; занятия в группе.
Увеличение групп продленного дня способствует не только более активному участию родителей, но и требует совершенствования руководства сурдопедагогом семейным воспитанием ребенка, компетентности педагогов в вопросах коррекции семейных отношений. В семье закладываются основы социального поведения младшего школьника, положительный опыт семейных отношений помогает ребенку готовиться к будущей собственной семейной жизни. Перед школой стоит цель гармонизации, согласования воспитания ребенка в семье и школе. Гуманизация взаимоотношений педагогов и родителей, сочетание интересов ребенка, семьи и школы, их практическое воплощение возможно при условии равноправного сотрудничества, построенного на знании целей воспитания, понимании задач и владении приемами коррекционной работы с ребенком в семье. Для обеспечения эффективности коррекционных занятий родители нуждаются в получении систематической методической помощи. Формы сотрудничества с семьей многообразны и направлены на подготовку родителей к занятиям в семье по основным направлениям коррекцион-но-воспитательной работы. Сурдопедагоги широко используют разные формы организации обучающих занятий для родителей. Активизируют их интерес к коррекционным занятиям систематические индивидуальные беседы-информации по методике проведения коррекционной работы, участие во всех творческих программах воспитания, обучающие семинары, практические занятия, подготовленные учителем памятки-рекомендации.
Внимание педагога к каждому школьнику, справедливость в оценке нравственных поступков способствуют как самореализации индивидуальности ребенка, так и адаптации его к нормам общественной жизни. Условием гуманизации воспитания является активность учебно-познавательной деятельности школьников, формирование у них интереса к учебе, знаниям. Составление вариативных программ воспитания и формирование знаний, умений и навыков во внеклассное время активизируют накопление опыта успешной познавательной деятельности и прививают культуру умственного труда. Взаимосвязь внеклассных занятий и программы обучения в классе способствует не только овладению знаниями учеником, но и его самообразованию, формирует познавательные интересы, совершенствует потенциальные познавательные возможности, интерес к учебе, окружающему миру. Внеклассное воспитание школьников носит коррекционную направленность как важнейшее условие их развития. Разносторонняя деятельность детей после уроков организуется с учетом их возраста, особенностей развития, коррек-ционно-воспитательного воздействия как в системе развивающих внеклассных занятий, так и при проведении всех организационных моментов жизни детей в группе в течение дня.
Для организации жизни и деятельности детей в воспитательной группе имеют значение определенные условия: изучение педагогом воспитанников группы, знание закономерностей, особенностей развития детей с нарушением слуха, умение определить отклонения в их психофизическом развитии и найти потенциальные возможности для их коррекции. Воспитатель должен уметь составить характеристику группы воспитанников для целенаправленного умелого руководства процессом воспитания во внеклассное время и помощи родителям в семейном воспитании. Знание воспитателем своеобразия группы позволит активнее включить школьников в программу воспитательной деятельности.
Важное условие воспитания школьников в группе — организация и чередование разных видов деятельности во внеклассное время. Учащиеся включаются в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, игровую, трудовую, художественно-изобразительную, художественно-речевую, физкультурно-оздоровительную, театрально-игровую, музыкальную. Такой подход эбеспечивает активное познание, личностное отношение ребенка к окружаю-цей действительности. С учетом интересов, индивидуальных особенностей формируется творческое, нравственное отношение детей к совместной деятель-юсти, к своей самобытности, к окружающей жизни для максимального рас-срытия их индивидуального потенциала.
Обязательным условием современного воспитания следует назвать гумани-ацию воспитательного процесса, развитие творческих возможностей воспи-анников на основе индивидуально-личностного развития ребенка и активиза-(ии творчества воспитателя, усиление сотрудничества сурдопедагога, родители и неслышащих детей. Сурдопедагогу и родителям необходимо верно оценить ютенциальные возможности ребенка, его индивидуальные особенности разви-ия, интересы и с учетом этого создать наилучшие условия в школе и в семье ля реализации его возможностей и компенсации нарушений развития. Сочетание уважения к личности ребенка и тактичной требовательности предполагает доброжелательный стиль общения, формирует положительное отношение к активной деятельности, вызывает потребность проявить себя в творчестве.
Воспитание школьника во внеклассное время находится в зависимости от биологических и социальных закономерностей, не учитывая которые можно нанести вред здоровью ребенка. Биологические и другие защитные механизмы младших школьников еще не могут в полной мере противостоять неблагоприятному воздействию окружающей среды, поэтому важно предусмотреть в организации порядка жизни детей в интернате или в группах продленного дня определенные условия, способствующие не только физическому и нравственному развитию детей, но и систематической коррекционной работе вне класса. Организация жизнедеятельности глухих и слабослышащих не должна допускать недосыпания, несвоевременного приема пищи, сокращения времени пребывания на воздухе, снижения двигательной активности, недостаточного отдыха после уроков или учебных перегрузок. Организация деятельности, определенного ритма жизни детей должна способствовать улучшению условий их воспитания, эффективности коррекционной работы.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте содержание понятий «интернат», «группа полного дня», «группа продленного дня», «воспитательная группа».
2. Раскройте значение коллективной, педагогически организованной деятельности воспитанников группы для развития их личности.
3. Покажите особенности воспитательного процесса в разных условиях организации воспитательных групп.
4. Докажите необходимость и значение организации гибкой системы внеурочной деятельности воспитанников.
5. Раскройте значение сотрудничества воспитателя с семьей для гуманизации воспитания и коррекционной направленности воспитывающей деятельности.
6. Определите необходимые условия для организации жизни и деятельности детей во внеклассное время в группе продленного дня, в интернате.
7. Заполните таблицу «Организация и формы проведения внеклассных занятий в группе».
Условия организации воспитательной работы | |
Виды деятельности школьников до подготовки уроков | - |
Формы воспитательной работы после самоподготовки |
8. Составьте расписание внеклассных занятий в воспитательной группе на неделю для глухих школьников начальных классов. Укажите класс, формы проведения занятий до и после самоподготовки, обязательно определите тему каждого занятия. Используйте в приложении 1 схему «Примерное содержание внеклассных занятий на неделю»; рекомендации для составления недельного расписания занятий.
9. Покажите целесообразность организации воспитательной работы в интернате, в группе продленного или полного дня в составе группы-класса при проведении внеклассных занятий. Сколько воспитанников должно быть в воспитательной группе в разных типах коррекционных образовательных учреждений?
10. Изучите приложение 2, выдержки из него к годовому плану. Обратите внимание на организацию режима дня и охрану здоровья школьников, выпишите в рабочую гетрадь распорядок дня в школе и интернате; выполнение слухоречевого режима и направления эколого-валеологического воспитания учащихся.
11. Проанализируйте в программе работу с родителями и запишите в рабочей тет-зади формы организации, рекомендации для родителей и темы бесед по «Охране жизни, здоровья и личной безопасности школьников». —^
12. Познакомьтесь с «Программой внеклассной работы с учащимися по безопасности жизнедеятельности» и выпишите в рабочую тетрадь содержательные направления ю указанным месяцам в учебном году.
13. Проанализируйте схему «Личная безопасность ребенка (система работы шкоты по охране жизни и здоровья детей)».
Приложение 1^
/. Примерный распорядок дня (1-4 классы) в интернате
Подъем, зарядка..............................................................................7.00 - 7.30
Уборка спален, утренний туалет..................................................7.30 - 8.00
Завтрак.............................................................................................8.00 - 8.30
Утренняя прогулка.........................................................................8.30 - 9.00
Уроки................................................................................................9.00 - 12.40
Индивидуальные занятия
(прогулка для тех, кто свободен от занятий).............................12.50 - 13.35
Обед................................................................................................13.40 - 14.20
Занятия на воздухе.........................................................................14.30 - 16.20
Полдник.........................................................................................16.20 - 16.30
Самоподготовка (1, 2 класс)........................................................16.30 - 17.30
------» ------ (3,4 класс).......................................................16.00 - 17.30
Внеклассные занятия в группе...................................................17.30 - 19.00
Ужин...............................................................................................19.00 - 19.30
Прогулка или занятия в кружках, свободное время.................19.30 - 21.00
Сон.........................................................................:........................21.30 - 7.00
Примерный распорядок группы полного или продленного дня
Предобеденное пребывание на воздухе
(для детей, свободных от индивидуальных занятий).............12.50 - 13.30
Обед................................................................................................13.40 - 14.20
Прогулки, подвижные игры, общественно полезный труд,
физкультурно-оздоровительные занятия на воздухе и др.......14.30 - 16.20
Полдник.........................................................................................16.20 - 16.30
Самоподготовка (1, 2 класс)........................................................16.30 - 17.30
------"------ (3, 4 класс).......................................................16.00 - 17.30
Коррекционные занятия в группе (внеклассное чтение,
правиловедение и культура речевого общения, беседы,
игры, изобразительная или предметно-практическая
деятельность; обучение бытовому труду,
подготовка к праздникам, к экскурсиям и др.).........................17.30 - 18.30
З.Схема примерного плана воспитательной работы группы на полугодие
В план включите следующие разделы: 1) характеристика воспитанников группы; 2) организационная работа; 3) содержание программы воспитания; формы проведения занятий; 4) работа с родителями.
Примерная схема содержания программы воспитания группы.
~ ——-_______^ Месяцы Программа " -——________ | I | II | III | IV | V | VI |
Темы содержания воспитания школьников | ||||||
Виды деятельности школьников по теме | ||||||
Основные воспитательные задачи | ||||||
Формы и тематика внеклассных занятий | ||||||
Работа по развитию речи и речевого общения на занятиях (словарь и фразеология) | ||||||
Сроки выполнения | ||||||
Индивидуальная работа с воспитанниками |
4. Примерное расписание внеклассных занятий на неделю в 3-м классе школы-интерната для глухих детей
День недели | До самоподготовки | После самоподготовки |
Понедельник | 1. Тематическая прогулка (1 час) 2. Подвижная игра (30 мин) | 1. Внеклассное чтение (30 мин) 2. Занятие предметно-практической деятельностью (30 мин) |
Вторник | Спортивная игра (1 час) | 1. Изобразительная деятельность (30 мин) 2. Правиловедческое занятие (30 мин) |
Среда | 1.Пешеходная прогулка (1 час) 2. Групповые игры (30 мин) | 1. Информация (20 мин) 2. Организационный час (45 мин) |
Четверг | 1. Труд(1 час) 2. Игра (30 мин) | 1. Внеклассное чтение (30 мин) 2. Занятие бытовым трудом (30 мин) |
Пятница | 1. Физкультурно-оздоровительное занятие (45 мин) 2. Игры (45 мин) | 1. Беседа (30 мин) 2. Сюжетно-ролевая игра |
Суббота | Досуговая деятельность. Подготовка к празднику или занятия в кружках. Просмотр кино или телепередач |
Рекомендации для составления недельного расписания внеклассных занятий:
• расписание развивающих и коррекционных занятий группы во внеклассное время утверждается старшим воспитателем или заместителем директора по воспитательной работе;
• в каждый день недели планируются занятия на воздухе до самоподготовки (1 ч 30 мин — 2 ч) и занятия в помещении группы после подготовки уроков (1 ч);
• при составлении расписания на неделю учитывается общешкольный распорядок дня и предусматривается обязательная смена видов деятельности;
• занятия спортивных секций, школьных кружков, соревнования, подготовка к празднику, выполнение творческих заданий планируются на субботу;
• на выходные и каникулы распорядок дня и коллективные занятия в интернате планируются учителем при активном участии школьников или в семье с участием родителей и воспитателей.
5. Количество возможных внеклассных занятий в педелю по классам
Внеклассные занятия | Подготовительный класс | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Внеклассное чтение | |||||
Подготовка коллективных творческих дел | 1111 Или по необходимости | ||||
Игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.) | |||||
Правиловедение и культура речевого общения | |||||
Обучение бытовому труду и проведение трудовых дел | |||||
Изобразительная деятельность | |||||
Предметно-практическая деятельность | |||||
Беседы (познавательные, этические, экологические и др.) | |||||
Физический труд на воздухе или физкультурно-оздоровительное занятие | |||||
Тематическая прогулка, экскурсия |
ПРОГРАММА ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯДЕТЕЙ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ №33 ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ1
Выписки из приложения к годовому плану