При комплексных первичных недостатках

Сложные нарушения развития детей определяются учеными (Г.П. Бертынь, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова) как сочетание двух или несколь­ких первичных психофизических нарушений (слуха, зрения, умственного раз­вития и др.) у одного ребенка. Медико-психолого-педагогическое изучение уча­щихся позволило выявить три основные группы детей с комбинированными сложными нарушениями. К первой группе относятся дети с двумя выраженны­ми первичными нарушениями: неслышащие или слабослышащие с разной сте­пенью интеллектуального нарушения; учащиеся с недостатком слуха и нару­шением эмоционально-волевой сферы, с отклоняющимся поведением и др. Во вторую группу входят дети, имеющие «осложненные» нарушения, разную сте­пень тугоухости или глухоты и выраженное в слабой мере сопутствующее на­рушение мелкой моторики или нетяжелую зрительную патологию. К третьей группе относятся дети с множественными комбинированными нарушениями (три или более первичных недостатка), выраженными в разной степени, вызы­вающими значительные отклонения в развитии: слабослышащие с интеллек­туальной недостаточностью, нарушением моторики, нервно-соматического здоровья и т. п.

Воспитание и обучение неслыщащих и слабослышащих детей со сложны­ми комплексными нарушениями требуют совершенствования коррекционно-развивающей работы, включающей систему психолого-педагогических и ме­дицинских мероприятий, направленных на ослабление или преодоление недо* статков слухоречевого, психофизического развития ученика.

Система коррекционного воспитания и обучения детей с комбинирован­ными нарушениями выстраивается на основе теории Л.С. Выготского, иссле­дований Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского о сложной структуре нарушений развития при множественных первичных недостатках. Центром системы являются исследования особенностей психофизического развития, воспитания и обучения этих детей в работах Н.Ю. Донской, М.С. Певзнер, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой, М.Ф. Титовой, Н.В. Яшковой.

В школах I и II вида организуются специальные классы для обучения и воспитания детей, имеющих комбинированные сложные нарушения. Осуще­ствляется и индивидуальное обучение детей как в школе, так и в условиях семьи. Повышенное внимание педагогических коллективов к детям со слож­ными нарушениями объясняется углублением дифференцированного похода к воспитанию и обучению, а также тенденцией к количественному увеличе­нию детей, имеющих слуховую недостаточность и другие первичные недо­статки в разной степени. В единстве тугоухости и интеллектуальной недо­статочности (незначительная умственная отсталость, умеренная умственная отсталость) каждый из первичных недостатков сохраняет свои особенности, поэтому формируется новая сложная структура вторичных нарушений, по­рождающая глубокие изменения всех сторон личности. У неслышащих и сла­бослышащих с интеллектуальной недостаточностью нарушено не только слу­ховое восприятие, умственное и речевое развитие, но и познавательная, мыс­лительная деятельность, эмоционально-волевая сфера, моторика. Несмотря на сложности обучения, трудности в понимании речи, учебных задач, слож­ности переключения с одного вида деятельности на другой, часто неумение использовать помощь, дети с комплексными нарушениями способны к раз­витию, положительным сдвигам в условиях коррекционно-развивающего вос­питания и обучения.

Достаточно большую группу детей с трудностями в обучении и воспита­нии составляют глухие и слабослышащие с первичной задержкой психиче­ского развития. По мнению К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певз­нер, основные причины отставания психического развития — минимальные (слабо выраженные) органические поражения головного мозга, врожденные или возникающие во внутриутробном, природовом или раннем периодах жизни ребенка. Иногда отмечается и генетически обусловленная недостаточ­ность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции и другое мо­гут определять негрубые нарушения темпа развития мозговых механизмов. Общим для этих детей является тугоухость в разной степени или глухота, отставание в психическом развитии к началу школьного обучения, недоста­точность сформированное™ умственных операций, низкая познавательная активность, общее речевое недоразвитие. Недостатки в эмоционально-воле­вой сфере проявляются в возбудимости, несформированности регуляции по­ведения, слабости учебной мотивации. Выявляются у многих недостатки мелкой моторики, координации движений. Особенностями детей с наруше­ниями слуха и первичной ЗПР является неравномерность, неоднородность проявлений нарушений развития. Одной из причин выраженной задержки психического развития может быть пребывание ребенка с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка и влияние длительных пси-хотравмирующих обстоятельств.

Большой вклад в изучение развития и особенностей воспитания и обуче­ния детей с ЗПР и с нарушениями умственного развития (умственно отста­лых) внесли исследования Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Г.М. Дульнева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, В.Г. Петро­вой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Г.Е. Сухаревой, Г.В. Цикото, Ж.И. Шиф и др. Современные исследования показывают, что все дети способны к раз­витию, даже самых тяжелых можно научить, развить, организуя дифферен­циацию и индивидуализацию воспитания и обучения при обязательном при­влечении родителей в воспитательный и обучающий процесс. Для детей с нарушением слуха и первичной задержкой психического развития или с не­значительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создавать специальные классы, группы, индивидуальное обучение в специ­альной школе, чтобы дети в первую половину дня занимались с сурдопеда­гогом и учителем-дефектологом, а во второй — под руководством воспита­теля участвовали в разных видах внеурочной деятельности, на внекласс­ных занятиях с другими воспитанниками. С этими детьми в специальных школах работают специалисты разного профиля: сурдопедагоги, воспита­тели, учителя-дефектологи, психологи, медицинские работники, музыкаль­ные педагоги и др.

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха и с ЗПР в специальных школах I или II вида строится с учетом состояния слуха, речи, актуальных воз­можностей развития на основе укрепления здоровья, создания благоприятной воспитывающей среды во внеурочное время, обеспечивающей не только фор­мирование знаний и умений, но и разностороннее развитие личности.

Успех воспитания, коррекционной работы с детьми с недостатками слуха и с ЗПР обеспечивается прежде всего принципами единства диагностики и кор­рекции, обучения и лечения, обучения и воспитания. Коррекционно-развиваю-щая работа осуществляется сурдопедагогами, учителями-дефектологами и вос­питателями при участии семьи.

Особенности

Наши рекомендации