При комплексных первичных недостатках
Сложные нарушения развития детей определяются учеными (Г.П. Бертынь, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова) как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений (слуха, зрения, умственного развития и др.) у одного ребенка. Медико-психолого-педагогическое изучение учащихся позволило выявить три основные группы детей с комбинированными сложными нарушениями. К первой группе относятся дети с двумя выраженными первичными нарушениями: неслышащие или слабослышащие с разной степенью интеллектуального нарушения; учащиеся с недостатком слуха и нарушением эмоционально-волевой сферы, с отклоняющимся поведением и др. Во вторую группу входят дети, имеющие «осложненные» нарушения, разную степень тугоухости или глухоты и выраженное в слабой мере сопутствующее нарушение мелкой моторики или нетяжелую зрительную патологию. К третьей группе относятся дети с множественными комбинированными нарушениями (три или более первичных недостатка), выраженными в разной степени, вызывающими значительные отклонения в развитии: слабослышащие с интеллектуальной недостаточностью, нарушением моторики, нервно-соматического здоровья и т. п.
Воспитание и обучение неслыщащих и слабослышащих детей со сложными комплексными нарушениями требуют совершенствования коррекционно-развивающей работы, включающей систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на ослабление или преодоление недо* статков слухоречевого, психофизического развития ученика.
Система коррекционного воспитания и обучения детей с комбинированными нарушениями выстраивается на основе теории Л.С. Выготского, исследований Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского о сложной структуре нарушений развития при множественных первичных недостатках. Центром системы являются исследования особенностей психофизического развития, воспитания и обучения этих детей в работах Н.Ю. Донской, М.С. Певзнер, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой, М.Ф. Титовой, Н.В. Яшковой.
В школах I и II вида организуются специальные классы для обучения и воспитания детей, имеющих комбинированные сложные нарушения. Осуществляется и индивидуальное обучение детей как в школе, так и в условиях семьи. Повышенное внимание педагогических коллективов к детям со сложными нарушениями объясняется углублением дифференцированного похода к воспитанию и обучению, а также тенденцией к количественному увеличению детей, имеющих слуховую недостаточность и другие первичные недостатки в разной степени. В единстве тугоухости и интеллектуальной недостаточности (незначительная умственная отсталость, умеренная умственная отсталость) каждый из первичных недостатков сохраняет свои особенности, поэтому формируется новая сложная структура вторичных нарушений, порождающая глубокие изменения всех сторон личности. У неслышащих и слабослышащих с интеллектуальной недостаточностью нарушено не только слуховое восприятие, умственное и речевое развитие, но и познавательная, мыслительная деятельность, эмоционально-волевая сфера, моторика. Несмотря на сложности обучения, трудности в понимании речи, учебных задач, сложности переключения с одного вида деятельности на другой, часто неумение использовать помощь, дети с комплексными нарушениями способны к развитию, положительным сдвигам в условиях коррекционно-развивающего воспитания и обучения.
Достаточно большую группу детей с трудностями в обучении и воспитании составляют глухие и слабослышащие с первичной задержкой психического развития. По мнению К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, основные причины отставания психического развития — минимальные (слабо выраженные) органические поражения головного мозга, врожденные или возникающие во внутриутробном, природовом или раннем периодах жизни ребенка. Иногда отмечается и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции и другое могут определять негрубые нарушения темпа развития мозговых механизмов. Общим для этих детей является тугоухость в разной степени или глухота, отставание в психическом развитии к началу школьного обучения, недостаточность сформированное™ умственных операций, низкая познавательная активность, общее речевое недоразвитие. Недостатки в эмоционально-волевой сфере проявляются в возбудимости, несформированности регуляции поведения, слабости учебной мотивации. Выявляются у многих недостатки мелкой моторики, координации движений. Особенностями детей с нарушениями слуха и первичной ЗПР является неравномерность, неоднородность проявлений нарушений развития. Одной из причин выраженной задержки психического развития может быть пребывание ребенка с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка и влияние длительных пси-хотравмирующих обстоятельств.
Большой вклад в изучение развития и особенностей воспитания и обучения детей с ЗПР и с нарушениями умственного развития (умственно отсталых) внесли исследования Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Г.М. Дульнева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Г.Е. Сухаревой, Г.В. Цикото, Ж.И. Шиф и др. Современные исследования показывают, что все дети способны к развитию, даже самых тяжелых можно научить, развить, организуя дифференциацию и индивидуализацию воспитания и обучения при обязательном привлечении родителей в воспитательный и обучающий процесс. Для детей с нарушением слуха и первичной задержкой психического развития или с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создавать специальные классы, группы, индивидуальное обучение в специальной школе, чтобы дети в первую половину дня занимались с сурдопедагогом и учителем-дефектологом, а во второй — под руководством воспитателя участвовали в разных видах внеурочной деятельности, на внеклассных занятиях с другими воспитанниками. С этими детьми в специальных школах работают специалисты разного профиля: сурдопедагоги, воспитатели, учителя-дефектологи, психологи, медицинские работники, музыкальные педагоги и др.
Обучение и воспитание детей с нарушением слуха и с ЗПР в специальных школах I или II вида строится с учетом состояния слуха, речи, актуальных возможностей развития на основе укрепления здоровья, создания благоприятной воспитывающей среды во внеурочное время, обеспечивающей не только формирование знаний и умений, но и разностороннее развитие личности.
Успех воспитания, коррекционной работы с детьми с недостатками слуха и с ЗПР обеспечивается прежде всего принципами единства диагностики и коррекции, обучения и лечения, обучения и воспитания. Коррекционно-развиваю-щая работа осуществляется сурдопедагогами, учителями-дефектологами и воспитателями при участии семьи.
Особенности