Реабилитация учащихся творчеством

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказ­ки, музыки, рисунка, фантазии, творчества!»

(В. В. Сухомлинский.) «Едва ли есть высшее из наслаждений, как на­слаждение творить».

(Н.В. Гоголь.)

Программа творческого развития школьников включает следующие направ­ления:

1. Творческое развитие средствами внеклассной работы по предмету.

2. Вовлечение детей в подготовку праздников, фестивалей, конкурсов, тру­довых дел.

3. Развитие творчества детей на уроках и на внеклассных занятиях.

4. Занятия в кружках по интересам, участие старших школьников в обще­школьных творческих программах, творческих группах по интересам.

5. Участие в районных и городских конкурсах художественного творчества.

6. Участие в районных и городских спортивных мероприятиях.

Дети любят творить и получают огромное удовольствие от этого. Умение творить и наслаждаться творчеством необходимо не только в науке и бизнесе, но и в общении, любви, в любой сфере человеческой деятельности. Сегодня много говорят о необходимости общенациональных программ развития твор­чества. Наш город является лидером в этой области. Учеными Петербурга приподдержке Института психологии РАН осуществляется программа «Умное по­коление». Разработанный в рамках этой программы курс развития творческого мышления рекомендован Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга в качестве методики развития нового поколения петербуржцев. Это касается не только обучения будущих великих музыкантов, писателей, ученых. Речь идет об обычных людях.

К сожалению, у сурдопедагога гораздо меньше возможностей для обучения творчеству, чем у учителя массовой школы. Но тем не менее это очень важная часть работы педагогов специального коррекционного образовательного уч­реждения.

Известный психолог А. Маслоу сказал: «Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности». По его мнению, счастливый и реализовавшийся чело­век — это не тот, к которому что-то добавлено, а тот, у которого ничего не отнято.

Для детей, имеющих недостатки слуха, особенно важно творчество, даю­щее им возможность самовыражения, приобщения к чему-то неизведанному и захватывающему, что дает простор воображению. А самое ценное, что обра­щение к творчеству создает мощнейшую мотивацию для учебно-познаватель­ной деятельности, самосовершенствования, успешной реабилитации и социа­лизации. Творчество как выполнение чего-либо общественно полезного рас­крывает потребность личности в самовыражении и расширении своих созидательных возможностей. Именно в творчестве человек ощущает себя по­истине самим собой. В школе создана творческая группа педагогов «Развитие творческих способностей детей». Главными задачами является: изучение вли­яния творчества на формирование личности слабослышащего ребенка, воспи­тание самоопределения, развитие навыков самостоятельности; раскрытие роли творчества в реабилитации и социализации детей со слуховой депривацией. Основная цель работы данной группы — развитие учащихся в самостоятель­ной творческой деятельности.

Именно в процессе творческой деятельности ребенок получает положитель­ное подкрепление ситуации успеха, которое включает в себя поощрения, пре­одоление неуверенности, страха перед неудачей («ты умеешь»), предваритель­ную поддержку («у тебя обязательно получится»), усиление мотива деятельно­сти («это так важно для нас и для тебя»), выделение лучших черт личности, позволяющих надеяться на успех («ведь ты...», «ведь у тебя...»).

При организации творческой деятельности в нашей школе педагоги руко­водствуются принципами, которые учитывают природу творческого процесса:

• ориентация на ценностные отношения;

• принцип субъективности;

• принятие ребенка как данность;

• развитие инициативы и самостоятельности;

• перенос усвоенного в новые обстоятельства;

• психолого-педагогическая поддержка.

Принцип ориентации на ценностные отношения означает осознание школь­ником социально-культурных ценностей: человек, семья, природа, общество, труд, доброта, красота, взаимопомощь, дружба, ответственность и т. д. Орга­низуемая педагогом деятельность позволяет преобразовать каждый ее компо­нент: участие в празднике — в интересы личности; выпуск стенгазеты по био­логии — в заботу о красоте родного края, об охране природы; выпуск газеты по русскому языку — в интерес к родному языку и т. д.

Согласно принципу субъективности педагог максимально содействует раз­витию творческих способностей ученика, способности осознавать свое «я» во взаимоотношениях с другими людьми, осмысливать свои действия, оценивать себя и поступки других. Творческая деятельность в нашей школе проходит в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в совместном поиске решений, когда ученик не получает готовых знаний, а учится переносу усвоенных умений в новые условия деятельности. Даже при минимальном участии в такой совмест­ной деятельности школьник чувствует себя соавтором в решении поставлен­ных задач. Творчество помогает ребенку полнее и ярче раскрыть свои потен­циальные возможности, воспитывает веру в свои силы.

Третий принцип — принятие ребенка как данность — означает природосо-образность воспитания, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, со своими особенностями характера, интересами, при­вычками, а это значит — признать ценность его личности, его индивидуаль­ность, его достоинства. Сохранять по отношению к каждому ребенку, вне зави­симости от его успехов, особенностей развития, способностей, уважение как к личности. Задачи педагога в процессе творческой деятельности — формирова­ние познавательной самостоятельности, развитие инициативы, творческих спо­собностей, нравственных убеждений, активной жизненной позиции учащихся, что является залогом успешной социализации школьников.

Реализация концепции воспитательной системы показала, что обучающая творческая деятельность способствует развитию следующих качеств личнос­ти: познавательной активности; смекалки и изобретательности; стремления искать новые приемы, необходимые для выполнения конкретной практичес­кой работы; самостоятельности в выборе и решении поставленной задачи; спо­собности видеть общее и главное в различных и различное в сходных явлени­ях; нравственной, трудовой, коммуникативной культуры; умению общаться со взрослыми в школе и вне ее; находить компромиссные решения в спорах, каса­ющихся творческого поиска; нахождения пути решения проблемы.

Результатом такого эффективного развития качеств личности, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный продукт (результат творческой деятельности) — рисунок, сочинение, стихотворение, ма­кет, костюм, газета, роль в спектакле, декорации к спектаклю, исполнение номе­ра художественной самодеятельности, успешное дежурство по школе и т. д.

Если индивидуальность проявляется хотя бы в минимальном отступлении от образца, в поиске самостоятельного решения, в инициативе, то мы считаем, что для наших детей это уже шаг к успеху в творчестве.

Именно на внеклассных занятиях ребенок может реализоваться как личность, созидать, творить, создавать, проявлять свои умения, наклонности. Формиру­ются первые навыки самоуправления, самовоспитания, самокоррекции. Боль­шое значение имеет внеклассная специально организованная, воспитывающая деятельность: конкурсы, викторины, заочные экскурсии, уроки и занятия-сказ­ки, занятия-композиции, уроки и занятия-концерты, тематические вечера, дис­путы, выпуск газет и т. п., а также факультативы, кружки и спортивные секции по интересам; экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов; орга­низация самоуправления в школе, дежурства старшеклассников; школьные кол­лективные трудовые дела, летняя практика; сюжетно-ролевые игры, тренинги, соревнования, походы, экскурсии, фестивали, праздники.

В практике школы применяются различные варианты вовлечения учащихся в творческую деятельность. Например: на основе усвоенных знаний и умений по учебным предметам самостоятельно составить проект коллективного дела >: на внеклассном занятии. По готовым инструкциям самостоятельно составля­ются план, алгоритм и задания для коллективного творческого дела. На конк­ретных примерах учащиеся обучаются составлению программы праздника, общешкольного дела, утренника, литературной игры, соревнования и т. д. Они учатся быть организаторами, ведущими, исполнителями, усваивают разные роли, правила выполнения заданий, усваивают культуру общения и поведения в условиях разной деятельности. Опыт работы школы показывает, что сегодня слабослышащие и неслышащие школьники активно занимаются творческой деятельностью совместно с теми учителями, которые знают их интересы, вно­сят в любую работу элементы занимательности, игры, соревнования, учитыва­ют их возможности, эмоционально откликаются на их успехи, поощряют лич­ностные оценки наблюдаемых фактов, жизненных случаев. Воспитанники любят тех учителей, которые сами владеют практическими умениями, культу­рой общения, доброжелательны, но и требовательны, справедливы в оценке поведения детей и результатов их деятельности.

Широко входит в практику обучения и воспитания постановка литератур­ных произведений, что дает учащимся возможность эмоционально откликать­ся на мысли автора, анализировать и сопоставлять литературные материалы, вдумываться в текст произведений, ощущать разнообразие и емкость художе­ственных выразительных средств. Перед постановкой произведения учащиеся коллективно обсуждают содержание, рецензируют его, обмениваются мнения­ми, повторно читают кульминационные эпизоды. Ученикам не навязываются выводы, они постепенно осознают идею произведения, поступки героев. При творческой работе над литературным произведением у детей развивается ху­дожественное воображение, идет творческий поиск по изготовлению костю­мов, декораций, выбор музыки, сопровождающей постановку спектакля, лите­ратурной игры или праздника.

Практикуются в работе учителей и воспитателей школы и игровые формы внеклассной деятельности. Среди них хочется отметить викторины по литера­туре, биологии, географии, математике. Материал к заданиям подбирается со­вместно учителем, воспитателем и учениками, а монтаж викторины составля­ют сами ученики.

Практика показывает, что наилучшие результаты в творческой деятельнос­ти, как правило, дают единство и взаимосвязь творчества на уроках и внекласс­ных занятиях, интересные занятия в творческих группах по интересам, усвое­ние творческой программы на факультативных занятиях, при подготовке и про­ведении тематических праздников и в игровой деятельности.

Учителя используют и систему индивидуального творческого подхода с уче­том интересов, склонностей учащихся. Конечно, от класса к классу характер заданий усложняется. Если в начальных и средних классах ученики сочиняют сказки, загадки, небольшые рассказы на основе жизненного опыта, то в стар­ших классах они проводят исследовательские работы по краеведению с ис­пользованием музейных материалов, посещают художественные выставки. Ценность индивидуальной работы с учетом интересов, способностей и подго­товленности ученика бесспорна. Чтение и обсуждение на занятиях кружка или факультатива работ творческого характера учат и воспитывают не только авто­ра, но и всех присутствующих.

Интересной и действенной формой активизации творческой деятельности слабослышащих и неслышащих учащихся являются конкурсы сочинений по предметам. В жюри —- учителя и ученики. Торжественно объявляются итоги. Лауреаты награждаются грамотами. Лучшие сочинения публикуются в школь­ной газете, демонстрируются на выставках.

Используют учителя и новые формы проведения уроков и внеклассных за­нятий: урок-концерт, урок-композиция, урок-монтаж, урок-сказка, урок-путе­шествие в мир писателя. Уроки-концерты обычно носят обобщающий или ввод­ный характер, дают каждому школьнику возможность проявить свои способ­ности. Каждый развивающий урок требует подготовительной и завершающей творческой работы на внеклассных занятиях.

Выпуск классной или школьной газеты, альманахи, конкурсы, викторины, литературные праздники, спектакли, юбилеи, кружки творчества, факультативы — все это помогает каждому ученику найти свой путь во взрослой самосто­ятельной жизни.

Решение проблемы творческого развития учащихся, социализация и интег­рация в общество осуществляется в воспитательном и образовательном про­цессе:

• через реализацию личностного потенциала каждого учащегося во внекласс­ной деятельности, которой охвачены все воспитанники. У одного прояв­ляется талант художника, декоратора, другой становится спортсменом, третий прекрасно шьет и вяжет, четвертый — ответственный исполни­тель или талантливый организатор и т. д. Творческая деятельность в кол­лективных делах способствует развитию потенциальных возможностей учащихся;

• через организацию коллективных творческих или трудовых дел, участие в органах самоуправления, возможность защищать честь школы на кон­курсах, соревнованиях, олимпиадах;

• через накопление опыта социального поведения и речевого общения в процессе активной жизнедеятельности в школе и в семье, способствую­щей развитию нравственной культуры. Участие совместно со слышащи­ми в праздниках, конкурсах, на встречах и занятиях в музеях и др.

• через стимулирование детских инициатив, творчества как в учебно-вос­питательном процессе, так и во внеклассной деятельности, создание ус­ловий для самореализации.

Права ученика 33-й школы-интерната слабослышащих и позднооглохших Санкт-Петербурга:

• получение образования в соответствии с государственным образователь-* ным стандартом, необходимых для жизни знаний, развитие способнос­тей и предпрофессиональная подготовка;

• ускоренный курс обучения (экстернат);

• получение дополнительных образовательных услуг (факультативы и круж­ки);

• выбор учебного предмета при профильном изучении его в соответствии с учебным планом; обучение в колледже, лицее и т. д. при согласовании с родителями;

• объективная оценка знаний и умений;

• исправление своих оценок на лучшие, но в срок не позднее одного дня до окончания учебной четверти;

• отдых во время перемен и каникул;

• пользование школьной библиотекой (бесплатное получение учебников), справочной литературой, энциклопедиями при подготовке докладов, со­общений, художественной литературой);

• собственное мнение по интересующему вопросу;

• свобода совести и вероисповедания;

, • уважение человеческого достоинства: никто не может оскорбить, обидеть словом, никто не имеет прав ударить и жестоко обращаться;

• обращение к директору или его заместителю по любому вопросу, а также для разрешения любого конфликта;

• участие в управлении школой: избирать и быть избранным в орган уче­нического самоуправления (Совет старшеклассников);

• бесплатное питание в школьной столовой;

• пользование учебными помещениями для проведения учебных и внекласс­ных занятий;

• работа в школе при достижении 16 лет в свободное от учебы время в качестве обслуживающего персонала (в соответствии со ст. 43, 173, 180 КЗОТ Российской Федерации) с разрешения родителей;

• бесплатйая медицинская помощь в медицинском кабинете школы, где врачи проводят медицинские осмотры, делают прививки, лечат учащих­ся в случае необходимости;

• участвовать в дежурстве по школе в соответствии с «Положением о де­журстве»: в кабинетах — 4-12 классы; по школе — 8-12 классы по гра­фику; в столовой — 1-12 классы по графику классного руководителя;

• поощрения и награждения за хорошую учебу, активное участие в жизни школы и класса, занесение фотографии на Доску почета и в «Золотую книгу школы»; награждение подарками, объявление благодарности при­казом по школе по итогам четверти и учебного года или проведения об­щешкольных мероприятий (по предложению Педагогического совета шко­лы, Совета старшеклассников); награждение Похвальными листами, гра­мотами по итогам учебного года; другие виды поощрений, определяемые Советом школы;

• право выбора предметов, по которым сдаются выпускные экзамены.

КОРРЕКЦИОННОЁ ВОСПИТАНИЕ

Внеклассная работа   Внеклассная работа в школе-интернате  
по предмету   и в группе продленного дня  
Конкурсы, викторины, Факультативы, Экскурсии, Организация Трудовая Праздники,
уроки-путешествия, кружки, секции посещение театров, самоуправления подготовка: конкурсы,
уроки-сказки,   музеев, концертов, в школе летняя трудовая викторины,
уроки-композиции,   библиотек   практика игры, фестивали,
уроки-концерты,       по благоустройству соревнования,
тематические вечера-диспуты,       школы походы, выезды,
выпуск газет         прогулки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наши рекомендации