Взаимосвязь обучения и воспитания

Воспитание личности школьника с недостатками слуха, возможность его самовыражения и самореализации в полной мере зависит от качественной, си­стематически проводимой коррекционно-развивающей работы.

Детская тугоухость, особенно глухота, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии. У большинства детей (более 85%) нарушение функции органа слуха наступает на первом — втором году жизни, т. е. до раз­вития или в период формирования психоречевого развития. Поэтому слуховое нарушение не только ограничивает возможности речевого общения школьника с окружающей средой и тем самым обедняет диапазон его чувственных вос­приятий, но и вызывает гораздо более тяжелые последствия — своеобразное развитие мышления и связанные с последним ограничения жизнедеятельнос­ти, трудности общения и социализации.

Несмотря на достигнутые в мире значительные успехи в преодолении нару­шений слуха, число детей, страдающих тугоухостью и глухотой, практически не снижается. Более того, статистика последних лет свидетельствует об увели­чении числа детей с врожденной тугоухостью и глухотой и с малозаметным снижением числа детей с приобретенными нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушение слуха и, как следствие, недоразвитие речи, не-сформированность словесного мышления и познавательной деятельности, не имеют достаточного социального опыта из-за ограниченности общения с ок­ружающими; их житейские и образовательные знания обеднены, процесс ов­ладения знаниями и умениями протекает своеобразно и требует помощи со •стороны специалистов. Все это приводит к трудностям социализации и даль­нейшей интеграции слабослышащих и неслышащих в общество. Жизненные ценности плохослышащих и глухих ограничиваются материальным благопо­лучием, низок интерес к культуре, науке, образованию, политике.

У учащихся, помимо основного диагноза — снижение слуха (I, II, III и IV степени тугоухости), имеется, по заключению врачей, большое количество со­путствующих заболеваний: остаточные проявления энцефалопатии, последствия родовых травм, акушерских параличей, ДЦП, патологический неврологический статус, минимальная мозговая дисфункция и перенесенные менингиты, а такжеповышенная нервная возбудимость, простудные заболевания, ЛОР-патологии (отиты, гаймориты, фронтиты, синуситы). Снижение или отсутствие слуха (а неслышащих детей, подготовленных к обучению во 2-м отделении в результате ранней помощи, в школе 15%) и имеющиеся у учащихся мозговые нарушения являются причиной недоразвития отдельных психических процессов. Кроме это­го, в школе обучаются и воспитываются дети с ЗПР, с нарушением слуха и ин­теллекта или с множественными недостатками развития.

Цель педагогической коррекционной работы заключается в преодолении, исправлении и профилактике нарушений психических и физических функций ребенка с недостатками слуха в процессе его воспитания, образования, социа­лизации и интеграции в общество.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание направлено на усвое­ние социального опыта с использованием новых педагогических технологий и специальных методов с усилением взаимосвязи содержания уроков и органи­зованной воспитывающей деятельности школьников во внеурочное время.

Воспитательный процесс развивает и формирует типологические свойства и качества личности, инвариантные предметной специфике деятельности (ком­муникативная, познавательная, трудовая, эстетическая и др.), позволяет адап­тироваться школьнику в социальной среде.

Коррекционно-развивающее воспитание направлено как на исправление (преодоление) недостатков умственного и речевого развития, так и на совер­шенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сфе­ры и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Педагогический аспект реабилитации в нашей школе включает восстанов­ление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в про­цессе образования (как общего, так и специального) с использованием новых технологий и методов обучения, в процессе воспитания в условиях новых орга­низационных форм, восстановление нарушенных функциональных связей. Основные цели образования, воспитания и реабилитации совпадают и направ­лены на наиболее полную интеграцию личности в общество.

В процессе образования и воспитания детей с нарушениями слуха обеспе­чивается готовность личности к самоопределению и самореализации в основ­ных сферах жизнедеятельности (трудовой, общественной, культурно-досуго-вой, коммуникативной, семейно-бытовой) и готовность к выбору профессио­нальной деятельности. В процессе воспитания и образования развиваются способности к самореализации в социуме, формируется социальное поведе­ние и общение, осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной и от­ветственной деятельности в различных профессиональных сферах, обеспечи­вается сохранение и укрепление здоровья учащихся, формируются способнос­ти к саморегуляции, умения организовать свой досуг.

Таблица

Наши рекомендации