Взаимосвязь обучения и воспитания
Воспитание личности школьника с недостатками слуха, возможность его самовыражения и самореализации в полной мере зависит от качественной, систематически проводимой коррекционно-развивающей работы.
Детская тугоухость, особенно глухота, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии. У большинства детей (более 85%) нарушение функции органа слуха наступает на первом — втором году жизни, т. е. до развития или в период формирования психоречевого развития. Поэтому слуховое нарушение не только ограничивает возможности речевого общения школьника с окружающей средой и тем самым обедняет диапазон его чувственных восприятий, но и вызывает гораздо более тяжелые последствия — своеобразное развитие мышления и связанные с последним ограничения жизнедеятельности, трудности общения и социализации.
Несмотря на достигнутые в мире значительные успехи в преодолении нарушений слуха, число детей, страдающих тугоухостью и глухотой, практически не снижается. Более того, статистика последних лет свидетельствует об увеличении числа детей с врожденной тугоухостью и глухотой и с малозаметным снижением числа детей с приобретенными нарушениями слуха.
Дети, имеющие нарушение слуха и, как следствие, недоразвитие речи, не-сформированность словесного мышления и познавательной деятельности, не имеют достаточного социального опыта из-за ограниченности общения с окружающими; их житейские и образовательные знания обеднены, процесс овладения знаниями и умениями протекает своеобразно и требует помощи со •стороны специалистов. Все это приводит к трудностям социализации и дальнейшей интеграции слабослышащих и неслышащих в общество. Жизненные ценности плохослышащих и глухих ограничиваются материальным благополучием, низок интерес к культуре, науке, образованию, политике.
У учащихся, помимо основного диагноза — снижение слуха (I, II, III и IV степени тугоухости), имеется, по заключению врачей, большое количество сопутствующих заболеваний: остаточные проявления энцефалопатии, последствия родовых травм, акушерских параличей, ДЦП, патологический неврологический статус, минимальная мозговая дисфункция и перенесенные менингиты, а такжеповышенная нервная возбудимость, простудные заболевания, ЛОР-патологии (отиты, гаймориты, фронтиты, синуситы). Снижение или отсутствие слуха (а неслышащих детей, подготовленных к обучению во 2-м отделении в результате ранней помощи, в школе 15%) и имеющиеся у учащихся мозговые нарушения являются причиной недоразвития отдельных психических процессов. Кроме этого, в школе обучаются и воспитываются дети с ЗПР, с нарушением слуха и интеллекта или с множественными недостатками развития.
Цель педагогической коррекционной работы заключается в преодолении, исправлении и профилактике нарушений психических и физических функций ребенка с недостатками слуха в процессе его воспитания, образования, социализации и интеграции в общество.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание направлено на усвоение социального опыта с использованием новых педагогических технологий и специальных методов с усилением взаимосвязи содержания уроков и организованной воспитывающей деятельности школьников во внеурочное время.
Воспитательный процесс развивает и формирует типологические свойства и качества личности, инвариантные предметной специфике деятельности (коммуникативная, познавательная, трудовая, эстетическая и др.), позволяет адаптироваться школьнику в социальной среде.
Коррекционно-развивающее воспитание направлено как на исправление (преодоление) недостатков умственного и речевого развития, так и на совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Педагогический аспект реабилитации в нашей школе включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) с использованием новых технологий и методов обучения, в процессе воспитания в условиях новых организационных форм, восстановление нарушенных функциональных связей. Основные цели образования, воспитания и реабилитации совпадают и направлены на наиболее полную интеграцию личности в общество.
В процессе образования и воспитания детей с нарушениями слуха обеспечивается готовность личности к самоопределению и самореализации в основных сферах жизнедеятельности (трудовой, общественной, культурно-досуго-вой, коммуникативной, семейно-бытовой) и готовность к выбору профессиональной деятельности. В процессе воспитания и образования развиваются способности к самореализации в социуме, формируется социальное поведение и общение, осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной и ответственной деятельности в различных профессиональных сферах, обеспечивается сохранение и укрепление здоровья учащихся, формируются способности к саморегуляции, умения организовать свой досуг.
Таблица