Комплексный подход в технологии воспитания
В коррекционных образовательных учреждениях для неслышащих и слабослышащих широко используется системный подход для воспитания социально-адаптированной личности. Определение новых целей и нового содержания, методов и форм воспитания школьников предполагает и формирование широких взглядов педагогической общественности на создание единства организационных и культурных условий для духовного развития учащихся. Педагогический опыт показывает, что приобщение учащихся к национальной культуре обладает большим воспитательным потенциалом и помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья лучше ориентироваться в культурных ценностях, раскрывает их творческие способности и социально адаптирует личность.
Открытость, демократизация коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом, гуманизация взаимоотношений учащихся и учи- ] телей, свобода творчества и самовыражения являются результатом системного подхода. Комплексность означает соответствие результатов воспитания поставленным целям, единство основополагающих идей и путей их осуществления.
Совершенствование образования и воспитания детей с нарушенным слухом требует не только переработки учебных планов, программ, новых методических подходов, но и создания новых технологий воспитания. Современные технологии воспитания выстраиваются на основе комплексного подхода. Система воспитания определяется единством целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия. Идея целостной воспитательной системы определяет содержание, поиск интересных организационных форм воспитательной работы. Усиление связей между содержанием уроков и внеклассных занятий, использование традиционных и новых форм воспитания раскрывают комплексный характер воспитывающих коллективных занятий. Введение но- ^ вых педагогических технологий, организация групповых занятий, имеющих | комплексный характер, изменяет содержание воспитательного процесса. Не- | обходимо воздействовать на сознание, чувства, поведение воспитанников в единстве. Формировать интерес учащихся как к учебе на уроках и вне класса, так и к внеурочной творческой деятельности. Значимым для внеклассных занятий является введение в коррекционных школах новых типов уроков, особенно новых развивающих учебных предметов: «Уроки культуры», «Уроки литературы, музыки и изобразительного искусства», «Уроки здоровья и экологии» и др. Интегрированные уроки изменяют содержание внеурочной творческой деятельности для развития знаний, умений и навыков детей, полученных на уроках. Для этого устанавливается тесная связь внеклассной деятельности учащихся с уроками на основе комплексного подхода: урок-игра; урок-путешествие; урок-викторина или диспут; урок-конкурс или соревнование; урок-экскурсия и т. д. Такие уроки требуют предварительной или завершающей внеклассной деятельности. Проводятся в школах и интегрированные учебные дни. Содержание всех уроков, проводимых в этот день, посвящены одной теме или значимой дате для школы, города или страны, например: «День рождения города», «День памяти Великой Победы», «Война 1812 года» и др. Учащиеся включаются во внеурочной деятельности в подготовку таких интегрированных уроков, школьники подбирают и оформляют наглядный материал. Совместно с учителями, воспитателями решают, в какой форме будет проводиться урок. Готовятся сообщения, стихотворения, инсценировки. Школьники учатся и выступать перед учащимися своего или другого класса. Оформляются стенды, газеты, готовятся экскурсии при участии детей по теме уроков. Обязательно проводится чтение школьниками статей или отрывков из подобранной литературы по теме, решаются кроссворды, проводятся экскурсии в музеи, заочные экскурсии.
Развитие интереса к творческой познавательной деятельности, потребности в учебе, интереса к книге, к внеклассным занятиям в группе формируют культуру умственного труда, социального поведения и речевого общения. У учащихся в совместной со взрослыми коллективной деятельности формируются знания норм и правил поведения со сверстниками, со старшими в школе и в семье. Участие детей в творческой практической деятельности в группе, посильном труде в быту и самообслуживании способствуют формированию убеждений, осознанию разных норм поведения, усвоению трудовых и санитарно-гигиенических навыков.
Широко привлекаются к творческой деятельности во внеурочное время родители и другие члены семьи. Такой комплексный подход развивает знания ребенка о семье, воспитывает культуру семейных отношений, способствует осознанию роли всех членов семьи и своего полноправного положения в ней. На внеклассных занятиях у школьников воспитывается чуткое, уважительное отношение к родителям, к старшим в семье. В ролевых играх младшие школьники осознают себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала, осваиваются соответствующие типы поведения, различные семейные роли, поощряется быть хорошим сыном или дочерью (братом, сестрой, внуком, внучкой). На внеклассных занятиях дети знакомятся с профессиями родителей, на экскурсиях — с условиями их труда, с профессиональной деятельностью. Рекомендуется родителям привлекать школьников к участию в трудовых делах семьи.
Общество, природа, социально-пространственная система (место жительства ребенка) несут в себе большой воспитательный потенциал. Изучение природных, социокультурных, исторических особенностей места, в котором находится дом ребенка и расположена школа, способствует социальной адаптации школьника. Во внеклассное время организуется сотрудничество школьников, родителей и воспитателей для организации взаимодействия ребенка с городом (другим местом жительства), которое становится определяющим в развитии представлений ученика об окружающей природе и мире, жизни общества.
Для определения содержания программы воспитательной системы и условий ее реализации характерны следующие особенности: открытость системы воспитания для общественности, семьи воспитанников; привлечение семьи к участию во всех творческих делах в воспитательной группе, школе; проведение различных мероприятий в центрах творчества детей и молодежи, в других внешкольных учреждениях, в различных музеях и т. п.; организация и предварительная подготовка больших общешкольных коллективных творческих мероприятий в сочетании с усвоением школьниками подготовительного материала в воспитательной группе, индивидуальное внимание воспитателя к каждому воспитаннику; разработка педагогическим коллективом школы совместно сродительским комитетом содержания программы, концепции воспитания учащихся на учебный год, отражающих традиции, требования текущего периода и будущего школы; наличие в школе мест и времени вне класса для свободной досуговой деятельности детей по их интересам (спорт, игра, кружки, отдых, общение и т. п.).
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте понимание культурологического подхода в содержании воспитательного процесса вне класса, его значение для развития личности.
2. Известно, что приобщение школьников к культуре имеет большой воспитательный потенциал. Назовите примерные разделы содержания уроков и внеклассных занятий по изучению культуры и истории Санкт-Петербурга или другого города.
3. Какое влияние на развитие личности учащихся основной и старшей школы оказывает краеведческий материал?
4. В каких организационных формах и условиях во внеурочное время осушеств- > ляется культурное развитие школьника с недостатками слуха?
5. Изложите свое понимание комплексного, системного подхода в определении содержания воспитательного процесса в специальных школах для детей с недостатками слуха.
6. Определите характерные особенности содержания воспитательной системы на основе культурологического подхода и условия их реализации. Заполните таблицу. Запишите задачи культурного воспитания учащихся, содержание и формы организации для их решения.
Задачи культурологического подхода | Направления содержания воспитания | Организационные формы внеклассных занятий |
1. | 1. | 1. |
г: | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
4. | 4. | 4. |
5. | 5. | 5. |
6. | 6. | 6. |
7. | 7. | 7. |
8. | 8. | 8. |
7. Раскройте особенности развития эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом в условиях приобщения к литературе, живописи, к восприятию музыкальных произведений.
8. Какие формы организации музыкально-эстетического воспитания способствуют развитию чувств школьников?
9. Объясните влияние слухового восприятия музыки с ЗУА, музыкально-ритмических упражнений, речитативного пения на эмоциональное, психическое, речевое развитие учащихся, на совершенствование двигательной сферы.
10. Изучите в приложении концепцию воспитательной и образовательной системы школы-интерната слабослышащих и позднооглохших № 33 СПб., проанализируйте материал, запишите в рабочей тетради цели и задачи воспитательной системы школы.
11. Обсудите на практическом занятии в группе основные направления содержания и организацию разных видов деятельности. Обоснуйте возможность включения в воспитательный процесс еще других видов деятельности школьников.
12. Раскройте понимание смысла принципов воспитания и образования, которые определяют, по мнению учителей школы, процесс воспитания и образования.
13. Проанализируйте традиции и правила школы слабослышащих, взаимосвязь с различными организациями для социализации учащихся (схема 1 приложения).
14. Изучите и проанализируйте таблицу 1, выделите и запишите в рабочей тетради новые социально-образовательные цели и подходы в дидактическом комплексе, новые программы и нетрадиционные развивающие типы уроков и внеклассных занятий, формы организации дополнительного образования и воспитания.
15. Изучите программу реализации воспитательной концепции (приложение). Проанализируйте в рабочей тетради ее разделы: взаимосвязь обучения и воспитания; направления социализации и интеграции школьников; реабилитация учащихся творчеством; программа творческого развития учащихся, ее принципы; развитие школьников во внеурочной деятельности. Обсудите на практических занятиях подготовленные материалы студентов.
16. Обратите внимание и обоснуйте права учащихся школы слабослышащих. Что можно добавить в этот перечень, по вашему мнению?
17. Внимательно изучите, за какие достижения награждены учащиеся и педагогический коллектив школы-интерната № 33 СПб.
Приложение 1
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 33 СЛАБОСЛЫШАЩИХ
И ПОЗДНООГЛОХШИХ СПб1.
Теоретические основания
Цели:
• создание условий для компенсации нарушений в развитии слабослышащих детей и вовлечение их в социокультурное пространство;
• социализация школьника со слуховой недостаточностью как результат специального образования, системы воспитания и коррекционно-развиваю-1 щей работы;
• интеграция в среду слышащих, осознание себя частью общества;
• развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, трудовой,; нравственной, познавательной культуры, творческих способностей.
Задачи:
• содействие саморазвитию и самореализации личности учащегося;
• установление добрых, нравственно здоровых отношений и формирование коммуникативной культуры в школьной среде;
• гуманизация и общекультурологическая направленность воспитания; психолого-педагогическая поддержка;
• развитие навыков самостоятельной трудовой деятельности и творчества;
• сохранение и преумножение школьных традиций;
• воспитание здорового образа жизни;
• сотрудничество школы и семьи в социализации школьников.
Основные направления содержания:
• коррекционно-развивающая работа в образовательном и воспитательном процессе;
• здоровьесберегающее образование и воспитание;
• индивидуально-личностный подход к ребенку;
• развитие творческого потенциала каждого;
• духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
• воспитание петербуржца;
• взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия; • инновационные подходы к обучению и воспитанию; • профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка.
Виды деятельности:
• коррекционно-развивающая;
• учебно-познавательная;
• коммуникативная;
• диагностирующая медико-психолого-педагогическая; • коллективоформирующая;
• общественно-полезная;
• стимулирующая саморазвитие личности иее социальную интеграцию;
• предпрофессиональная.
«Ищи у своих детей не худшие стороны, а лучшие. Ты всегда их найдешь. С нихначинай воспитание». (ВТ. Белинский)
«Лучший путь сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми».
(О. Уайльд)
«Через красивое — к человеческому"—такова закономерность воспитания».
(В.А. Сухомлинский)
Принципы воспитания и образования:
• педагогика гуманизма и природосообразности;
• педагогика сотрудничества и сотворчества;
• культуросообразность воспитания;
• направленность на развитие детей в деятельности;
• коррекционное воспитание и обучение;
• дифференцированный и индивидуальный подход.
«Несмотря на самый мрачный прогноз, ребенок имеет право на чудо».
(Л. С. Выготский)
Традиции школы:
• сентябрьские уроки «Традиции нашей школы» (видеофильмы, встречи с интересными людьми, видеоматериалы, знакомство с архивными материалами из истории школы);
• преемственность поколений;
• связь с выпускниками и учителями прошлых лет;
• учительские династии, изучение их истории;
• координация взаимодействия педагогического коллектива и родителей в целях социализации и интеграции детей;
• развитие личностного потенциала каждого учащегося;
• ежегодные встречи в «Клубе веселых и находчивых» старшеклассников и учителей;
• ежегодные спортивные, трудовые и другие состязания между учителями и учащимися, между семьями с участием школьников, между учащимися разных классов или школ.
Принципы работы педагогов:
• окружить ребенка теплотой и вниманием;
• заботиться о развитии, продвижении вперед при овладении каждымшкольником знаниями, практическими жизненными умениями, опытомсоциального поведения;
• содействовать развитию индивидуальных способностей, творческих задатков и возможностей каждого ребенка;
• достичь гармонии в развитии нравственной личности школьника с недостатками слуха.
Схема