В содержании воспитательного процесса
Анализ передовой педагогической практики в коррекционных образовательных учреждениях позволяет утверждать, что большое внимание в содержании воспитания учащихся уделяется культурологическому подходу, предполагающему изучение внутренних связей и взаимодействия процессов культурно-исторического развития окружающего ребенка мира. Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород и многие другие города и регионы России являются источниками культуры. Изучение материалов об истории, культуре, традициях городов, как и других национальных центров культуры, позволяет воздействовать комплексно и предполагает освоение школьником разными пластами культуры общества.
Основополагающими направлениями формирования культуры является познавательная, нравственная, коммуникативная, практическая жизненная и трудовая, физическая и эстетическая деятельность. Овладение школьниками разными сторонами культуры общества осуществляется в образовательном и воспитательном процесса при освоении содержания образовательной и воспитательной программы. Краеведческое образование и воспитание учащихся с нарушенным слухом на основе изучения истории и социальной культуры имеет давние традиции в опыте известных зарубежных и отечественных сурдопедагогов Ф.М. Гилля, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, А.Ф. Остроградского, Я.Т. Спеш-нева, В.И. Флери, Ш.М. Эпе и др. Важное направление воспитания и социализации, самореализации личности школьника с нарушениями слуха в окружающем мире — изучение жизни, истории, культуры своего народа, освоение общественного опыта, культуры человеческих отношений. Формирование знаний о современной жизни невозможно без изучения культурной среды, традиций, истории, деятельности выдающихся личностей, исторических и культурных событий своей страны и мира.
В связи с изменением содержания воспитательной системы возрастает значимость культурологического подхода в воспитании учащихся через изучение духовного мира личности, процессов в жизни общества, постижение его историко-культурного своеобразия. Формирование культуры осуществляется в кра-гведческой работе во внеурочное время в следующих содержательных направлениях и организационных формах.
1. Использование материалов по изучению культуры Петербурга на уроках титературы, чтения и на внеклассных занятиях при изучении творчества поэтов, писателей, художников, чья деятельность связана с Петербургом. Краеведческий материал вводится в уроки развития речи, в ознакомления с окружающим, в индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия, особенно при работе над текстами. Материал таких уроков включается в занятия внеклассным чтением, закрепляется в разных формах внеклассных занятий. Иногда школьники до проведения урока начинают знакомство с темой на экскурсии или на тематической прогулке, готовят краткие сообщения, подбирают наглядные материалы к уроку и т. д. Таким образом устанавливается интеграция между уроками и внеклассными занятиями в условиях творческой деятельности школьников при изучении краеведческого материала.
2. Комплексное изучение культурологического материала на специальных уроках или факультативах. Программа этих уроков включает примерные разделы: «История и культура страны и Санкт-Петербурга», «Архитектурные памятники города на Неве и их создатели», «Воспитание культуры социального поведения и общения», «Экология и здоровье» и др.
3. Изучение разного культурологического материала при проведении экскурсий и тематических прогулок, при подготовке тематических праздников, конкурсов, олимпиад, при выпуске стенгазет и календарей юного петербуржца и т. п.
4. Приобщение к художественной культуре в кружковой работе, занятия изобразительной деятельностью, изучение народно-прикладного искусства, отличительных особенностей некоторых традиционных промыслов России. Дети усваивают художественные умения, выполняют работы в различном стиле. В процессе изобразительной деятельности у детей расширяются представления об искусстве, развиваются эстетические чувства. Декоративно-прикладная деятельность развивает воображение, творческие способности учащихся. Художественные трудовые умения совершенствуют их познавательную активность.
Важный компонент воспитательной системы — воспитание и развитие эмоциональной сферы, чувств воспитанников. Без человеческих эмоций трудно понять взаимоотношения людей, познать окружающий мир, воспринимать нормы и требования жизни. Развивая чувства детей в разных видах деятельности при приобщении к искусству, литературе, культуре, воспитывают сознательную, -творческую личность.
В коррекционно-образовательных учреждениях отмечается новый подход к музыкально-эстетическому развитию, познанию музыкальной культуры неслы-шащими и слабослышащими. Этот подход осуществляется в двух направлениях: а) специальные уроки — фронтальные занятия в слуховом кабинете, музыкально-ритмические занятия и др. Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию у слабослышащих эмоционально-волевой сферы, расширению познавательных интересов, развитию слухового восприятия во взаимосвязи с речью, эстетических вкусов и др.; б) внеклассные занятия по подготовке к праздникам, театрализованным постановкам, подготовка и участие детей в различ- ) ных общешкольных мероприятиях, в речевых конференциях, литературно-му- / зыкальных вечерах, студиях речитативного пения и т. п. развивают также чув- 1 ства детей и активизируют познавательную деятельность.
Наблюдения показывают, что музыка оказывает благотворное влияние на ' эмоциональное, психическое, речевое развитие учащихся, на совершенствова- ; ние двигательной сферы. При систематических занятиях у учащихся развивается слуховое восприятие музыкальных элементов с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Дети вслушиваются в различные звучания, усваивают темп, звуковысотные, ритмические, тембровые структуры. Главное же, учащиеся с нарушенным слухом овладевают навыками слушания музыкальных произведений, пения, навыками движения под музыку. У них в процессе музыкальных занятий формируется эстетическое отношение к музыке, сопереживание эмоциональному содержанию музыкального произведения.
Слуховая депривация, как показывают исследования Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Т.В. Розановой и др., не изолированное выпадение отдельного анализатора, а нарушение всего хода психофизического развития ребенка, что приводит к своеобразию формирования личности. Поэтому изучение культурологического материала носит коррекционно-развивающую направленность. Опыт коррекционных образовательных учреждений раскрывает особенности педагогических условий для формирования у учащихся культурологических знаний, развития эмоционально-волевой сферы, интереса и потребности в изучении истории и культуры, природы и экологии своего места жительства.