Типы отношений родителей к ребенку с недостатком слуха
Как социальный институт, воспитание имеет важное значение для формирования личности ребенка с нарушением слуха. Проблеме значимости семейного воспитания уделяли внимание многие выдающиеся педагоги: П.Д. Енько, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.М. Назарова, Е.Ф. Рау, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Я.Т. Спешнев, В.И. Флери и др. Сурдопедагоги отмечали своеобразие и специфические особенности воспитания ребенка с недостатками слуха в семье. По утверждению психологов, для развития личности имеет первостепенное значение постоянное общение с матерью, речевое и эмоциональное взаимодействие, общение с любящими членами семьи. Но такое общение из-за нарушения слуха и речи ребенка не может проходить без ранней помощи специалиста.
Родители детей тяжело переживают состояние своего ребенка при определении специалистами слуховой недостаточности. Психологи выделяют несколько стадий в состоянии, чувствах родителей: шок (1 стадия); понимание (2 стадия); защитное отрицание (3 стадия); принятие глухоты (4 стадия); конструктивные действия (5 стадия) (Е.И. Исенина, В.М. Рахманов и др.). Стадии шока, понимания, защитного отрицания четко просматриваются в чувствах и поведении родителей и близких, а стадия принятия и конструктивного действия не всегда реализуется в семейном воспитании. Ученые определяют, педагогический опыт показывает, что разные особенности отношения родителей к ребенку с недостатками слуха формируют у них положительное или отрицательное отношение к участию в его воспитании и в сотрудничестве со школой.
Часто при поздней глухоте и тугоухости, возникшей в старшем дошкольном или школьном возрасте, родители как бы останавливаются на стадии защитного отрицания. Пытаются скрыть от окружающих, от себя состояние ребенка, думают, что, может быть, завтра он начнет слышать. В большинстве таких случаев начинают вести поиск разных врачей, целителей, какие-то новые подходы в лечении и др. Многие как бы застревают на этой стадии и теряют время для коррекционного обучения, а главное, не получают своевременную помощь специалистов. На стадии «принятия глухоты или тугоухости» родители осознают, что ребенок потерял слух, но надо жить дальше, воспитывать его и, возможно, других детей в семье. Часть родителей начинает предпринимать конструктивные действия, даже меняется образ жизни в семье, по-иному определяются жизненные ценности. Много усилий прилагается для специального воспитания и обучения в семье под руководством сурдопедагога.
Определяются в семье, где имеется ребенок с недостатком слуха, различные типы и стили отношений родителей к ребенку и к возможностям его развития, к участию в воспитании и образовании школьника:
1. Полное понимание состояния ребенка, возможностей развития его слухового восприятия, речи, психического и физического развития, состояния здоровья и адекватное отношение к особенностям развития и воспитания. Понимание задач воспитания ребенка и активное сотрудничество со школой.
2. Гиперопека, когда постоянно ребенок окружен вниманием всех членов семьи, ограничивают его деятельность в семье, устраняют от обязанностей по дому, выполняют все вместо него. У ребенка не воспитываются такие черты, как самостоятельность, ответственность, но развивается завышенная оценка своей личности, эгоизм и т. п.
3. Нереалистическое отношение к школьнику. Родители верят в возможность вернуть слух своему ребенку, не учитывают особенности его развития, трудности обучения, формированию речи не уделяют внимания. Не занимаются воспитанием, мало сотрудничают с воспитателем и учителем.
4. Родители, смирившиеся с утратой слуха, безразличные к своему ребенку, к его дальнейшей жизни в обществе. Иногда родители стыдятся своего глухого и плохоговорящего ребенка. У некоторых отмечается полное неприятие такого ребенка, им не нравится общество глухих детей. Они не делают усилий для установления близких, доброжелательных отношений с ребенком, считают его помехой в своей жизни. Эти родители успокаивают себя, стараются полностью переложить на школу, на учителя воспитание и образование своего ребенка
Сурдопедагоги утверждают, что в полноценной семье, где родители адекватно относятся к своему ребенку, дети с недостатками слуха усваивают нравственные ценности, культурные традиции, осознают правила социального поведения, роли членов семьи. Но чем раньше ребенок изолируется от семьи, тем более выражены у него нарушения в психоречевом, эмоциональном развитии.