IV. Особенности речи как средства общения и мышления
1. Соотношение устной, дактильной и жестовой речи в свободном общении.
2. Отношение к словесной речи (активно-положительное, пассивно-положительное, активно-отрицательное).
3. Объем словаря, его соответствие программным требованиям.
4. Грамматическая, синтаксическая и лексико-семантическая оформленность высказываний.
5. Уровень овладения диалогической, монологической, письменной речью.
V. Особенности внимания и познавательных процессов
1. Общая характеристика внимания (объем, устойчивость, распределяемость, переключаемость и др.).
2. Соотношение произвольного и непроизвольного внимания в учебной деятельности.
3. Работоспособность и утомляемость.
4. Средства привлечения, поддержания и воспитания внимания, необходимые для работы с данным учеником.
5. Характеристика особенностей восприятия (объем, скорость, правильность, степень вербализации процесса).
6. Круг представлений, их адекватность и дифференцированность; особенности оперирования образами памяти и воображения, участие речи в этом процессе.
7. Особенности процессов памяти, соотношение качественных характеристик наглядно-образной и словесно-логической памяти.
8. Особенности мыслительной деятельности:
а) качества ума;
б) степень сформированности мыслительных операций;
в) степень сформированности дискурсивного мышления (умение анализировать и обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы на основе суждений и умозаключений);
г) особенности формирования понятий;
д) особенности целеполагания и поисковой деятельности;
е) преимущественный уровень мыслительной деятельности.
Общее заключение о возможностях ребенка.
VI. Особенности учебной деятельности и поведения в школе
1. Успеваемость в настоящее время и в предыдущих классах по отдельным предметам.
2. Причины неуспеваемости или низкой успеваемости.
3. Затруднения в учебной деятельности, как они преодолеваются.
4. Отношение к учебной деятельности в целом и к отдельным учебным дисциплинам: а) активно-положительное; б) пассивно-положительное; в) активно-отрицательное. Раскрыть причины.
5. Отношение к домашней учебной работе (временные трудности, самостоятельность и др.)
6. Поощрения, наказания, отметки в учебной деятельности.
7. Дисциплинированность на уроке, во внеурочное время (сознательная, по принуждению; причины недисциплинированности).
VII. Особенности психических свойств личности
1. Общественная направленность личности, основные нравственные качества ученика.
2. Система интересов и склонностей (учебных, читательских, спортивных, творческих, трудовых, профессиональных и т. п.). Наличие устойчивого интереса, отчетливо выраженной склонности к какому-либо определенному виду деятельности.
3. Эмоциональные свойства личности (эмоциональная лабильность или тупость, преобладающее настроение, причины аффектов, аффективных и стрессовых состояний, фрустраций). Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность. Особенности внешнего проявления эмоций и саморегуляции.
4. Особенности чувств школьника, сформированность видов чувств, пути их коррекции.
5. Особенности волевой регуляции психической деятельности:
а) волевые свойства личности (целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, внушаемость, мужество, трусость, настойчивость и т. п.);
б) особенности волевой регуляции процессов восприятия, памяти, мышления, внимания.
6. Черты характера (цельность, сила, правдивость, искренность, открытость, замкнутость, отзывчивость, обидчивость, эгоистичность, упрямство и т. д.).
VIII. Система отношений ученикас окружающими
1.Отношение к школе, к жизни в интернате, в группе продленного дня.
2. Отношение к взрослым — к директору, учителю, воспитателю, родителям.
3. Отношение к одноклассникам (привязанности, симпатии, дружба; отношение к лидерам, отверженным).
4. Отношение ученика к себе, к своим недостаткам слуха и речи, адекватность оценки своих возможностей.
5. Социометрический статус ученика.
IX. Общее заключение
Пути и средства учебно-воспитательной работы с данным учеником с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.
Список литературы
1. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе: Совершенство. М., 1998.
2. Богданова ТТ. Сурдопсихология. М, 2002.
3. Богданова ТТ., Антонова Г.А. Особенности межличностных отношений глухих старшеклассников // Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха. М., 1986.
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
5. Венгер А.А., Выготская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.
6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
7. Вштар Э.А. Исследования межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. 1981. № 4.
8. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. Л., 1989.
9. Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха: Сб. науч. тр. / Под ред. М.И. Никитиной и др. СПб., 1992.
10. Медведева Е.А., Левченко Н.Ю. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.
11. Михаленкова И.А. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. СПб., 2003.
12. Пономарева З.А. Индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение ученика с отклонениями в развитии в условиях образовательного процесса // Коррекция развития детей с нарушениями слуха. СПб., 1999.
13. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. М., 1971.
14. Лсюолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. М., 2001.
15. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М., 2005.
16. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развития. М., 2002.
Тема 2.6. Сотрудничество родительской общественности со специальными образовательными учреждениями в воспитании учащихся с недостатками слуха
Социальное, семейное и школьное воспитание детей с недостатками слуха тесно взаимосвязаны, особенно в начальной и основной школе. Воспитание школьника в семье — это воспитывающее воздействие на него родителей и ближайшего окружения. По мнению многих ученых, в большой мере на формирование личности ребенка оказывают эмоциональные отношения с родителями и близкими, взаимоотношения в семье, внимание, забота со стороны взрослых, ощущение защищенности.