IV. Особенности речи как средства общения и мышления

1. Соотношение устной, дактильной и жестовой речи в свободном обще­нии.

2. Отношение к словесной речи (активно-положительное, пассивно-поло­жительное, активно-отрицательное).

3. Объем словаря, его соответствие программным требованиям.

4. Грамматическая, синтаксическая и лексико-семантическая оформленность высказываний.

5. Уровень овладения диалогической, монологической, письменной речью.

V. Особенности внимания и познавательных процессов

1. Общая характеристика внимания (объем, устойчивость, распределяемость, переключаемость и др.).

2. Соотношение произвольного и непроизвольного внимания в учебной деятельности.

3. Работоспособность и утомляемость.

4. Средства привлечения, поддержания и воспитания внимания, необходимые для работы с данным учеником.

5. Характеристика особенностей восприятия (объем, скорость, правильность, степень вербализации процесса).

6. Круг представлений, их адекватность и дифференцированность; особенности оперирования образами памяти и воображения, участие речи в этом процессе.

7. Особенности процессов памяти, соотношение качественных характеристик наглядно-образной и словесно-логической памяти.

8. Особенности мыслительной деятельности:

а) качества ума;

б) степень сформированности мыслительных операций;

в) степень сформированности дискурсивного мышления (умение анализировать и обобщать материал, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы на основе суждений и умозаключений);

г) особенности формирования понятий;

д) особенности целеполагания и поисковой деятельности;

е) преимущественный уровень мыслительной деятельности.

Общее заключение о возможностях ребенка.

VI. Особенности учебной деятельности и поведения в школе

1. Успеваемость в настоящее время и в предыдущих классах по отдельным предметам.

2. Причины неуспеваемости или низкой успеваемости.

3. Затруднения в учебной деятельности, как они преодолеваются.

4. Отношение к учебной деятельности в целом и к отдельным учебным дисциплинам: а) активно-положительное; б) пассивно-положительное; в) активно-отрицательное. Раскрыть причины.

5. Отношение к домашней учебной работе (временные трудности, самостоятельность и др.)

6. Поощрения, наказания, отметки в учебной деятельности.

7. Дисциплинированность на уроке, во внеурочное время (сознательная, по принуждению; причины недисциплинированности).

VII. Особенности психических свойств личности

1. Общественная направленность личности, основные нравственные качества ученика.

2. Система интересов и склонностей (учебных, читательских, спортивных, творческих, трудовых, профессиональных и т. п.). Наличие устойчивого интереса, отчетливо выраженной склонности к какому-либо определенному виду деятельности.

3. Эмоциональные свойства личности (эмоциональная лабильность или тупость, преобладающее настроение, причины аффектов, аффективных и стрессовых состояний, фрустраций). Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность. Особенности внешнего проявления эмоций и саморегуляции.

4. Особенности чувств школьника, сформированность видов чувств, пути их коррекции.

5. Особенности волевой регуляции психической деятельности:

а) волевые свойства личности (целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, внушаемость, мужество, трусость, настойчивость и т. п.);

б) особенности волевой регуляции процессов восприятия, памяти, мышления, внимания.

6. Черты характера (цельность, сила, правдивость, искренность, открытость, замкнутость, отзывчивость, обидчивость, эгоистичность, упрямство и т. д.).

VIII. Система отношений ученикас окружающими

1.Отношение к школе, к жизни в интернате, в группе продленного дня.

2. Отношение к взрослым — к директору, учителю, воспитателю, родителям.

3. Отношение к одноклассникам (привязанности, симпатии, дружба; отношение к лидерам, отверженным).

4. Отношение ученика к себе, к своим недостаткам слуха и речи, адекватность оценки своих возможностей.

5. Социометрический статус ученика.

IX. Общее заключение

Пути и средства учебно-воспитательной работы с данным учеником с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

Список литературы

1. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе: Совершенство. М., 1998.

2. Богданова ТТ. Сурдопсихология. М, 2002.

3. Богданова ТТ., Антонова Г.А. Особенности межличностных отношений глухих старшеклассников // Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с недостатками слуха. М., 1986.

4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

5. Венгер А.А., Выготская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.

6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

7. Вштар Э.А. Исследования межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология. 1981. № 4.

8. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. Л., 1989.

9. Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха: Сб. науч. тр. / Под ред. М.И. Никитиной и др. СПб., 1992.

10. Медведева Е.А., Левченко Н.Ю. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.

11. Михаленкова И.А. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. СПб., 2003.

12. Пономарева З.А. Индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение ученика с отклонениями в развитии в условиях образовательного процесса // Коррекция развития детей с нарушениями слуха. СПб., 1999.

13. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. М., 1971.

14. Лсюолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. М., 2001.

15. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М., 2005.

16. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развития. М., 2002.

Тема 2.6. Сотрудничество родительской общественности со специальными образовательными учреждениями в воспитании учащихся с недостатками слуха

Социальное, семейное и школьное воспитание детей с недостатками слуха тесно взаимосвязаны, особенно в начальной и основной школе. Воспитание школьника в семье — это воспитывающее воздействие на него родителей и ближайшего окружения. По мнению многих ученых, в большой мере на формирование личности ребенка оказывают эмоциональные отношения с родителями и близкими, взаимоотношения в семье, внимание, забота со стороны взрослых, ощущение защищенности.

Наши рекомендации