Условия психолого-педагогического изучения школьников
Изучение педагогического опыта наиболее квалифицированных учителей школ показывает, что успех индивидуального сопровождения развития ученика зависит от взаимосвязанных условий.
1. Понимание и учет индивидуальных особенностей развития каждого ученика, его социального поведения.
2. Обоснованная постановка воспитательных и коррекционно-развивающих задач.
3. Выявление причин и динамики происходящих изменений в развитии личности школьника.
4. Усиление взаимосвязи воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности.
5. Выбор наиболее эффективных методов, индивидуальных приемов коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
6. Создание новых технологий воспитательного процесса и совершенствование организационных форм воспитательной работы.
7. Оказание помощи семье в выборе индивидуального подхода к ребенку в домашнем воспитании и обучении.
Для индивидуального сопровождения воспитания школьника особое значение имеет комплексное педагогическое изучение развития воспитанников. В программе изучения детей с нарушенным слухом выделяется направление углубленного исследования первичного недостатка (нарушение слуха) и разностороннее изучение вторичных отклонений в развитии ребенка (недоразвитие речи, состояние речевого слуха; несформированность словесно-логического, понятийного мышления, особенности познавательной деятельности, своеобразие эмоционально-волевой сферы, особенности физического и нравственного развития и др.).
В программу изучения входит педагогическое исследование слуха с помощью шепотной, разговорной и громкой речи на каждое ухо и биноурально. Слух исследуется речью при использовании различных типов звукоусиливающей аппаратуры. Определяется порог слухового восприятия, рабочее, резервное расстояние для восприятия речи на слух. Выявляется как степень снижения слуха, так и характер поражения слухового органа. При исследовании слуха учитывается сложность процесса слухового восприятия, уровень развития речи ученика, степень владения фонетической, лексической, грамматической сторонами речи. Для дифференциальной диагностики обращается внимание на фонетический подбор, акустические свойства звуков речи, их сочетаний, слов и фраз. Используются разные таблицы слов, содержащие низкочастотные и высокочастотные звуки речи, что позволяет дифференцировать поражение органа слуха звукопроводящего или звуковоспринимающего характера, частотный характер понижения слуховой функции, степень ее нарушения при восприятии речи.
Соотношение данных с результатами тональной аудиограммы дает возможность воспитателю понять как степень снижения слуха, характер поражения слухового органа, так и особенности восприятия речи и общения ученика. Знание слуховых возможностей слабослышащего и остаточного слуха неслышащего способствует определению эффективности использования в общении индивидуального слухового аппарата. Определение состояния слуха ребенка имеет важное значение для индивидуального педагогического сопровождения развития ученика, для понимания и оценки трудностей в учебной и во внеурочной деятельности, в речевом общении, коррекционной работе по развитию слуха и при овладении речью, произносительными навыками.
В ходе преодоления речевого недоразвития постоянно ведется педагогическое изучение как понимания учеником обращенной речи, так и состояния его устной речи, ее фонетической и лексико-грамматической сторон. Исследуется сформированность слухового, зрительного и слухозрительного восприятия речи с использованием индивидуального аппарата. Подробное исследование речи включает рассмотрение различных ее компонентов и выявление динамики их развития. Выявляется объем словаря, сформированность фразовой речи, самостоятельное умение использовать фразеологию в разных ситуациях речевого общения.
В программу педагогического изучения развития учащихся входит сбор и анализ данных о развитии личности ребенка, об особенностях физической, интеллектуальной, эмоциональной и других сторон его жизненной деятельности. Выявляются уровень воспитанности, особенности культуры поведения, взаимоотношения со школьниками, общение с детьми и взрослыми и др.
Примерная схема педагогического изучения ученика включает следующее.
1. Характеристика состояния слуха (время, причины потери слуха, анализ аудиограммы и исследование слуха речью, учет степени снижения слуха и характера поражения слухового органа и др.). Использование в общении индивидуального слухового аппарата.
2. Уровень состояния речи и особенности ее развития (анализ фонетической, лексической и грамматической сторон речи, умение построить самостоятельное высказывание, владение культурой речевого общения и др.).
3. Общее умственное развитие, сформированность умственных действий, социально-бытовая ориентировка в окружающей обстановке, степень нарушения познавательной деятельности, характер мыслительных процессов, состояние внимания, памяти и др. Соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы.
4. Характер учебной деятельности (успеваемость, учебные умения и навыки, отношение к учению, интересы, способности и трудности, организованность и т. д.).
5. Физическое развитие и здоровье ученика, направленность интересов в спортивной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительной работе; изучение моторики, двигательных навыков; выполнение поручений и обязанностей в классе, семье, участие в посильном физическом труде в воспитательной группе, классе, домашних условиях.
6. Состояние эмоционально-волевой сферы (проявление чувств ребенка, волевые качества личности, отношение к учителям, окружающим, другим детям, к себе, наличие друзей, взаимоотношения ребенка с родителями). Положение школьника, его роль в воспитательной группе, классе, семье.
7. Особенности игровой, трудовой, творческой и других видов внеурочной деятельности, участие в коллективных делах, в подготовке праздников, в играх, спортивных соревнованиях, домашнем бытовом труде.
8. Особенности поведения школьника, обусловленные свойствами нервной системы. Дисциплинированность и сформированность культуры поведения и речевого общения. Негативные проявления некоторых особенностей характера, требующие пристального внимания воспитателя. Основные формы проблемного поведения учащихся: застенчивость и неуверенность, беспокойство и эмоциональная неустойчивость, обидчивость; агрессивность и ущемление самолюбия; конфликтность, провоцирование ссор с другими учащимися и др.
9. Условия семейного воспитания школьника. Количественный состав семьи, взаимоотношения с близкими. Наличие нарушений слуха у близких. Слухоречевая среда и средства общения в семье. Особенности духовно-нравственного воспитания ребенка родителями. Возрастные и образовательные характеристики членов семьи.
Примерные направления комплексного педагогического изучения неслышащего и слабослышащего позволяют учителю более эффективно организовывать индивидуальный подход и постоянное педагогическое сопровождение развития ученика в воспитательном процессе. Но не может быть единой универсальной схемы для педагогического изучения всех учащихся. Программа изучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями ученика, образовагельной программой класса, постановкой целей коррекционно-развивающего воспитания на данном этапе и другими факторами. Учителю и воспитателю дается возможность составлять индивидуальную программу педагогического изучения в зависимости от его требований к учащимся, поставленных задач изучения личности ребенка, понимания и оценки основных тенденций его развития.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Определите значение коррекционно-педагогического сопровождения индивидуального развития школьника в условиях воспитательного процесса.
2. Какие условия определяют результативность коррекционно-развивающей работы во внеурочное время?
3. Какие теоретические и методические положения в работах ученых являются обоснованиями системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения развития ученика?
4. Раскройте основные взаимодополняющие содержательные направления индивидуального сопровождения развития школьника.
Заполните таблицу, руководствуясь содержанием темы.
Цели индивидуального педагогического сопровождения | Содержательные направления индивидуального сопровождения | Виды индивидуальной педагогической помощи воспитанникам |
5. Какие взаимосвязанные условия определяют результативность индивидуального сопровождения развития школьника в воспитательном процессе?
6. 6. Обоснуйте необходимость педагогического изучения состояния слуха и речи, особенностей развития личности для воспитания школьников во внеклассной деятельности. I
7. 7. Изучите основные формы нарушенного поведения младших школьников, способы коррекции поведения (приложение 1), подберите игры, занимательные упражнения, приемы изобразительной деятельности для преодоления различных особенностей отклоняющегося поведения, используйте указанный список литературы и приложение 2.
8. 8. Проведите на педагогической практике в школе психолого-педагогическое изучение учащихся, составьте развернутую характеристику школьника, руководствуясь примерной схемой изучения ученика и материалом приложения 3.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Таблица
Эмоциональные состояния школьника | Признаки отклоняющегося поведения | Способы коррекции поведения |
Беспокойный характер | Неадекватное реагирование на все происходящее вокруг. Обидчивый, плаксивый | Четко определить, что можно и что нельзя. Согласовывать единые подходы в воспитании со всеми членами семьи. Спокойный, уверенный стиль общения с ребенком |
Агрессивный, раздражительный | Переживания, связанные с обидами. Ущемленное самолюбие. Эмоционально-волевые нарушения | Исключить повышение голоса, авторитарные запреты как неэффективные способы преодоления агрессивности. Дать ребенку возможность выплеснуть свою агрессию и раздражительность, включив его в активную практическую деятельность. Доброжелательное общение и пример ровного, спокойного, приветливого поведения |
Конфликтный характер | По характеру — задира, часто провоцирует ссоры с одноклассниками. В семье не уделяется внимания | Сдерживать стремления ребенка к ссорам с детьми. Объективно разбираться в причинах возникновения конфликтов. После конфликта обсудить причину его возникновения. Определить неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту. Уверенный, доброжелательный стиль общения |
Неуверенный | Боится незнакомых людей, от которых исходит эмоциональная угроза. Отличается неуверенностью в общении, снижено самоуважение, низкое самомнение | Расширить круг знакомств ребенка, чаще включать в совместные со школьниками дела. Давать определенную меру свободы действий. Оказывать психологическую поддержку. Укреплять у ребенка уверенность в себе, поощрять и подчеркивать даже небольшие успехи, привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением. Создавать ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с учителями и с учениками других классов |
Замкнутый | Беспокойный, эмоциональный, неустойчивость эмоций, общий сниженный фон настроения. Нежелание вступить в речевое общение, трудности в коллективной деятельности | Подчеркивать полезность деятельности и общения ребенка. Оказывать помощь в коллективных делах. Вовлекать в организаторскую деятельность при выполнении поручений. Формировать интерес к творческой деятельности, играм |
Приложение 2
ПРОГРАММА УПРАЖНЕНИЙ.
АРТГЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ1
Арттерапия — относительно новый метод психотерапии. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в реабилитационных центрах-клиниках, коррекционных образовательных учреждениях.
На начальных этапах терапия искусством отражала представление, согласно которому конечный продукт творчества человека расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. По 3. Фрейду, первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально.
Таким образом, художественное творчество детей отражает их внутренний мир, процессы, происходящие в нем,—конфликты, страхи, сомнения, мечты и желания. Обращение к арттерапевтическим формам и методам позволяет взаимодействовать с ребенком на символическом уровне, вести разговор на особом языке —языке изобразительного искусства, что особенно значимо при контакте с детьми, имеющими сложности в вербализации своих чувств и переживаний.
При работе со слабослышащими детьми приходится учитывать наличие вторичных психических нарушений, возникающих на фоне первичного дефекта: неразвитость воображения, неспособность к долгому сосредоточению, интеллектуальная замедленность, трудности в вербальном самовыражении, ведущие к нарушению сферы общения и обеднению эмоциональной сферы.
Дети психологически травмированы наличием у них определенного дефекта, а потому не осознают свою духовную индивидуальность, их характерологические конфликты часто обостряются, возникают нарушения школьной адаптации с проявлениями патологии поведения как следствие конституциональных и приобретенных нарушений формирования личности. Именно поэтому дети с «проблемами» нуждаются в тренировке способности к социальной адаптации, которая повышает возможности приспособления личности к новым, постоянно меняющимся требованиям жизни.
В основе использования арттерапевтических методов работы лежат принципы гуманистической психологии, согласно которым адаптационное воздействие занятий художественным творчеством на психику можно понимать в связи с самой сущностью искусства. Рисование, лепка, игры, музыка, танцы становятся средством реализации личностного потенциала, позволяют детям сконцентрировать свою энергию и силы для решения внешних и внутренних конфликтов, что в конечном итоге позволит каждому ребенку быть самим собой. Следует отметить, что при проведении всех упражнений требуется особое внимание уделять словарной работе.
Упражнениядля тренировки и развития внимания и памяти
Времена года. Необходимо приготовить четыре больших листа бумаги разного цвета и попросить детей определить, какому времени года соответствует тот или иной цвет. Затем предложить разложить картинки, соответствующие разным временам года, на разных листах.
Разделить белый лист бумаги на несколько участков по числу детей в группеобозначить каждый тем или иным названием (птица, автомобиль, животное). Каждый должен нарисовать на своем участке соответствующий предмет.
Круглые узоры. Предварительно разделить большой круг на отдельные сегменты. Каждый ребенок должен заполнить свой сегмент разными цветами, линиями и формами.
Лица. Детям предлагается изобразить лица с разными выражениями ( веселое, грустное, обиженное, лукавое и пр.) на овальных заготовках. Обсудить их предпочтения.
Подарки. Необходимо нарисовать или сделать подарки для членов группы.
Зрительный шепот. Первый ребенок рисует в течение трех минут и показывает свой рисунок второму. Второй пытается воспроизвести рисунок перво-о по памяти, показывает третьему и т. д. Последний рисунок сравнивается с первым и находятся искажения.