Программа приобщения слабослышащих учащихся

К МИРУ МУЗЫКИ1

Музыка обладает огромной силой воздействия на человека, способна подготовить его к эмоциональному и логическому постижению конкретных явлений искусства. В нашей школе большое внимание уделяется эмоциональному развитию слабослышащих детей, чувства прекрасного, формированию их эстетического вкуса. Работа проводится как на фронтальных уроках, так и во внеклассное время на внеклассных занятиях, в играх и т. п.

Особую роль играют фронтальные уроки по развитию слуха и речи в слуховом кабинете. Весь речевой и музыкальный материал подбирает педагог, учитывая состав класса, слуховые возможности детей и их уровень развития речи. Учитель продумывает объем материала, определяет круг музыкальных произведений, ведется большая словарная работа. Учащиеся знакомятся с понятиями «композитор», «музыкант», «дирижер», «оркестр», «исполнитель», «хор», «солист» и т. д. Музыкальный материал, который учащиеся 1 -го отделения слушают в 1-3-х классах, учащиеся 2-го отделения слушают в 3-4-х классах. Этот материал всегда отличается и объемом. Важно помнить, что эффективность восприятия музыки во многом будет зависеть от продолжительности ее звучания. Оно не должно превышать 5-6 мин., а в 1-2-х классах — 2-3 мин. Умение слушать музыку и размышлять о ней надо воспитывать постепенно с самого начала занятий. Уже в 1-м классе устанавливается правило: пока звучит музыка, ни один ребенок не поднимает руки, даже если он готов ответить на вопрос учителя. Это необходимо делать потому, что восприятие музыки — это прежде всего внимательное вслушивание в нее.

В 1-м классе учащиеся прослушивают небольшие, но эмоционально выразительные произведения различных жанров, которые написаны специально для детей, такие, как пьесы П.И. Чайковского из «Детского альбома», песни В. Шаинского и др.

На фронтальных уроках в кабинете дети знакомятся с творчеством великих композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, В.А. Моцарта и др. Прослушивая музыкальные произведения, учащиеся узнают имена известных исполнителей, знакомятся с названиями музыкальных инструментов.

В кабинете собран материал и составлены серии уроков по темам: «Сказки в музыке русских композиторов», «Времена года в музыке», «Музыка и живопись», «Русская народная музыка» и др. Прослушивание фрагментов из опер «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова проходит после изучения этих сказок в классе.

Прослушивание увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки проходит с одновременной работой с текстом «У Лукоморья» А.С. Пушкина. Учащиеся воспринимают этот текст на слух с пластинки (читает А. Шварц). Здесь же ребята получают сведения об увертюре. Очень любят дети сказки К.И. Чуковского. В кабинете разработаны серии уроков по этой теме. Учащиеся слушают сказки в исполнении автора (с пластинки). На уроках дети знакомятся с операми «Муха-цокотуха» (музыка М. Красева) и «Мойдодыр» (музыка Н. Левитина).

С названиями музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, ребята знакомятся во время прослушивания симфонической сказки «Петя и волк».

Уроки по теме «Героическая тема в музыке» проводятся, как правило, в канун Дня Победы. На этих уроках учащиеся знакомятся с историей создания песни «Священная война», ставшей музыкальным символом Великой Отечественной войны. Ребята слушают песни о Великой Отечественной войне.

На протяжении всех лет обучения учащиеся знакомятся с творчеством композиторов-песенников В. Шаинского, Д. Кабалевского, И. Дунаевского, А. Пахмутовой и др. Дети, как правило, узнают песни, которые исполняются известными певцами и часто звучат по радио. Особенно любят песни В. Шаинского. Тексты многих песен они запоминают путем многократных повторов и поют речитативом. Такое пение не только доставляет слабослышащим детям большую радость, но и способствует развитию речи, дыхания, памяти, слухового внимания.

Наличие богатого запаса записей литературных и музыкальных произведений в слуховом кабинете позволяет учителям школы использовать этот материал на фронтальных уроках в классе (уроки чтения, развития речи, литературы, истории, изобразительного искусства) и во внеклассное время на внеклассных занятиях.

Подбор музыкальных и литературных произведений (1-9 кл.) дает возможность ребятам почувствовать, что без музыки не было бы многого в литературе. Поэт, писатель помогает понять музыку, а музыкант-композитор помогает пониманию поэзии и литературы.

В фонотеке слухового кабинета сделаны подборки:

А.С. Пушкин в музыке.

А.С. Пушкину посвящается (литературно-музыкальная композиция).

Письма женщин к Пушкину (литературно-музыкальная композиция).

А.С. Пушкин. Стихи и сказки.

М.Ю. Лермонтов. Поэтическая история по мотивам произведений.

Поэзия М.Ю. Лермонтова в исполнении мастеров художественного слова (В. Качалов, В. Аксенов).

С. Есенин. «Я сердцем никогда не лгу» (литературно-музыкальная композиция по произведениям С. Есенина).

Песни на слова С. Есенина, стихи.

Какие же музыкальные произведения слушают наши учащиеся на уроках литературы и внеклассных занятиях? Несколько примеров:

Читают Слушают
Поэма «Медный всадник» Р. Глиэр «Гимн великому городу»
Поэма «Руслан и Людмила» М. Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Пушкин «Маленькие трагедии». Пейзаж в русской литературе. Стихи на тему «Осень» Музыка В.-А. Моцарта. П. Чайковский «Времена года»
Лермонтов «Песнь про купца Калашникова» М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
А. Островский (пьесы) Народные песни
Е. Шварц «Золушка» С. Прокофьев «Золушка» (фрагмент)
Г. Андерсен «Соловей» П. Чайковский «Размышления»
О. Уайльд «Соловей и роза» К. Глюк «Мелодия».
Ю. Олеша «Три толстяка» Я. Сибелиус «Грустный вальс»
И. Крылов, басня «Квартет» Музыкальный квартет И. Гайдна
«Слово о полку Игореве» А. Бородин «Князь Игорь»

Работа с музыкальными произведениями продолжается и во внеклассное время. В интернате в группе продленного дня к праздникам разучиваются музыкальные сказки. Исполняются они под фонограмму. Под фонограмму обыгрываются песни старшими ребятами (зримое пение). Ставятся целые музыкальные спектакли. Наши ребята участвуют наравне со слышащими в музы­кальных конкурсах и занимают призовые места.

Школьники с удовольствием посещают спектакли и концерты. Приобщение слабослышащих школьников к миру прекрасного через музыку помогает эмоциональному воспитанию, решению коррекционных задач, способствует воспитанию духовной культуры, интереса к литературе, живописи, музыке, дает уверенность в общении среди слышащих.

Список литературы

1. Багрова И.Г. Использование остаточного слуха в музыкально-ритмической работе с глухими школьниками //Дефектология. 1973. № 1.

2. Гачина Г. И., Кужелко Л. В. Работа по развитию восприятия на слух неречевых звучаний и музыки в школе для слабослышащих детей 1-ого отделения //Дефектология. 1987. №6.

3. ГлубоковаЛ.В., Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей // Дефектология. 1987. № 4.

4. Зайцева Т. А. Из опыта работы по развитию остаточного слуха у глухих учащихся во внеклассное время//Дефектология. 1979.М1.

5. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.

6. Психология глухих детей. М., 1971. С. 36-38,53-56,65-67.

7. Рау Ф. Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей // Дефектология. 1975. № 1.

8. Хотеева Э.Н. Игры на развитие слухового внимания глухих во внеклассное время//Дефектология. 1976. №6.

9. Яхнина Е. 3. Содержание и организация работы по эстетическому воспитании глухих школьников средствами музыки // Дефектология. 1987. № 4.

Тема 2.3. Характеристика детей с недостатками слуха в психолого-педагогической классификации

Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха разработана Р.М. Боскис на основе положений о возможности познания явлений в результате их всестороннего изучения. Научный подход к исследованию структуры дефекта, разработанный Р.М. Боскис, основывается на всестороннем изучении закономерностей развития ребенка с нарушением слуха, на сопоставлении каждого из полученных в исследовании фактов для выявления сущности наблюдаемых у детей отклонений в развитии. Согласно учению И.П. Павлова об анализаторах совокупность органов чувств понимается как единая система, работа каждого органа чувств обусловлена взаимосвязью всех анализаторов. Р.М. Боскис использует также положение Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития психики ребенка с нарушением любого из анализаторов. Утрата или недостаток одного органа чувств отрицательно сказывается на всей системе, различно отражается на каждом из сохранившихся. Более других страдает тот, который функционально ближе к поврежденному. Чем слабее связан какой-то анализатор в своей деятельности с пораженным, тем лучше он функционирует.

Наши рекомендации